§ 3 Самодеятельное художественное творчество сотрудников органов внутренних дел и членов их семей
Воспитание служебно-профессионального мастерства средствами духовной культуры означает выработку у сотрудников широты социального кругозора. В связи с этим культурно-массовая работа строится таким образом, чтобы помочь каждому не просто выработать для себя своеобразную «шкалу ценностей», а глубоко проникнуть в существо жизненных явлений. Часто соприкасаясь с различными антиобщественными явлениями, сотрудник органов внутренних дел должен твердо стоять на позициях общественной нравственности, обладать особо обостренным чувством нетерпимости к злу.
Эти качества формируются под влиянием духовного уклада общества, его культурных ценностей. Задача специалистов подразделений по работе с личным составом, в том числе культпросветработников, — сделать все от них зависящее, чтобы культура не оставалась чем-то вроде приятной ненужности, украшающей розеткой на лацкане государственного пиджака.
Бороться за законность — в этом гуманистическая суть деятельности милиции России. Пропагандируя книгу и чтение, широко знакомя личный состав с лучшими образцами театрального искусства, организуя встречи с видными деятелями искусств, культпросветработники стремятся к тому, чтобы каждый сотрудник органов внутренних дел и жены их семей смогли бы увидеть горизонты будущего, разглядеть его приметы в сегодняшнем дне.
Культурно-просветительные учреждения МВД России — клубы, дома и дворцы культуры, библиотеки, музеи, художественные студии постоянно совершенствуются. Связь культурно-массовых мероприятий с задачами, решаемыми службами, повседневное внимание к культурным запросам работников милиции и членам их семей к их содержательному досугу — отличительная черта работы этих учреждений.
Качество культурно-просветительной работы — понятие очень емкое, и складывается оно из множества составляющих. Опыт лучших клубных учреждений МВД — культурных центров МВД России и Московского университета МВД России, дворцов культуры ГУВД по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, г. Москвы, МВД по Республике Татарстан и УВД по Омской области, доказывает, что отправной точкой должно послужить тщательное изучение индивидуальных запросов сотрудников и членов их семей, курсантов и слушателей.
В связи с этим следует, прежде всего, подчеркнуть растущее стремление сотрудников и членов их семей к социальной деятельности в сфере досуга. Сегодня, прежде всего молодого сотрудника все меньше удовлетворяет роль пассивного потребителя культурных благ: он жаждет действия, творчества. Клуб, библиотека, музей призваны всеми средствами удовлетворять эту благородную потребность, постоянно расширяя актив энтузиастов культуры.
Пятого мая 2008 г. в Московском университете МВД России состоялся концерт, посвященный Дню Победы в Великой Отечественной войне — «Поклонимся великим тем годам». Отличительной особенностью его от всех проведенных в учебном заведении общественно значимых акций ранее было — участие в концертной программе наряду с Академическим ансамблем песни и пляски внутренних войск МВД России профессоров и преподавателей, курсантов и слушателей университета.
Дворец культуры ГУВД по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области ежегодно проводит выставки самодеятельных художников в области живописи, скульптуры, чеканки, графики. Проведенный анализ показал, что вокруг признанных самодеятельных мастеров группируется актив единомышленников. Из пятисот участников областного смотра нет ни одного нарушителя дисциплины, законности.
В театральных объединениях Дома культуры ГУВД по Новосибирской области занимается более 120 молодых сотрудников, которые регулярно выступают с творческими отчетами в милицейских подразделениях.
Вот что написал в газете «Московские новости» победитель конкурса «Знаете ли Вы Россию?» — гражданин Франции Ги Готье: «Но об одном символичном, на мой взгляд, событии, которое произошло в прошлом году, мне хотелось бы рассказать. Тогда мы с женой гостили у друзей в Новосибирске. Как-то после ужина кто-то, взяв местную газету, решил посмотреть, нет ли чего интересного в театрах и кино, и обратил наше внимание на то, что в доме культуры милиции идет спектакль «Жизнь Родена». Мы решили отправиться туда. Представляете, какой неожиданностью для меня, француза, было увидеть, что милиция имеет свой дом культуры.
С удовольствием посмотрели мы спектакль, который с любовью и уважением к памяти великого французского скульптора поставили самодеятельные артисты-милиционеры. И это в Сибири, за много тысяч километров от Франции! Согласитесь, было чему удивляться. Между прочим, афишу и газету с анонсом я передал в музей Родена во Франции». И все эти годы держит высокую «марку» упомянутое учреждение культуры.
Успеха добиваются сегодня те учреждения культуры, которые достаточно полно и своевременно учитывают новые тенденции и явления общественной жизни, вызванные процессами гласности и демократии, развитием средств массовой информации, совершенствованием общественных отношений, глубокими изменениями в образе жизни.
Именно так трудится коллектив дома культуры ГУВД по Пермскому краю. Здесь читаются лекции по общественнополитической проблематике, проводится чествование милицейских династий, вечера-портреты ветеранов Великой Отечественной войны. Но самое примечательное в деятельности дома культуры то, что информационная функция его все больше заменяется функцией консультативной. Работники учреждения культуры стремятся ориентировать своих посетителей в информации, поступающей по радио, телевидению, через печать, в новинках общественно-политической литературы, комментировать её. Задача для клубов не новая, но это направление представляется перспективным.
Не следует забывать, что клубные учреждения должны опережать существующие потребности. Они призваны и предугадывать, и формировать новые запросы. Повышение качества работы, таким образом, включает решение двуединой задачи — изучение реальных интересов аудитории и формулировку конкретных для каждого случая воспитательных целей. Одним из основных условий повышения качества культурно-просветительной работы является рост профессионального мастерства клубных, библиотечных и музейных работников — как организаторов разносторонних творческих занятий и социальной самодеятельности сотрудников в сфере досуга.
Так Центральный музей МВД России стал инициатором проведения тематический экскурсий «Эстетика подвига и благородного поступка солдата правопорядка». Пропагандистско-познавательное значение этого начинания было подкреплено интересом посетителей. Ведь речь идет о людях, событиях, фактах документально-значимых и ярком слове о них.
Исходя из положения комплексного подхода к воспитанию, существуют возможности дальнейшего повышения эффективности самодеятельного художественного творчества по следующим трем направлениям:
рост его влияния на все сферы жизни и быта сотрудников, способствующего тому, чтобы идеи Присяги стали устойчивыми личными убеждениями каждого сотрудника, превратились в фактор, определяющий его поведение на службе и в сфере свободного времени;
тесное увязывание самодеятельного художественного творчества с интересами деятельности служб;
целенаправленное формирование нравственно-эстетических качеств, необходимых сотруднику для успешного выполнения его функции как стража правопорядка.
Следует подчеркнуть, что самодеятельного художественное творчество может быть плодотворным лишь при реальном сочетании его с практикой воплощения пропагандируемых идей в жизнь, при единстве слова и дела.
Справедливость этого положения показывает, в частности, анализ культурно-просветительной деятельности в ГУВД по Московской области, которая проводится в тесном контакте воспитательного аппарата с ветеранскими организациями подразделений милиции.
И это не случайно, ведь совет ветеранов органов внутренних дел и внутренних войск области возглавляет талантливый воспитатель Герой Советского Союза А. М. Балясников, генерал-майор милиции в отставке.
Здесь у сотрудников пробуждают чувство гордости за службу в подмосковной милиции. Существует твердая вера в свои силы и возможности. Традиционно составляется единый план действий, с лекциями выступают перед личным составом начальники служб, проводятся тематические вечера, чествования передовиков и отличников подразделений, сотрудники оперативно получают ответы на волнующие их вопросы, ветераны в подразделениях не гости, а мудрые учителя, наставники молодёжи. Фестивальные смотры-конкурсы самодеятельного культурного творчества сотрудников и членов их семей воспитания вошли в систему. Результаты работы видны и в улучшении оперативно-служебных показателей, и по такому очень важному фактору, как укрепление духовного состояния кадров, милицейских подразделений.
Однако, в некоторых других МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации, УВДТ при более внимательном анализе выявились случаи, когда руководители придерживаются опровергнутой жизнью позиции, будто их задача состоит лишь в том, чтобы «организовать оперативно-служебный процесс». Ревнители такого антивоспитательного подхода считают, что их дело «обеспечить выполнение задач». Они мало интересуются тем, как живут и трудятся люди, каковы их настроения, а тем более, духовные запросы, да и занятия самодеятельным художественным творчеством
Настоятельной проблемой в комплексном подходе к развитию самодеятельно художественным творчеством, от решения которой во многом зависит эффективность этой деятельности, является сочетание культурно-просветительных и индивидуальных средств в воспитании личного состава. Накопленный опыт позволяет достаточно определенно назвать основные элементы этой, используемой в практике:
во-первых, плановое, целенаправленное изучение культурно-эстетических запросов и интересов личного состава;
во-вторых, определение основных сил, опираясь на которые можно на практике осуществлять развитие самодеятельного художественного творчества;
в-третьих, выработка рациональных методов организации, методической помощи коллективам самодеятельного народного творчества.
Убеждение сотрудников в важности выполнения той или иной задачи осуществляется через его разум, чувство и достигается, главным образом, путем идейного и нравственного-эстетического воспитания, ибо каждый сотрудник — человек, личность.
Однако, хотя идейно-воспитательных мероприятий много и в возможностях идеологического воздействия нет, их эффект далеко не всегда оказывается действенным. В ряде воспитательных аппаратов и курируемых ими культпросветучреждениях агитационно-пропагандистские и массово-политические общественно-значимые акции страдают формализмом: допускаются случаи механического повторения общеизвестных истин, недостаточно внимания уделяется таким вопросам, как укрепление дисциплины среди личного состава, соблюдение законности, борьбы с пьянством, бескультурьем, коррупцией, мздоимством, нарушениями правопорядка. Естественно, в таких случаях отдача крайне невелика. Не велика она и тогда, когда излишне увлекаются развлекательной стороной мероприятий.
Не количеством, но содержательностью мероприятий измеряется уровень идейно-воспитательной и культурно-просветительной работы.
Главное здесь — эффективность самодеятельного художественного творчества
Отсюда вытекает еще одна его важная проблема идейно-воспитательной и культурно просветительной работы — совершенствование нормативов и критериев оценки. Традиционный учет количества концертов, фестивалей, смотров-конкурсов и т. д. и их участников безнадежно устарел, и для оценки эффективности и качества работы, особенно в сфере культуры, не подходит. Представляется, что таким критерием, таким оценочным показателем может быть, например, качество работы клубного, библиотечного и музейного. Качественный уровень самодеятельного художественного творчества поддается измерению с помощью изучения общественного мнения и экспертных оценок.
Следует особо выделить вопрос о творческом содружестве с деятелями литературы, культуры и искусства.
Культурное шефство в органах внутренних дел превратилось в неотъемлемую часть всего комплекса самодеятельного художественного творчества сотрудников и членов их семей. Оно опирается на славные традиции шефства творческой интеллигенции над ВЧК, НКВД, Вооруженными Силами.
Требование жизни о создании широкого, единого фронта борьбы с преступностью, бескультурьем, хамством ставит органы внутренних дел в один строй с творческими работниками. Для нас важно ощущение локтевой связи с работниками науки, культуры в едином фронте борьбы с преступностью, сознанию того, что мы союзники в общем нашем наступлении на преступность, невежество, невоспитанность, пьянство, аморальность, духовную одичалость.
В августе 2004 г. Российский Совет ветеранов органов внутренних дел и внутренних войск совместно с другими общественными организациями выступил с инициативой учреждения общественной премии «Честь и доблесть». Это единственная в стране премия общественного признания и оценки труда людей, которые добросовестно и мужественно, порой ценой своей жизни, отстаивали законность и правопорядок, права и собственность граждан. В 2004–2006 годы из всех субъектов Российской Федерации было номинировано более 350 кандидатов, 69 лучших из них стали лауреатами премии в девяти номинациях.
Инициативу Российского Совета ветеранов органов внутренних дел и внутренних войск активно поддержали Приволжского федерального округа. В девяти номинациях премии были вручены 21 лауреату. Среди них кавалер трех орденов Мужества заместитель начальника криминальной милиции УВД по Ульяновской области майор милиции А. С. Дубовицкий; инспектор ОМСН ГУВД по Саратовской области майор милиции Ю. В. Еверсиенко, награжденная медалью «За отвагу»; кавалер ордена Мужества офицер штаба Приволжского регионального командирования внутренних войск МВД России майор М. И. Колмаков и старший оперуполномоченный КМ ГУВД по Пермскому краю майор милиции В. Е. Боярщиков, ставшие лауреатами в номинации «Преодолевшие судьбу».
Процесс воспитания личности не проходит гладко. Этому мешает несоответствие между представляемыми обществом реальными возможностями для приобщения людей к духовным ценностям и недостаточной подготовленностью человека к восприятию культуры.
Учитывая все это, советы клубных учреждений, прежде всего должны формировать у сотрудников высокую политическую культуру, представляющую собой совокупность политических, правовых, философских идей. В ходе ее развития происходит становление нового типа высокоидейной, сознательной и социально активной личности, которая не просто овладевает элементарными знаниями, духовными ценностями, но и участвует в их создании, применяет их в своей повседневной жизни.
Постижение культуры — трудный и сложный процесс, требующий специальной подготовки, серьезного образования.
И здесь большую роль играют библиотеки. Тематические выставки книг, обзоры новинок литературы, читательские конференции, встречи с писателями и героями литературных произведений, которые проводятся непосредственно в коллективах органов и подразделений внутренних дел, положительно влияют на общую культуру сотрудников.
Воспитание культуры использования свободного времени, умение его рационально организовать — одно из необходимых условий неуклонного роста творческих сил личного состава органов внутренних дел и повышения на этой основе результативности и качества работы.
В подтверждение сказанному, сошлюсь только на один из многочисленных примеров, существующих в практике. Недавно в сквере имени Волкова состоялся очередной, ставший традиционным, День милиции. Его программа, которую считаю возможным привести полностью, не только весомый вклад в воспитательный процесс сотрудников, но и свидетельство поиска новых, современных форм, методов и средств, способствующих укреплению связей органов внутренних дел по Калужской области с населением.
ПРОГРАММА Дня милиции в УВД по Калужской области | |
| Футбольное поле стадиона |
10.00-11.00 | Выступление духового оркестра УВД |
11.00-12.00 | Торжественное открытие. Аукцион о продаже товаров, изъятых милицией у спекулянтов (деньги перечислены детским домам) |
12.00-13.15 | Показательные выступления спортсменов общества «Динамо» (демонстрация приемов самозащит, восточных единоборств, турнир по рукопашному бою, каратэ и самбо, спортивные игры, «Веселые старты»). |
13.15-14.00 | Показательные выступления гимнастов, фехтовальщиков и отрядов особого назначения милиции |
14.00-15.00 | Соревнования семейных команд сотрудников милиции |
15.00-16.00 | Лотерея (разыгрываются: легковой автомобиль ВАЗ-2109, холодильники, цветные телевизоры, стиральные машины, мебель…) |
16.00-18.00 | Матч по футболу: «Динамо» (УВД) — «Импульс» (ПО «Гранат») |
| Концертная эстрада |
10.00-11.00 | Выступление детского вокально-инструментального ансамбля «Подснежник» |
11.30-12.00 | Выступление агитбригады Ферзиковского РОВД |
12.00-13.00 | Выступление ансамбля «Молодость» |
13.00-14.00 | Выступление народного ансамбля «Калужская тальянка» |
14.00-15.00 | Выступление ансамбля «Калинка», артистов облфилармонии |
15.00-16.00 | Выступление вокально-инструментального ансамбля СВПЧ-2 |
16.00-18.00 | Демонстрация моделей моды |
| Набережная водохранилища |
10.00-18.00 | Выставка техники и технических средств ГИБДД и творческих работ юных техников |
11.30-15.00 | Познавательная программа ГИБДД для детей и взрослых по правилам дорожного движения |
11.45-15.00 | Конкурс рисунков на асфальте, веловикторина |
11.30-18.00 | Катание детей на конных упряжках, машинах ГИБДД и патрульно-постовой службы |
| Водохранилище |
11.30-12.00 | Барражирование вертолетов ГИБДД. Спортивный пилотаж. |
10.00-13.00 | Соревнования на байдарках и каноэ, водных велосипедах и лыжах, по академической гребле |
13.00-14.00 | Показательные выступления парашютистов |
14.00-18.00 | Соревнования по водномоторному спорту и на морских шлюпках |
| Теннисный корт № 1 |
10.00-18.00 | Выставки: «Калужская милиция на страже законности и правопорядка». Экспозиция материалов из музея УВД, образцов оружия, изъятого у преступников |
| Баскетбольная площадка |
13.00-18.00 | Соревнования по баскетболу между командами коллективов физкультуры УВД |
| Теннисный корт № 2 |
11.30-14.00 | Показательные выступления служебных собак УВД, программа городского клуба служебного собаководства |
13.00-18.00 | Соревнования по теннису |
| Шахматная площадка |
11.30-18.00 | Соревнования по шахматам с участием сильнейших шахматистов УВД. Шахматные турниры. |
| Конно-спортивная площадка |
11.30-14.00 | Показательные выступления спортсменов общества «Динамо» по конному спорту, конкурсы по выездке и преодолению препятствий |
| Видеосалоны-палатки |
11.30-18.00 | Демонстрация видеофильмов о милиции, мультфильмов для детей, художественных фильмов для подростков и взрослых (бесплатно) |
| Зоологический уголок |
11.00-18.00 | Выставка рыб, птиц, животных |
| Детский тир |
10.00-18.00 | Соревнования и конкурсы по стрельбе среди детей |
| Юридические консультации, советы, ответы на вопросы |
10.00-18.00 | Консультации опытных юристов, врачей-наркологов, сотрудников инспекций по делам несовершеннолетних. Памятки-листовки отделов УВД по охране квартир, безопасности движения, профилактике правонарушений. |
| Выездная торговля |
10.00-18.00 | Работа выездных магазинов, столовых, буфетов и киосков |
11.30-14.00 | Книжная ярмарка |
Комплексный подход к самодеятельному художественному творчеству сотрудников органов внутренних дел и членов их семей в конечном итоге служит не только повышению авторитета сотрудников органов внутренних дел, но прежде всего и благородному делу гражданского воспитания.
Между тем еще многие клубные учреждения однообразно, «казенно» строят свою деятельность, зачастую не могут удовлетворить возросшие духовные запросы сотрудников и членов их семей. Исследования, в частности, показали, что около 70% молодых сотрудников не принимают участия в работе клубов, при этом 42,3% объясняют это тем, что могли бы участвовать, но их не привлекают, 15,1% — «не хватает времени», 14,1% — «могли бы участвовать, но есть другие поручения». Молодые сотрудники, отвечая на вопрос «Чем бы Вы хотели заняться, чему научиться, участвуя в работе клуба?», дали следующие ответы: 45,6% — играть на музыкальных инструментах, 29,8% — петь, 17,8% — читать стихи, 9,4% — заниматься литературным и техническим творчеством, 67,3% — больше узнать об искусстве. В своих пожеланиях милицейская молодежь предлагает создавать клубы по интересам, университеты культуры, проводить встречи с интересными людьми, тематические вечера.
Жизнь заставляет культпросветработников проводить работу непосредственно в подразделениях горрайлинорганов, в общежитиях, последовательно использовать в работе с личным составом опыт лучших практиков.
Офицеры милиции, рядовой и младший начальствующий состав обнаруживают большую потребность в самообразовании, пополнении знаний. Отсюда вытекает важное требование к культпросветработнкам: создать все условия для того, чтобы каждый сотрудник постепенно приобщался к лучшим достижениям мировой культуры, ощущал приток новых мыслей, чувств, идей, впечатлений. Таким образом, разнообразие содержания культурно-просветительных мероприятий, проводимых для личного состава органов внутренних дел — это только одна сторона дела, другой стороной является резкое повышение содержательного, идейного и культурного уровня проводимых мероприятий.
Важнейшей проблемой в деятельности органов внутренних дел остается проблема законности. Успешно защищать и отстаивать правопорядок, воспитывать уважение к законам, требующим от граждан их исполнения, можно лишь в том случае, если сам работник милиции действует строго по закону, глубоко понимает правовые акты, проявляет высокую культуру при их выполнении, безупречен в личном поведении. Поэтому для работников учреждений культуры актуальной остается задача: добиться значительного улучшения изучения законодательства путем проведения бесед, тематических диспутов, юридических викторин и олимпиад, выработки дополнительных мер, способствующих изучению нашими сотрудниками основных направлений и содержания законодательной политики через правовые лектории, лекторские школы, клубы правового воспитания, кружки «Беседы о праве» и т. п.
Решение вышеперечисленных проблем способствует делу улучшения воспитания личного состава, укрепляет сложившуюся систему воздействия, повышает действенность и результативность пропагандистских мероприятий, значительно расширяет и обогащает опыт культурно-просветительной деятельности в решении сложных и ответственных задач по укреплению законности среди коллективов горрайорганов.
Проблема эстетического воспитания сотрудников милиции сегодня широко обсуждается нашей общественностью. Воспитание эстетической культуры — вопрос сложный, но решается он уже сегодня, ибо представляется очевидным, что сформированный эстетический вкус — это важное условие качества службы и одновременно важный стимулятор творческой инициативы.
Высекать огонь из сердец, — так в свое время определил одну из благороднейших задач искусства Бетховен.
Проблема рационального использования свободного времени неотделима от всей системы воспитания и самовоспитания личности, от ее нравственной зрелости. Имеющиеся факты антиобщественного поведения со стороны людей (пьянство, хулиганство и другие аморальные поступки), бессмысленная трата времени, встречающаяся в быту, свидетельствуют о том, что еще не у всех воспитано чувство ответственности за рациональное использование свободного времени.
Безусловно, характер использования свободного времени зависит и от объективных условий, от полноты удовлетворения материальных и духовных потребностей людей. Но все-таки исключительно велика роль и самой личности, ее мировоззрения, ее активности, ее воли. Говоря обобщенно, содержание свободного времени существенно определяется теми ценностями, с которыми человек связывает смысл своей жизни.
Отношение к свободному времени зависит от того, как человек представляет себе смысл своей жизни, а это определяется его духовным развитием.
Целенаправленная организация досуга имеет не только идейно-воспитательное, но и непосредственное служебное значение, ибо треть всех нарушений законности среди личного состава происходит во внеслужебное время. Правильная организация досуга — это не мелочная опека, а внимательное, заботливое отношение к духовному здоровью сотрудника, которое должно составлять суть и назначение работы по организации его свободного времени.
Примером такого подхода может служить деятельность дворца культуры ГУВД по г. Москве. Его коллектив регулярно проводит для сотрудников и членов их семей вечера отдыха, выступления концертных бригад, художественной самодеятельности, деятелей культуры, литературы, искусства, кинофестивали, читаются лекции и проводятся беседы, дискуссии по актуальным вопросам культуры, организуются чтения «Жизнь — всегда подвиг», успешно работает фольклорный коллектив «Горница», оркестр русских народных инструментов «Россияне». Дворец культуры часто проводит мероприятия непосредственно в подразделениях ГУВД, используя для этих целей фотоматериалы, фонограммы, передвижные стенды и выставки.
Увлекательно ведет работу и дом культуры ГУВД по Новосибирской области. Здесь регулярно проводятся вечера-портреты «Гордая профессия моя», вечера-конкурсы профессионального мастерства молодых сотрудников, семейные вечера отдыха. Каждое воскресенье организуется занятие клуба выходного дня «Отдыхая — познавать», на котором его участники имеют возможность прослушать лекцию, познакомиться с новинками литературы, просмотреть кинофильм. Созданы и успешно действуют клубы по интересам: клуб «Папа, мама, я», лекторий для родителей «Взрослым о детях», кинолекторий «Человек и закон», клуб интересных встреч.
Теперь уже в далекое от нас время Н. К. Крупская, одержимый кульпросветчик, писала: «Клуб должен быть местом, где концентрируется общественная инициатива, крепнут общественные инстинкты, растет общественное сознание, что каждый — член общественного коллектива»1.
Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения, что от того, как организован досуг сотрудников, зависит не только состояние личного состава, но и кругозор, а в конечном итоге, и служебные показатели подразделения.
Широко распространенной формой идейного воспитания личного состава стало проведение в органах и подразделениях внутренних дел читательских форумов. Диспуты, обсуждения книжных новинок, книжные викторины, вечера-портреты, творческие дискуссии по произведениям современной литературы явились своеобразной научно-творческой лабораторией большинства библиотек, стали хорошей базой для выработки методики идеологического обеспечения проводимых клубных мероприятий. При проведении читательских конференций происходит поиск новых форм, углубляется их идейная и тематическая направленность, вырабатываются приемы более эффективного влияния литературы на служебную деятельность сотрудников, на рост их самосознания.
Таким образом, перед работниками культпросветучреждений стоят большие и многочисленные задачи, решение которых требует четкой и тщательно продуманной системы организации воспитательной работы.
Жизнь, повседневная практика коллективов горрайорганов выносит на повестку дня новые, неординарные вопросы. О них должны знать культпросветработники и использовать все возможное для пропаганды передовых идей. Министр внутренних дел Российской Федерации генерал армии Р. Г. Нургалиев с особой озабоченностью подчеркивает — «Жизнь снова и снова подтверждает непреложную истину: высокий профессионализм и нравственная зрелость каждого сегодня определяет успех общего дела, высокую эффективность оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел. Кадровые и воспитательные аппараты должны осознавать серьезность поставленных задач, свою очень важную роль в этой работе. Нужно научиться применять общие подходы и принципы к конкретным делам. надо знать реальное положение дел в каждом субъекте РФ, в каждом районном отделе внутренних дел, надо знать каждого работника органов внутренних дел. Нельзя ограничиваться лишь подготовкой очередных аттестаций поощрением наиболее отличившихся сотрудников к праздникам, организовывая наши победные парады. Приоритетом должен стать сам человек, с его конкретными нуждами, его семья, судьба его детей. Нужно внимательнее подходить к мотивации и адаптации в коллективе, чтобы предотвратить возможный уход человека со службы. Самое губительное — бездушие, равнодушие к человеку. Кто-то устоит при сложности навалившихся обстоятельств, а кто-то откровенно дрогнет, не почувствовав руку старшего товарища. Со многими никто и никогда не проводил воспитательной работы и не все знают куда можно обратиться. Вот это, я считаю, главная проблема, которая сейчас есть в работе наших кадровых и воспитательных подразделений. Я ещё раз подчеркиваю необходимость более внимательного отношения к человеку в мундире, который в непростых условиях сегодня выполняет очень сложные и ответственные задачи, риску жизнью. При таком подходе должна кардинально поменяться морально-психологическая обстановка в коллективах, увеличиться результативность служебной деятельности, и, как следствие, должно поменяться отношение в целом к системе органов внутренних дел.
Очень важно, чтобы на службу в органы внутренних дел приходил человек мотивированный. Важно также, чтобы эта мотивация была не на один день, не на месяц, а на всю жизнь, как у наших уважаемых ветеранов, которые достойно прошли тяжелые испытания, взяли на себя тяжелую ношу ответственности и пронесли через всю жизнь. Они и сегодня нам помогают (офицеров в отставке не бывает), и я им очень благодарен. Вот такая школа у нас должна быть! Вот такая должна быть мотивация. В этом нужно сокращать преемственность.
Подбирать сотрудников нужно не по принципу — лишь бы было пополнение, а по качеству. Должен быть конкурс, должна быть интересная программа профессиональной ориентации, должна быть патриотическая основа, должна быть разъяснительная работа. Надо работать с молодежью не формально, а по душе, по совести. И всё это — на личной ответственности руководителей и в прямой обязанности кадровых и воспитательных аппаратов. Нужно, чтобы проявились у нас новые Анискины — с глубокой профессиональной подготовкой и высоконравственной, порядочной душой. Тогда сложится в обществе исключительно уважительное и доброе отношение к человеку в погонах — отношение, какого он по-настоящему заслуживает»1.
- Авторский коллектив:
- Оглавление
- § 3. Профилактика и преодоление проявлений правового нигилизма 122
- § 4. Укрепление служебной дисциплины и законности среди личного состава органов внутренних дел 128
- Введение
- § 2. Общие признаки воспитания
- Факторы, влияющие на процесс воспитания
- § 3. Воспитание как компонент социализации личности
- 1.1. Научно обоснованный подход к воспитанию, как веление времени
- 1.2. К истории возникновения и обогащения педагогических знаний о воспитании в органах внутренних дел
- 1.3. Общая характеристика педагогики воспитания личного состава и ее инновационный потенциал
- § 2. Позитивный отечественный и зарубежный опыт воспитания сотрудников милиции (полиции) и пути его использования в работе с личным составом органов внутренних дел
- 2.1. Понятие позитивного отечественного и зарубежного опыта воспитательной работы с личным составом, опыт обучения полицейской этике в странах Европы
- 2.2. Особенности реализации позитивного отечественного опыта в воспитательной работе с личным составом органов внутренних дел
- 2.3. Специфика использования позитивного зарубежного опыта в воспитательной работе с личным составом
- § 2. Субъект и объект воспитания в системе воспитательной работы с личным составом
- § 3. Содержание воспитательной работы с личным составом
- Глава 2. Правовое регулирование, организационное и психологическое обеспечение воспитательной работы § 1. Правовые основы воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел
- § 2. Планирование воспитательной работы и ее организация
- 1. Для руководителей горрайлинорганов внутренних дел, начальников, имеющих в своем подчинении структурные подразделения:
- 2. Для иных субъектов индивидуальной воспитательной работы (наставники, общественные объединения и организации):
- § 3. Психологическое обеспечение воспитательного процесса в органах внутренних дел
- 3.1. Методы исследования в практической психологии
- 3.2. Психологическое обеспечение деятельности органов внутренних дел
- Глава 3. Закономерности и принципы воспитания личности и коллектива § 1. Закономерности процесса воспитания сотрудников органов внутренних дел
- § 2. Принципы воспитания и особенности их реализации в работе с личным составом
- § 2. Патриотическое воспитание личного состава
- Глава 2. Правовое воспитание личного состава § 1. Формирование профессионального правосознания
- § 2. Педагогическое обеспечение соблюдения прав человека в профессиональной деятельности сотрудников
- 2.1. Социально-педагогические аспекты проблемы соблюдения прав человека в деятельности системы мвд России
- 2.2. Актуальные педагогические вопросы соблюдения прав человека в деятельности сотрудников органов внутренних дел
- 2.3. Педагогические аспекты взаимодействия граждан с правоохранительными органами в контексте соблюдения прав человека
- 2.4. Педагогическое обеспечение соблюдения прав человека в деятельности органов внутренних дел
- § 3. Профилактика и преодоление проявлений правового нигилизма
- 3.1. Предпосылки возникновения и особенности проявлений правового нигилизма у сотрудников
- 3.2. Пути профилактики и преодоления правового нигилизма
- § 4. Укрепление служебной дисциплины и законности среди личного состава органов внутренних дел
- 4.1. Современные формы и методы предупреждения и профилактики происшествий, нарушений служебной дисциплины и законности сотрудниками органов внутренних дел
- 4.2. Основные принципы предупреждения и профилактики происшествий, нарушений служебной дисциплины и законности сотрудниками органов внутренних дел
- 4.3. Деятельность руководителей органов внутренних дел по обеспечению дисциплины, законности и профилактике правонарушений среди личного состава
- 4.4. Ранние профилактические мероприятия, осуществляемые при приеме кандидатов на службу
- 4.5. Базовые профессионально-этические требования основ организации воспитательно-профилактического воздействия на личный состав
- 4.6. Общепрофилактические мероприятия по предупреждению происшествий, нарушений служебной дисциплины и законности сотрудниками органов внутренних дел
- 4.7. Организация воспитательно-профилактического воздействия на личный состав органов внутренних дел
- Глава 3. Профессионально-нравственное воспитание сотрудников § 1. Сущность, особенности и задачи нравственного воспитания
- § 2. Система нравственного воспитания личного состава в органах внутренних дел
- § 3. Профессиональная нравственная деформация сотрудника и её профилактика
- § 4. Формирование профессиональной культуры сотрудников
- 4.1. Содержание организационно-культурного подхода и его влияние на корпоративную культуру органов внутренних дел
- 4.2. Культура и имидж руководителя органа внутренних дел
- 4.3. Формирование профессиональной культуры руководителя органа внутренних дел на основе современных стилей и методов руководства коллективом
- § 2. Формирование имиджа сотрудника органа внутренних дел с использованием данных психологической науки
- § 3. Пути и условия формирования речевой культуры сотрудников органов внутренних дел
- 3.1. Культура речи сотрудника
- 3.2. Совершенствование культуры речи
- Применение методов совершенствования культуры речи
- 3.3. Основные риторические правила
- Глава 5. Формирование эстетической культуры личного состава органов внутренних дел § 1. Эстетическая культура сотрудников и пути её формирования
- § 2. Эстетическое воспитание как приоритетное направление воспитательной работы в органах внутренних дел
- § 3 Самодеятельное художественное творчество сотрудников органов внутренних дел и членов их семей
- Глава 6. Совершенствование физических качеств сотрудников и формирование здорового образа жизни § 1. Физическое воспитание как фактор развития личности сотрудника
- § 2. Условия и пути формирования здорового образа жизни у сотрудников органов внутренних дел
- § 2. Культура межнационального общения как социальная и нравственная ценность
- § 3. Воспитание культуры межнационального и межконфессионального общения в служебных коллективах органов внутренних дел
- 3.1. Традиционные религии России как основа межнациональных и межконфессиональных отношений
- 3.2. Цели, задачи и принципы воспитания культуры межнационального и межконфессионального общения
- 3.3. Формирование опыта межнационального общения
- 1.1. Понятие и содержание работы с личным составом органов внутренних дел в экстремальных условиях
- 1.2. Основные направления и способы организации и осуществления работы с личным составом в экстремальных условиях
- 1.3. Особенности работы с личным составом в различных экстремальных ситуациях
- § 2. Формирование у сотрудников способности к обеспечению личной профессиональной безопасности
- 2.1. Способность к обеспечению личной профессиональной безопасности в системе факторов, обеспечивающих безопасность сотрудников
- 2.2. Способность к обеспечению личной профессиональной безопасности и пути ее формирования
- Раздел IV. Современные технологии воспитания личного состава органов внутренних дел Глава 1. Технологии воспитательного процесса § 1. Понятие технологий воспитания и их основные идеи
- Способ конструирования технологий воспитания
- Алгоритм воспитательного воздействия
- § 2. Специфика технологий воспитания в работе с личным составом органов внутренних дел
- Сравнительная таблица воспитательной деятельности членов педагогического коллектива
- Глава 2. Система методов профессионального воспитания сотрудников органов внутренних дел § 1. Понятие о методах воспитания и их классификация
- § 2. Правила и порядок выбора методов воспитания
- § 3. Характеристика основных методов воспитания и условия их эффективного применения в работе с личным составом
- Глава 3. Формы воспитания личного состава § 1. Понятие «форма воспитательной работы»
- § 2. Классификация форм воспитательной работы
- § 3. Оценка эффективности применения методов, форм и приемов воспитательной работы
- § 2. Условия, пути и методы формирования благоприятного морально-психологического климата в служебных коллективах
- § 3. Развитие и совершенствование коллектива сотрудников
- Глава 2. Индивидуальная воспитательная работа с личным составом § 1. Понятие индивидуальной воспитательной работы и ее значение в работе с кадрами
- § 2. Система индивидуальной воспитательной работы
- § 3. Основные формы и методы индивидуальной воспитательной работы
- § 4. Контроль состояния и оценка результативности индивидуальной воспитательной работы
- Глава 3 Самовоспитание личности сотрудника органа внутренних дел § 1. Сущность процесса самовоспитания личности сотрудника органов внутренних дел
- Системно-функциональная модель самовоспитания личности
- § 2. Стимулирование самовоспитания как основная задача воспитателя
- § 3. Диагностика готовности сотрудников к самовоспитанию
- Глоссарий