3.1. Предпосылки возникновения и особенности проявлений правового нигилизма у сотрудников
Профилактика и преодоление правового нигилизма в работе с личным составом органов внутренних дел выступает, с одной стороны, как самостоятельная остроактуальная воспитательная задача, с другой стороны, — как средство решения целого ряда актуальных воспитательных задач по профилактике и преодолению у сотрудников негативных отклонений в развитии личности, их профессиональной деформации. Это связано с современными особенностями правового нигилизма как психолого-педагогического явления.
Сегодня правовой нигилизм уже имеет не только «классическую форму» неприятия закона, игнорирования закона, пренебрежения законом, а связан с уверенностью, что ряд личных и даже профессиональных проблем наиболее эффективно можно решить «вне правового поля». Это превращает правовой нигилизм из мнения, отношения в личную программу действий.
Существует определенный комплекс предпосылок появления и развития правового нигилизма у сотрудников органов внутренних дел.
К объективным предпосылкам относится существование в социальной и профессиональной практике противоречий и негативных моментов, способствующих формированию правового нигилизма. Это, связанные с динамикой нашего общества, становлением и развитием его правовой базы, нерешенные проблемы правового регулирования в ряде сфер жизни общества, в частности — в правоохранительной деятельности, на что неоднократно указывал в своих выступлениях Президент Российской Федерации Д. А. Медведев. Наличие подобных проблем и противоречий отражается на процессе формирования профессионального, и шире — личного жизненного опыта сотрудника, может придать ему противоречивый характер.
Однако, формирование правового нигилизма у практических работников ОВД нередко происходит не только по причине каких-либо негативных воздействий или впечатлений, связанных со службой. Практическому работнику, особенно молодому, в ряде случаев самостоятельно весьма сложно правильно осмыслить собственную практику и практику коллег, увидеть не только проблемы и противоречия, но и то положительное, что она содержит. Здесь работа по профилактике правового нигилизма вплотную смыкается с работой по формированию правосознания сотрудника, его правовому, гражданскому, нравственному воспитанию.
Не менее важной проблемой является то, что сотрудники порой бывают недостаточно обучены конкретным механизмам, методам, приемам профессиональной деятельности «в правовом поле», сориентированным именно на наши сегодняшние непростые условия. Практика показывает, что отклонение от норм права в служебной деятельности в ряде случаев вызвано тем, что сотрудник не представляет себе конкретную цепочку правомерных профессиональных действий в сложной и неоднозначной ситуации, и пытается поступить с точки зрения «интересов дела», «здравого смысла». Несомненно, интересы дела и здравый смысл должны играть серьезную роль в деятельности сотрудника, но иногда их субъективное понимание выходит за рамки «правового поля».
К значимым предпосылкам развития правового нигилизма у сотрудников можно отнести и те противоречия в общественном мнении и общественных настроениях граждан, которые отражают объективные противоречия и проблемы развития современного российского социума и несут в себе элементы правового нигилизма. Эти сходные по содержанию, но разноплановые по источникам и характеру негативные влияния (круг знакомых, семья, мнения граждан, высказываемые при контактах с сотрудниками органов внутренних дел и др.) именно в силу их комплексности могут оказать значительное влияние в плане зарождения правового нигилизма у ряда сотрудников, особенно если учесть пролонгированный характер таких воздействий, т. е. их повторяемость в течение достаточно длительного времени, и значимость источника воздействия, например — родители, жена, муж, родственники, близкие знакомые.
Существует, однако, и некоторая системная субъективная предпосылка формирования правового нигилизма у сотрудников органов внутренних дел. Она связана с содержанием деятельности некоторых средств массовой информации, в частности — телевидения. Эти воздействия имеют как прямой, так и косвенный характер. Они влияют не только на самих сотрудников, но и на окружающих их людей, на общественное мнение, групповые мнения и настроения, и через них порой еще более сильно воздействует на самих сотрудников, чем непосредственное чтение газетных статей или просмотр телепередач.
Конечно же, ни одно издание, на один телеканал не ставит своей целью формирование правового нигилизма у сотрудников органов внутренних дел или граждан России в целом. СМИ отражают те сложности, противоречия, кризисные явления, которые, пусть в меньшей мере, чем лет десять назад, но все еще свойственны духовной жизни нашего общества. Более того, только воздействие СМИ вряд ли оказывало бы столь серьезное влияние, если оно не «корреспондировалось» бы с действительно существующими реальными фактами и явлениями и также не имело бы пролонгированного и комплексного характера. Такое воздействие имеет ряд специфических проявлений:
1. Косвенное внушение посредством повторяющихся репортажей, материалов, телефильмов и телепередач мысли о бессилии закона в деле защиты прав человека и восстановления справедливости. Как логическое продолжение — показ того, как положительные герои фильмов или телесериалов (в том числе — сотрудников правоохранительных органов) действительно побеждают зло и восстанавливают справедливость, но — действуя далеко за пределами «правового поля». Иногда по замыслу сценариста положительному герою «прощаются» такие «шалости», как незаконное хранение оружия, угон автотранспорта, превышение всех пределов необходимой обороны и т. д. лишь бы добро торжествовало, злодей получил по заслугам, а фильм имел успех.
2. Динамичный и лидирующий характер негативных воздействий (в частности, когда речь идет о деятельности правоохранительных органов): их скорость, опережающий характер по отношению к позитивной информации. Например, — некоторые публикации о деятельности органов внутренних дел в определенного рода прессе, когда проверка органов внутренних дел представленных фактов и их объективное изложение, не успевает за следующей обличительной статьей. Это нередко затрудняет осмысление такого рода информации, приводит к искаженным оценкам деятельности органов внутренних дел.
3. «Формирование однолинейного мышления», т. е. акцентирование внимания читателей или зрителей (слушателей) (на отдельные черты сложного, противоречивого явления. Так, при всей противоречивости практики деятельности органов внутренних дел, «оборотней в погонах», или действующих вне «правового поля» там все же меньшинство. Однако сознательная гипертрофия факта или умело подобранные отдельные факты в противоположность объективной системе фактов могут сформировать «однолинейное восприятие» практики деятельности органов внутренних дел как деятельности «вне правового поля».
4. «Подмена смыслов» или «затемнение смыслов» через подмену слов, обозначающих конкретные явления, характеристики личности. Здесь в плане развития правового нигилизма могут оказать негативное влияние те элементы современной массовой культуры, для которых такая подмена или затемнение весьма характерны. Например — обозначение словом «бизнес» не только честной предпринимательской деятельности, но и разного рода мошенничеств, спекуляций, афер» и т. д.
5. Клишированное воздействие или «навешивание ярлыков». К сожалению, на уровне массового сознания клише типа «вся милиция коррумпирована» воспринимаются и «впечатываются» легче, чем объективная информация. Клише — это закрепление «однолинейного мышления» в легко усваиваемых формулировках. Конечно, у самих сотрудников органов внутренних дел такие клише вызывают отторжение, но они действуют на массовое сознание граждан, в том числе — в плане развития правового нигилизма. Чаще всего в основе клишированного воздействия — подмена самого факта оценкой факта.
6. Опережающее эмоциональное воздействие. Опережающее управляемое апеллирование к эмоциям (чаще — простейшим), в том числе — при описании «негатива в милиции», является сейчас одним из наиболее распространенных негативных воздействий, включающих нередко и элементы эмоционально-волевого внушения. Подаваемая эмоциональная окраска факта в данном случае опережает и «забивает» его рациональную оценку, часто придает эмоциональную привлекательность негативным взглядам и поступкам. В частности — в некоторых телесериалах и телепередачах на уровне бытового сознания действия «вне правового поля» выглядят куда более эмоционально привлекательными, чем действия законные.
7. Образное воздействие. Например — демонстрация на экранах и на страницах газет и журналов фото, видео- или киноматериалов, негативно изображающих сотрудников органов внутренних дел их действия, или — изображение «положительного героя», добивающегося своих целей криминальным путем. В итоге нередко создается определенная система внушаемых образов и внушаемых образцов поведения. Внушение через образ, особенно — эмоционально насыщенный образ, может оказать воздействие, противоречащее объективной логике окружающей жизни, даже — предыдущему профессиональному жизненному опыту.
8. Обеспечение «авторитетности» источника информации. Информация нередко подкрепляется «авторитетом» какой-либо организации или ассоциации, как правило — с эффектной титулатурой, или информированностью «заслуживающего доверия» источника. В ряде случаев это может быть реальный авторитетный источник, но нередко это «клишированный авторитет» типа: «в газете зря не напечатают», «уже всем об этом известно» и т. д.
Под воздействием подобных факторов у сотрудника может сформироваться искаженная оценка социальной и профессиональной практики и, как следствие, соответствующие «ценности», нормы и установки на деятельность. Однако, при всей возможной устойчивости таких негативных взглядов, они содержат в себе противоречия, слабости, использование которых способствует развенчанию правового нигилизма.
- Авторский коллектив:
- Оглавление
- § 3. Профилактика и преодоление проявлений правового нигилизма 122
- § 4. Укрепление служебной дисциплины и законности среди личного состава органов внутренних дел 128
- Введение
- § 2. Общие признаки воспитания
- Факторы, влияющие на процесс воспитания
- § 3. Воспитание как компонент социализации личности
- 1.1. Научно обоснованный подход к воспитанию, как веление времени
- 1.2. К истории возникновения и обогащения педагогических знаний о воспитании в органах внутренних дел
- 1.3. Общая характеристика педагогики воспитания личного состава и ее инновационный потенциал
- § 2. Позитивный отечественный и зарубежный опыт воспитания сотрудников милиции (полиции) и пути его использования в работе с личным составом органов внутренних дел
- 2.1. Понятие позитивного отечественного и зарубежного опыта воспитательной работы с личным составом, опыт обучения полицейской этике в странах Европы
- 2.2. Особенности реализации позитивного отечественного опыта в воспитательной работе с личным составом органов внутренних дел
- 2.3. Специфика использования позитивного зарубежного опыта в воспитательной работе с личным составом
- § 2. Субъект и объект воспитания в системе воспитательной работы с личным составом
- § 3. Содержание воспитательной работы с личным составом
- Глава 2. Правовое регулирование, организационное и психологическое обеспечение воспитательной работы § 1. Правовые основы воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел
- § 2. Планирование воспитательной работы и ее организация
- 1. Для руководителей горрайлинорганов внутренних дел, начальников, имеющих в своем подчинении структурные подразделения:
- 2. Для иных субъектов индивидуальной воспитательной работы (наставники, общественные объединения и организации):
- § 3. Психологическое обеспечение воспитательного процесса в органах внутренних дел
- 3.1. Методы исследования в практической психологии
- 3.2. Психологическое обеспечение деятельности органов внутренних дел
- Глава 3. Закономерности и принципы воспитания личности и коллектива § 1. Закономерности процесса воспитания сотрудников органов внутренних дел
- § 2. Принципы воспитания и особенности их реализации в работе с личным составом
- § 2. Патриотическое воспитание личного состава
- Глава 2. Правовое воспитание личного состава § 1. Формирование профессионального правосознания
- § 2. Педагогическое обеспечение соблюдения прав человека в профессиональной деятельности сотрудников
- 2.1. Социально-педагогические аспекты проблемы соблюдения прав человека в деятельности системы мвд России
- 2.2. Актуальные педагогические вопросы соблюдения прав человека в деятельности сотрудников органов внутренних дел
- 2.3. Педагогические аспекты взаимодействия граждан с правоохранительными органами в контексте соблюдения прав человека
- 2.4. Педагогическое обеспечение соблюдения прав человека в деятельности органов внутренних дел
- § 3. Профилактика и преодоление проявлений правового нигилизма
- 3.1. Предпосылки возникновения и особенности проявлений правового нигилизма у сотрудников
- 3.2. Пути профилактики и преодоления правового нигилизма
- § 4. Укрепление служебной дисциплины и законности среди личного состава органов внутренних дел
- 4.1. Современные формы и методы предупреждения и профилактики происшествий, нарушений служебной дисциплины и законности сотрудниками органов внутренних дел
- 4.2. Основные принципы предупреждения и профилактики происшествий, нарушений служебной дисциплины и законности сотрудниками органов внутренних дел
- 4.3. Деятельность руководителей органов внутренних дел по обеспечению дисциплины, законности и профилактике правонарушений среди личного состава
- 4.4. Ранние профилактические мероприятия, осуществляемые при приеме кандидатов на службу
- 4.5. Базовые профессионально-этические требования основ организации воспитательно-профилактического воздействия на личный состав
- 4.6. Общепрофилактические мероприятия по предупреждению происшествий, нарушений служебной дисциплины и законности сотрудниками органов внутренних дел
- 4.7. Организация воспитательно-профилактического воздействия на личный состав органов внутренних дел
- Глава 3. Профессионально-нравственное воспитание сотрудников § 1. Сущность, особенности и задачи нравственного воспитания
- § 2. Система нравственного воспитания личного состава в органах внутренних дел
- § 3. Профессиональная нравственная деформация сотрудника и её профилактика
- § 4. Формирование профессиональной культуры сотрудников
- 4.1. Содержание организационно-культурного подхода и его влияние на корпоративную культуру органов внутренних дел
- 4.2. Культура и имидж руководителя органа внутренних дел
- 4.3. Формирование профессиональной культуры руководителя органа внутренних дел на основе современных стилей и методов руководства коллективом
- § 2. Формирование имиджа сотрудника органа внутренних дел с использованием данных психологической науки
- § 3. Пути и условия формирования речевой культуры сотрудников органов внутренних дел
- 3.1. Культура речи сотрудника
- 3.2. Совершенствование культуры речи
- Применение методов совершенствования культуры речи
- 3.3. Основные риторические правила
- Глава 5. Формирование эстетической культуры личного состава органов внутренних дел § 1. Эстетическая культура сотрудников и пути её формирования
- § 2. Эстетическое воспитание как приоритетное направление воспитательной работы в органах внутренних дел
- § 3 Самодеятельное художественное творчество сотрудников органов внутренних дел и членов их семей
- Глава 6. Совершенствование физических качеств сотрудников и формирование здорового образа жизни § 1. Физическое воспитание как фактор развития личности сотрудника
- § 2. Условия и пути формирования здорового образа жизни у сотрудников органов внутренних дел
- § 2. Культура межнационального общения как социальная и нравственная ценность
- § 3. Воспитание культуры межнационального и межконфессионального общения в служебных коллективах органов внутренних дел
- 3.1. Традиционные религии России как основа межнациональных и межконфессиональных отношений
- 3.2. Цели, задачи и принципы воспитания культуры межнационального и межконфессионального общения
- 3.3. Формирование опыта межнационального общения
- 1.1. Понятие и содержание работы с личным составом органов внутренних дел в экстремальных условиях
- 1.2. Основные направления и способы организации и осуществления работы с личным составом в экстремальных условиях
- 1.3. Особенности работы с личным составом в различных экстремальных ситуациях
- § 2. Формирование у сотрудников способности к обеспечению личной профессиональной безопасности
- 2.1. Способность к обеспечению личной профессиональной безопасности в системе факторов, обеспечивающих безопасность сотрудников
- 2.2. Способность к обеспечению личной профессиональной безопасности и пути ее формирования
- Раздел IV. Современные технологии воспитания личного состава органов внутренних дел Глава 1. Технологии воспитательного процесса § 1. Понятие технологий воспитания и их основные идеи
- Способ конструирования технологий воспитания
- Алгоритм воспитательного воздействия
- § 2. Специфика технологий воспитания в работе с личным составом органов внутренних дел
- Сравнительная таблица воспитательной деятельности членов педагогического коллектива
- Глава 2. Система методов профессионального воспитания сотрудников органов внутренних дел § 1. Понятие о методах воспитания и их классификация
- § 2. Правила и порядок выбора методов воспитания
- § 3. Характеристика основных методов воспитания и условия их эффективного применения в работе с личным составом
- Глава 3. Формы воспитания личного состава § 1. Понятие «форма воспитательной работы»
- § 2. Классификация форм воспитательной работы
- § 3. Оценка эффективности применения методов, форм и приемов воспитательной работы
- § 2. Условия, пути и методы формирования благоприятного морально-психологического климата в служебных коллективах
- § 3. Развитие и совершенствование коллектива сотрудников
- Глава 2. Индивидуальная воспитательная работа с личным составом § 1. Понятие индивидуальной воспитательной работы и ее значение в работе с кадрами
- § 2. Система индивидуальной воспитательной работы
- § 3. Основные формы и методы индивидуальной воспитательной работы
- § 4. Контроль состояния и оценка результативности индивидуальной воспитательной работы
- Глава 3 Самовоспитание личности сотрудника органа внутренних дел § 1. Сущность процесса самовоспитания личности сотрудника органов внутренних дел
- Системно-функциональная модель самовоспитания личности
- § 2. Стимулирование самовоспитания как основная задача воспитателя
- § 3. Диагностика готовности сотрудников к самовоспитанию
- Глоссарий