1.3. Особенности работы с личным составом в различных экстремальных ситуациях
Рассмотренную выше систему работы, естественно, следует конкретизировать и дополнить с учетом особенностей конкретных экстремальных условий, в которых действует личный состав.
Работа с сотрудниками при действиях органов внутренних дел в условиях стихийных бедствий, как показывает опыт, сопряжена с большими трудностями из-за неясности обстановки, возможной скоротечностью ее изменений, паническими настроениями среди населения, большими скоплениями людей, личного и государственного транспорта, сложностью передвижения подразделений и нарядов, а порой и опасностями, которым подвергаются и семьи сотрудников органов внутренних дел.
Из всех стихийных бедствий наиболее внезапно возникают и происходят землетрясения, что многократно повышает значение заранее отработанных и оттренированных на учениях планов действий личного состава, руководителей органов внутренних дел и отработки их взаимодействия с местными органами власти.
Специфика организаторской и воспитательной работы при землетрясениях определяется и одновременностью разрушений, выводом из строя энергоснабжения, средств связи и информации, трудностью определить сразу объем задач, масштаб мероприятий по охране общественного порядка, спасательных работ. При этом часто разрушенными оказываются и пункты управления, здания органов внутренних дел, стационарные АТС. В таких ситуациях осложняются сбор по тревоге, постановка задач, оценка и стабилизация морального состояния, особенно при потерях среди личного состава, наличии раненых сотрудников, гибели членов семей. Все это препятствует восстановлению системы управления, поднятию морального духа сотрудников.
Роль заместителя начальника по работе с личным составом в этих условиях обычно состоит в энергичном оказании помощи руководству органов внутренних дел и прямой организаторской работе как с сотрудниками, так и с населением.
Особые требования к работе с личным составом предъявляет обстановка таких стихийных бедствий, как ураганы, тайфуны, наводнения, сели, лавины, оползни и т.п. К примеру, личному составу УВД по Сахалинской области пришлось решать задачи в условиях сильнейшего за последние 100 лет тайфуна «Филипс», в результате которого полностью или частично оказались затопленными 11 городов. Вода в реках поднялась с превышением обычного уровня на 10 метров, возникли мощные селевые потоки. Ураганный ветер (до 100 км/час) нарушил телефонную связь, энергоснабжение, железнодорожное и автомобильное сообщение. Имелись человеческие жертвы.
Получив штормовое предупреждение, личный состав УВД действовал в соответствии с решением руководства по четко разработанному плану. Поднятые по тревоге сотрудники были соответствующим образом экипированы, проинструктированы, расставлены по участкам службы. Разъяснение задач, оперативная информация, грамотная расстановка актива способствовали умелым и решительным действиям личного состава. Многонациональный коллектив в исключительно сложных условиях действовал дружно, организованно, умело.
Положительную роль сыграло то, что подобные ситуации, характерные для условий Сахалина, неоднократно прорабатывались на учениях, в ходе которых уточнялись планы и формы работы с личным составом. Поэтому при ликвидации последствий тайфуна инструктажи, беседы, короткие собрания и другие мероприятия проводились с хорошим знанием порядка действий оперативных групп, каждой службы и форм их взаимодействия. Помогла и продуманная расстановка опытных сотрудников по многочисленным участкам работы. Так, например, в целях недопущения краж в районы затопления направлялись группы сотрудников уголовного розыска. Для более глубокой и качественной проверки лиц, оставшихся в зоне затопления без всяких на то причин, выделялись группы, состоящие из сотрудников уголовного розыска, паспортного аппарата и других служб.
Приведем пример работы с личным составом при обеспечении карантинных и противоэпидемических мероприятий.
В июле–сентябре 1970 года органы внутренних дел совместно с подразделениями гражданской обороны, пограничных и внутренних войск, военными моряками обеспечивали ликвидацию эпидемии холеры в Астраханской области. Несмотря на четвертьвековую давность этот пример не потерял актуальность и в наши дни.
Наряду с выполнением традиционных задач по охране общественного порядка и борьбе с преступностью органы внутренних дел проводили изоляционно-ограничительные меры, охраняли лечебные учреждения, госпитали, бактериологические лаборатории и другие объекты, обеспечивали мероприятия по обсервации и эвакуации иногородних граждан, поддерживали соответствующий режим в районах эпидемии и на ее границах.
Работа с личным составом осложнялась тем, что он не был обучен и специально не готовился к выполнению задач по обеспечению карантинных мероприятий в сложной эпидемиологической обстановке; отсутствовали и планы мероприятий, и нормативные документы на такой случай. Это требовало тщательных разъяснений способов решения задач в данных условиях, мобилизации сотрудников на преодоление панических настроений, связанных с опасным заболеванием, на строгое выполнение противоэпидемических мероприятий и соблюдение законности при их реализации.
Была развернута широкая правовая и санитарно-противоэпидемическая пропаганда, в которой приняли участие работники прокуратуры, медицинские работники, эпидемиологи, все руководители органов внутренних дел.
Чрезвычайные обстоятельства, вызываемые крупными промышленными авариями, взрывами, пожарами, а также масштабными транспортными катастрофами, требуют от руководителей органов внутренних дел и аппаратов по работе с личным составом высокой готовности подчиненных им сил и средств и способности не допустить усугубления наступивших вредных последствий. Это подтверждают уроки аварии на Чернобыльской АЭС.
Работа в этих условиях строилась с учетом отрицательного влияния фактора внезапности случившегося и мгновенного действия необычных для психологии людей явлений, вызванных аварией.
Наиболее характерной особенностью была выработка сознательного отношения сотрудников к радиационной опасности.
В планах работы с личным составом органов внутренних дел на случай действий при крупных взрывах и авариях на промышленных объектах обычно предусматривается:
работа по мобилизации начальствующего состава на быстрый сбор сотрудников по тревоге и (при необходимости) на восстановление управления подразделениями и нарядами, их информирование о случившемся;
выявление подробностей обстановки, размеров потерь (жертв) и разрушений, необходимости эвакуации населения, оказания помощи личному составу и населению, пострадавшему при взрыве (аварии);
уточнение задач органов внутренних дел по ликвидации последствий аварии, характера действий сил и средств, привлекаемых к восстановительным работам, оказанию помощи пострадавшим, поддержанию общественного порядка в районе взрыва (аварии);
совместные с местными органами власти мероприятия по предотвращению паники среди населения, пресечению ложных слухов, привлечению сил общественности к работе по поддержанию правопорядка.
Специфика есть и у работы с сотрудниками при проведении операций по розыску и задержанию вооруженных и иных особо опасных преступников, по пресечению массовых беспорядков и ликвидации их негативных последствий.
Заместители начальников по работе с личным составом наряду с организацией работы с сотрудниками, привлекаемыми к операции, должны всесторонне проработать и умело осуществлять оперативное информирование местных органов власти, согласование возможности участия сил общественности, осведомления населения (в необходимых случаях) с помощью средств массовой информации; выработать меры разъяснительной работы по обеспечению безопасности населения в районе операции.
В целях достижения быстрых и эффективных действий по розыску и задержанию вооруженных преступников необходимо охватывать своим влиянием как всестороннюю заблаговременную подготовку органа внутренних дел к решению подобных задач, так и работу по оперативному мобилизующему влиянию на личный состав непосредственно в ходе проводимой операции.
Практика действий органов и подразделений внутренних дел по пресечению массовых беспорядков и ликвидации их негативных последствий многократно подтверждает, что морально-психологическая подготовка личного состава и его духовная мобилизация на умелые решительные действия среди других важных факторов на эффективность управления и результаты зачастую оказывают решающее влияние действий сил и средств.
При подготовке личного состава специальное значение имеет умение ориентироваться в психологии толпы, противостоять агрессивным проявлениям активных участников массовых беспорядков, воздействовать на пассивных «зрителей» и граждан, случайно оказавшихся в толпе, использовать помощь общественников, дружинников, трудовых коллективов.
Работа с личным составом при нарушениях конституционного порядка в отдельных регионах особенно сложна и ответственна.
В ноябре-декабре 1992 г. было проведено выборочное обследование 147 сотрудников органов внутренних дел, занятых в обеспечении режима чрезвычайного положения в зоне осетино-ингушского конфликта (Пригородном районе Северной Осетии и г. Назрани). Среди мер, способных оказать позитивное воздействие на морально-психологическое состояние сотрудников в районах действия чрезвычайного положения, респонденты указали на необходимость улучшения бытовых условий, своевременную замену личного состава, совершенствование управления подразделениями, возможность периодического общения с близкими и родными (по телефону), более полное информирование об исторических, культурных и религиозных обычаях и традициях, общественно-политической обстановке в регионе (меры приводятся в порядке убывания степени значимости). Довольно значительная часть опрошенных отметила целесообразность организации психопрофилактической службы для работы непосредственно в подразделениях, позволяющей предупреждать возникновение стрессовых расстройств среди личного состава, оказывать квалифицированную психологическую помощь, включая работу кабинетов психологической разгрузки, организацию отдыха и досуга. Схожие данные получены и при изучении мнений в Чечне.
В этих условиях следует:
неустанно разъяснять причины, характер и цели действий органов внутренних дел по пресечению деятельности незаконных вооруженных формирований, нарушителей конституционного строя, сепаратистов;
обеспечивать компактное размещение и охрану мест расположения личного состава так, чтобы максимально снизить чувство опасности у сотрудников, уделив особое внимание обеспечению их полноценного отдыха;
уделять повышенное внимание охране боеприпасов, оружия, боевой техники в местах их временного хранения и стоянки;
обращать повышенное внимание на формирование отношений взаимопонимания и сотрудничества между различными подразделениями ОВД, а также военнослужащими внутренних войск;
принимать меры по профилактике нарушений дисциплины и злоупотребления алкоголем;
работать по профилактике заболеваний, ориентировать личный состав на строжайшее соблюдение продуктового и питьевого режима, а также поддержание личной гигиены. Обучать их мерам по предупреждению расстройства желудка, простудных и инфекционных заболеваний;
организовать психопрофилактическую работу с помощью психологов и врачей посредством проведения периодических бесед и осмотров личного состава по месту дислокации;
формировать в глазах населения представление о личном составе как дисциплинированном, высокобоеспособном, высокоморальном, готовом оказать помощь гражданам и защитить их от беззакония; предупреждать и решительно реагировать на факты отрицательного характера, факты мародерства и насилия;
тщательно знакомить сотрудников с этническими, национальными и психологическими особенностями, традициями и обычаями местного населения;
в боевой обстановке, когда расшатываются и ослабляются внутренние морально-психологические регуляторы, для предупреждения дисциплинарных проступков, правонарушений и пьянства среди личного состава особую значимость приобретают внешние дисциплинирующие факторы, для создания которых необходимо организовать четкий внутренний порядок в подразделениях, облегчающий контроль за личным составом и его управляемость;
постоянно принимать меры к разумной занятости подчиненных, если какое-то подразделение почему-то простаивает, ибо пассивность способствует порождению слухов, возникновению необоснованных тревог и др. Не случайно говорят, что труднее всего ждать;
особое внимание уделять организации эффективной психосоциальной поддержки, психологической помощи.
Исходя из вышеизложенного можно сделать следующие выводы:
1. Важным разделом повседневно проводимой морально-психологической подготовки руководящего состава является изучение задач, направлений, содержания, форм и методов работы с личным составом в экстремальных условиях.
2. Действия органов внутренних дел по поддержанию и восстановлению правопорядка в районах с экстремальными условиями требуют от руководителей огромного напряжения, занятости, но не освобождают от необходимости непрерывно организовывать и проводить работу с личным составом. Особая ответственность за нее ложится на его заместителя по работе с личным составом. От эффективности такой работы в прямой зависимости находится и качество решения задач личным составом, его потери и потери среди населения.
3. В комплексе различных мер особое место принадлежит управленческой деятельности, личному примеру, непосредственным контактам и общению руководителя с подчиненными, и все это должно делаться с прицелом на укрепление морально-психологического состояния, достижение уверенных и успешных действий личного состава, предупреждение потерь.
4. Каждая разновидность экстремальных условий имеет свои особенности работы с личным составом, которые должны быть продуманы, подготовлены, предусмотрены разрабатываемыми заблаговременно планами и инструкциями, а также отработаны в системе предварительной служебной и морально-психологической подготовки личного состава.
- Авторский коллектив:
- Оглавление
- § 3. Профилактика и преодоление проявлений правового нигилизма 122
- § 4. Укрепление служебной дисциплины и законности среди личного состава органов внутренних дел 128
- Введение
- § 2. Общие признаки воспитания
- Факторы, влияющие на процесс воспитания
- § 3. Воспитание как компонент социализации личности
- 1.1. Научно обоснованный подход к воспитанию, как веление времени
- 1.2. К истории возникновения и обогащения педагогических знаний о воспитании в органах внутренних дел
- 1.3. Общая характеристика педагогики воспитания личного состава и ее инновационный потенциал
- § 2. Позитивный отечественный и зарубежный опыт воспитания сотрудников милиции (полиции) и пути его использования в работе с личным составом органов внутренних дел
- 2.1. Понятие позитивного отечественного и зарубежного опыта воспитательной работы с личным составом, опыт обучения полицейской этике в странах Европы
- 2.2. Особенности реализации позитивного отечественного опыта в воспитательной работе с личным составом органов внутренних дел
- 2.3. Специфика использования позитивного зарубежного опыта в воспитательной работе с личным составом
- § 2. Субъект и объект воспитания в системе воспитательной работы с личным составом
- § 3. Содержание воспитательной работы с личным составом
- Глава 2. Правовое регулирование, организационное и психологическое обеспечение воспитательной работы § 1. Правовые основы воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел
- § 2. Планирование воспитательной работы и ее организация
- 1. Для руководителей горрайлинорганов внутренних дел, начальников, имеющих в своем подчинении структурные подразделения:
- 2. Для иных субъектов индивидуальной воспитательной работы (наставники, общественные объединения и организации):
- § 3. Психологическое обеспечение воспитательного процесса в органах внутренних дел
- 3.1. Методы исследования в практической психологии
- 3.2. Психологическое обеспечение деятельности органов внутренних дел
- Глава 3. Закономерности и принципы воспитания личности и коллектива § 1. Закономерности процесса воспитания сотрудников органов внутренних дел
- § 2. Принципы воспитания и особенности их реализации в работе с личным составом
- § 2. Патриотическое воспитание личного состава
- Глава 2. Правовое воспитание личного состава § 1. Формирование профессионального правосознания
- § 2. Педагогическое обеспечение соблюдения прав человека в профессиональной деятельности сотрудников
- 2.1. Социально-педагогические аспекты проблемы соблюдения прав человека в деятельности системы мвд России
- 2.2. Актуальные педагогические вопросы соблюдения прав человека в деятельности сотрудников органов внутренних дел
- 2.3. Педагогические аспекты взаимодействия граждан с правоохранительными органами в контексте соблюдения прав человека
- 2.4. Педагогическое обеспечение соблюдения прав человека в деятельности органов внутренних дел
- § 3. Профилактика и преодоление проявлений правового нигилизма
- 3.1. Предпосылки возникновения и особенности проявлений правового нигилизма у сотрудников
- 3.2. Пути профилактики и преодоления правового нигилизма
- § 4. Укрепление служебной дисциплины и законности среди личного состава органов внутренних дел
- 4.1. Современные формы и методы предупреждения и профилактики происшествий, нарушений служебной дисциплины и законности сотрудниками органов внутренних дел
- 4.2. Основные принципы предупреждения и профилактики происшествий, нарушений служебной дисциплины и законности сотрудниками органов внутренних дел
- 4.3. Деятельность руководителей органов внутренних дел по обеспечению дисциплины, законности и профилактике правонарушений среди личного состава
- 4.4. Ранние профилактические мероприятия, осуществляемые при приеме кандидатов на службу
- 4.5. Базовые профессионально-этические требования основ организации воспитательно-профилактического воздействия на личный состав
- 4.6. Общепрофилактические мероприятия по предупреждению происшествий, нарушений служебной дисциплины и законности сотрудниками органов внутренних дел
- 4.7. Организация воспитательно-профилактического воздействия на личный состав органов внутренних дел
- Глава 3. Профессионально-нравственное воспитание сотрудников § 1. Сущность, особенности и задачи нравственного воспитания
- § 2. Система нравственного воспитания личного состава в органах внутренних дел
- § 3. Профессиональная нравственная деформация сотрудника и её профилактика
- § 4. Формирование профессиональной культуры сотрудников
- 4.1. Содержание организационно-культурного подхода и его влияние на корпоративную культуру органов внутренних дел
- 4.2. Культура и имидж руководителя органа внутренних дел
- 4.3. Формирование профессиональной культуры руководителя органа внутренних дел на основе современных стилей и методов руководства коллективом
- § 2. Формирование имиджа сотрудника органа внутренних дел с использованием данных психологической науки
- § 3. Пути и условия формирования речевой культуры сотрудников органов внутренних дел
- 3.1. Культура речи сотрудника
- 3.2. Совершенствование культуры речи
- Применение методов совершенствования культуры речи
- 3.3. Основные риторические правила
- Глава 5. Формирование эстетической культуры личного состава органов внутренних дел § 1. Эстетическая культура сотрудников и пути её формирования
- § 2. Эстетическое воспитание как приоритетное направление воспитательной работы в органах внутренних дел
- § 3 Самодеятельное художественное творчество сотрудников органов внутренних дел и членов их семей
- Глава 6. Совершенствование физических качеств сотрудников и формирование здорового образа жизни § 1. Физическое воспитание как фактор развития личности сотрудника
- § 2. Условия и пути формирования здорового образа жизни у сотрудников органов внутренних дел
- § 2. Культура межнационального общения как социальная и нравственная ценность
- § 3. Воспитание культуры межнационального и межконфессионального общения в служебных коллективах органов внутренних дел
- 3.1. Традиционные религии России как основа межнациональных и межконфессиональных отношений
- 3.2. Цели, задачи и принципы воспитания культуры межнационального и межконфессионального общения
- 3.3. Формирование опыта межнационального общения
- 1.1. Понятие и содержание работы с личным составом органов внутренних дел в экстремальных условиях
- 1.2. Основные направления и способы организации и осуществления работы с личным составом в экстремальных условиях
- 1.3. Особенности работы с личным составом в различных экстремальных ситуациях
- § 2. Формирование у сотрудников способности к обеспечению личной профессиональной безопасности
- 2.1. Способность к обеспечению личной профессиональной безопасности в системе факторов, обеспечивающих безопасность сотрудников
- 2.2. Способность к обеспечению личной профессиональной безопасности и пути ее формирования
- Раздел IV. Современные технологии воспитания личного состава органов внутренних дел Глава 1. Технологии воспитательного процесса § 1. Понятие технологий воспитания и их основные идеи
- Способ конструирования технологий воспитания
- Алгоритм воспитательного воздействия
- § 2. Специфика технологий воспитания в работе с личным составом органов внутренних дел
- Сравнительная таблица воспитательной деятельности членов педагогического коллектива
- Глава 2. Система методов профессионального воспитания сотрудников органов внутренних дел § 1. Понятие о методах воспитания и их классификация
- § 2. Правила и порядок выбора методов воспитания
- § 3. Характеристика основных методов воспитания и условия их эффективного применения в работе с личным составом
- Глава 3. Формы воспитания личного состава § 1. Понятие «форма воспитательной работы»
- § 2. Классификация форм воспитательной работы
- § 3. Оценка эффективности применения методов, форм и приемов воспитательной работы
- § 2. Условия, пути и методы формирования благоприятного морально-психологического климата в служебных коллективах
- § 3. Развитие и совершенствование коллектива сотрудников
- Глава 2. Индивидуальная воспитательная работа с личным составом § 1. Понятие индивидуальной воспитательной работы и ее значение в работе с кадрами
- § 2. Система индивидуальной воспитательной работы
- § 3. Основные формы и методы индивидуальной воспитательной работы
- § 4. Контроль состояния и оценка результативности индивидуальной воспитательной работы
- Глава 3 Самовоспитание личности сотрудника органа внутренних дел § 1. Сущность процесса самовоспитания личности сотрудника органов внутренних дел
- Системно-функциональная модель самовоспитания личности
- § 2. Стимулирование самовоспитания как основная задача воспитателя
- § 3. Диагностика готовности сотрудников к самовоспитанию
- Глоссарий