3.3. Основные риторические правила
Человек в устном общении проводит 65 процентов своего времени. По данным американских ученых, расход чистого времени на беседы у среднего жителя Земли составляет 2,5 года. За это время каждый из нас успевает «наговорить» около 400 томов объемом по тысяче страниц каждый. Японские лингвисты выяснили, что служащие Японии тратят на устную речь около половины времени своего бодрствования — семь часов в сутки, на чтение уходит 1,5 часа, на письменную речь — всего 47 минут1. Эти данные говорят, что человек мыслящий (homo sapiens) превратился в человека говорящего (homo eloquens). И при этом — низкая культура речи. При одной только мысли о предстоящем докладе, переговорах или беседе с руководителем многих бросает в дрожь, пересыхает во рту, появляется страх. Вы не такой? Вы в этом уверены? Х. Маккей в книге «Дорога к вершине»2 рассказал о проведенном исследовании «10 самых больших страхов американцев». Страх № 1 в Америке — выступление перед публикой. Когда об этом говорят на лекциях, люди смеются, а затем кивают головами. Почему публичные выступления приводят в ужас? Это во многом связано с чувством незащищенности. Мы боимся выглядеть глупо, понимая несовершенность собственной речи.
Поскольку речь воспитателя имеет определенное общественное звучание, к ней предъявляются повышенные требования, пренебрежение которыми отрицательно влияет на профессиональный авторитет, нам необходимо учиться грамотной, понятной, логической, убедительной речи. Психологи справедливо утверждают, что речь есть орган формирования и формулирования мысли. Известно также, что если какой-либо орган или функция человека бездействуют, они становятся нежизнеспособными, атрофируются. Если человек выполняет профессиональные функции в системе «человек-человек», куда с полным основанием относятся сотрудники органов внутренних дел — воспитатели, такого специалиста необходимо специально учить говорить.
Специалист, хорошо владеющий речью, имеет больше возможностей в достижении профессиональных успехов. Нет сомнений, что такой человек выше на голову всех остальных. «Никакая другая способность, — говорит современный психолог Чонси М. Депью, — которой может обладать человек, не даст ему с такой быстротой сделать карьеру, добиться признания, как способность хорошо говорить». Подтверждая это, британский исследователь деловой коммуникации М. Орган утверждает, что отношение других людей к нам только на 30% определяется что мы говорим, и на 70% зависит от того, как мы говорим.
При всей условности приведенных данных подчеркнем, что профессиональная речь организатора воспитательной работы в органах внутренних дел не просто ориентирована на понимание другими людьми с целью воздействия на их сознание и деятельность, а также на социальное взаимодействие. Эффективная речевая коммуникация — это достижение адекватного смыслового восприятия. Какие же условия способствуют эффективному обмену информацией? Перечислим лишь некоторые: потребность в общении; коммуникативная заинтересованность; настроенность на мир собеседника; близость мировоззрения говорящего и слушающего; знания норм общения и пр.
Несмотря на то, что мы утверждаем, что слово — это то, что характеризует человека прежде всего, антиномия состоит в том, что риторические правила духовной морали рекомендуют немногословие, молчание, слушание и внутренней сосредоточение. В речевой способности следует отделять красноговорение от смысла, содержания речи. Шекспир писал: «Где мало слов, там вес они имеют». К сожалению, немногие умеют говорить кратко, по делу.
Поэтому первая заповедь культуры речевого поведения, выдвигаемая нами — это избегай многословия. Оратор вредит себе, говоря больше и дольше, чем того требует ситуация. А. С. Пушкин в «Домике в Коломне» писал: «А кто болтлив, того молва прославит вмиг извергом»1. Заметим, что лихие ораторы всех мастей не способны вести диалог друг с другом, договариваться, находить общий язык. При этом они могут говорить часами.
Вот на этом примере можно сформулировать и вторую заповедь: всегда знай цель своей речи. В многословии всегда много пустословия. Приведем небольшую риторическую притчу: если мне нужно выступить 10 минут, мне нужно на подготовку месяц; если я могу выступать полчаса, дайте мне на подготовку речи две недели; если я могу говорить бесконечно, я могу начать свое выступление сейчас. Чем меньше содержательности в речи, тем больше слов. Неважно, в быту или на службе нас окружают такие вот «изверги»: непонятно зачем и кому говорится море разливанное из слов. Слушать таких ораторов точно не будут. Говоря о речевом поведении, мы говорим об общении при помощи речи. Конечно, общаться можно и без слов (взглядом, жестом, движением можно очень многое сказать). И все-таки общение и речь неотделимы друг от друга в нашем сознании. У Тютчева есть дивные строки в «Silentium!» (Молчание)2: «Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя?» Понятно — при помощи слов. Но слова имеют смысл, если обращены к кому-то. Это может быть даже сам говорящий, обращающийся к себе; это может быть и собака, бессловесное, но понимающее тебя живое существо; это может быть и шкаф (помните, у Чехова?)… Мы видим, что важность первого правила «избегай многословия» зависит от цели речи. Знать эту цель, вступая в разговор, отдавая себе отчет, зачем ты в него вступил — второе правило.
Третье правило зависит от второго. Если есть цель речи — общение, значит, есть и иная ее цель — сообщение, информация: говори не только кратко, но и понятно, точно. Речь неточна, если слова употребляются в несвойственном им значении; если не устранена многозначность, порождающая в свою очередь двусмысленность. Для информации важным остается содержание речи, поэтому речевое средство информативного общения должно быть по делу. То есть говорите то, что требуется для действия, дела.
И с этим связано четвертое правило культуры речевого поведения — избегай речевого однообразия. Чтобы воздействовать на слушающего, важно говорить образно. Однако следует помнить об уместном использовании образных средств. Что делает нашу речь яркой, запоминающейся? Это и использование в речи тропов и фигур; это и вплетение в высказывание пословиц, поговорок, крылатых выражений, цитат; это и вопросительные предложения, используемые в речевом высказывании. В разных ситуациях нас слушают разные люди, в каждой из ситуаций следует вести себя по-разному. Чем выше культура речевого поведения человека, тем большим количеством речевых ролей он владеет. Кто не умеет выбирать слова в сложившейся обстановке, тот, конечно, не владеет культурой речевого поведения.
Профессия накладывает отпечаток на речь человека. Б. Шоу однажды пошутил: «Профессия есть заговор для непосвященных». И потому следующее правило звучит так: умей находить общий язык с любым собеседником. По крайней мере, к этому следует стремиться. Если мы не создаем позитивный коммуникативный климат, помогающий установить контакт в процессе общения, наша речевая коммуникация не будет эффективной. Для создания атмосферы доверия следует соблюдать несколько важных принципов речевой коммуникации. Первый — принцип кооперации сформулирован основоположником теории речевых актов Г. Грайсом. Он состоит в готовности партнеров к сотрудничеству. Речь без слушателя невозможна. Категорию количества Грайс связывает с тем объемом информации, которую требуется передать. Ваше высказывание должно содержать не меньше информации, чем требуется, но и не больше. А категория качества заключается в истинности информации: не говори того, что считаешь ложным или того, для чего у тебя нет достаточных оснований. Здесь еще важна и категория способа: выражайся ясно, избегай неоднозначности. Г. Грайс отмечал: «Парадокс общения в том и состоит, что можно высказаться на языке и тем не менее быть понятым».
Второй принцип эффективной речевой коммуникации — принцип вежливости — был описан Дж. Личем. Он отмечал о необходимости соблюдения такта (не затрагивать потенциально опасных для собеседника тем), великодушия (не связывать партнера по коммуникации обязательствами, клятвой, обещаниями), одобрения (позитивные оценки), скромности (никакого высокомерия), согласия (избегать конфликтных ситуаций).
Содержание принципа равной безопасности заключается в непричинении психологического или иного ущерба партнеру в информационном обмене. Сюда входит, например, запрет на оскорбительные выпады, унижение чувства достоинства собеседника.
Принцип децентрической направленности предполагает непричинение ущерба делу, ради которого стороны вступили во взаимодействие. Отметим, что это часто нарушаемый принцип коммуникации. В данном случае силы участников коммуникации не должны тратиться на защиту своих интересов, их нужно направлять на поиск решения проблемы.
В эффективной коммуникации очень важно непричинение ущерба сказанному путем намеренного искажения смысла — принцип адекватности.
Помимо перечисленного, отметим, что для благоприятного понимания речевого общения, необходимо использование таких факторов как: признание на деле плюрализма мнений, наличие многообразных точек зрения; предоставление возможности каждому высказать свою позицию; предоставление равных возможностей в получении необходимой информации. Несоблюдение этих факторов, игнорирование названных принципов превращает конструктивный диалог в деструктивный. Полное и настоящее взаимопонимание не состоится, это вызовет коммуникативную неудачу. Пятое правило — умей находить общий язык с любым собеседником — очень важно для организаторов воспитательной работы в органах внутренних дел. Собеседники должны стремится к консенсусу даже если они «по разные стороны баррикад». Древние говорили «Человек человеку волк, пока он не заговорил».
Соблюдать культуру речевого поведения, значит, соблюдать норму. Норма же — явление само по себе обобщающее и в чем-то усредняющее, не всегда совпадающее с индивидуальными вкусами. Учить же постороннего человека не всегда ловко. Однако, употребление в своей речи нормированного произношения или нормированного употребления того или иного слова — это часто такой перевод с ненормативной речи на нормативную. Здесь особенно важна благожелательность, уважение к собеседнику, а не поучительство. При выполнении этих важных условий срабатывает синдром подражания, так как нормативная речь все-таки всегда звучит, и даже « неподготовленное ухо» это слышит.
Следующее правило — следуй высоким образцам, умей их отличить. Необходимо заметить, что следует видеть разницу между культурой языка и культурой речевого поведения. Культура языка учит пользоваться правильным языком: умение склонять числительные, знать нормы ударения, произношения (орфоэпические нормы), учитывать порядок слов в предложении (синтаксические нормы), правила применения слов в речи (лексические нормы). Все это заповедь: владей культурой языка. Это основа культуры речи. Для этого следует обращаться к словарям и учебникам. Благо, что сейчас масса самых различных изданий.
Человек, умеющий правильно пользоваться языком, далеко не всегда это умение употребляет. Успех общения зависит от умения правильно пользоваться нашим бесценным богатством — языком, а культура это умение обеспечивает, помогает владеть нормами речевого поведения. Наше повседневное использование языка играет культурообразующую или культуроразрушающую роль.
И здесь уместно сказать об очередном правиле культуры речевого поведения — вежливости и благожелательности. Кажется, что это правило даже и комментировать не стоит. Однако сегодняшняя ситуация говорит об обратном. Понаблюдав в любом отделении милиции за сотрудниками в течение часа-двух, непременно поймешь, что именно эта заповедь нуждается в обсуждении.
Владение нормами вежливого общения — это взаимное речевое действие. И здесь важно следующее правило: умей не только говорить, но и слушать. М. Монтень замечал: «Слово принадлежит наполовину тому, кто говорит, и наполовину тому, кто слушает. Когда человек слышит лишь себя, тогда он глух к нуждам собеседника, не умеет соблюдать стратегию и тактику разговора в роли слушателя, не умеет своей реакцией помогать говорящему высказаться, что совсем уж не допустимо для сотрудника органов внутренних дел. Вообще, отсутствие реакции на слово является нарушением культурной нормы речевого поведения. Отвечать необходимо. Пусть не словом, улыбкой, жестом.
И последнее правило — нарушай любую из заповедей, если это поможет добиться особой выразительности речи, выполнить задачу, ради которой ты вступил в разговор.
Профессиональная деятельность предъявляет к сотруднику органов внутренних дел вообще, а в частности — к организатору воспитательной работы в органах внутренних дел особые требования:
необходимо владеть технологией контактирования с различными людьми;
обладать «информационной жаждой» ко всему новому, интересному, происходящему в науке и на практике, в окружающем мире;
владеть средствами выражения мысли, создавать собственные тексты (аналитические справки, докладные записки, лекции и проч.);
знать нормы современного русского языка и т. д.
Важно, чтобы сотрудник органов внутренних дел осознал, что успех профессионального общения определяют многие личные способности и качества: коммуникабельность, готовность к общению, ясное мышление, способность к аналитической работе, устанавливать связь между целями профессиональной деятельности и коммуникативными программами, владеть профессиональными знаниями.
- Авторский коллектив:
- Оглавление
- § 3. Профилактика и преодоление проявлений правового нигилизма 122
- § 4. Укрепление служебной дисциплины и законности среди личного состава органов внутренних дел 128
- Введение
- § 2. Общие признаки воспитания
- Факторы, влияющие на процесс воспитания
- § 3. Воспитание как компонент социализации личности
- 1.1. Научно обоснованный подход к воспитанию, как веление времени
- 1.2. К истории возникновения и обогащения педагогических знаний о воспитании в органах внутренних дел
- 1.3. Общая характеристика педагогики воспитания личного состава и ее инновационный потенциал
- § 2. Позитивный отечественный и зарубежный опыт воспитания сотрудников милиции (полиции) и пути его использования в работе с личным составом органов внутренних дел
- 2.1. Понятие позитивного отечественного и зарубежного опыта воспитательной работы с личным составом, опыт обучения полицейской этике в странах Европы
- 2.2. Особенности реализации позитивного отечественного опыта в воспитательной работе с личным составом органов внутренних дел
- 2.3. Специфика использования позитивного зарубежного опыта в воспитательной работе с личным составом
- § 2. Субъект и объект воспитания в системе воспитательной работы с личным составом
- § 3. Содержание воспитательной работы с личным составом
- Глава 2. Правовое регулирование, организационное и психологическое обеспечение воспитательной работы § 1. Правовые основы воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел
- § 2. Планирование воспитательной работы и ее организация
- 1. Для руководителей горрайлинорганов внутренних дел, начальников, имеющих в своем подчинении структурные подразделения:
- 2. Для иных субъектов индивидуальной воспитательной работы (наставники, общественные объединения и организации):
- § 3. Психологическое обеспечение воспитательного процесса в органах внутренних дел
- 3.1. Методы исследования в практической психологии
- 3.2. Психологическое обеспечение деятельности органов внутренних дел
- Глава 3. Закономерности и принципы воспитания личности и коллектива § 1. Закономерности процесса воспитания сотрудников органов внутренних дел
- § 2. Принципы воспитания и особенности их реализации в работе с личным составом
- § 2. Патриотическое воспитание личного состава
- Глава 2. Правовое воспитание личного состава § 1. Формирование профессионального правосознания
- § 2. Педагогическое обеспечение соблюдения прав человека в профессиональной деятельности сотрудников
- 2.1. Социально-педагогические аспекты проблемы соблюдения прав человека в деятельности системы мвд России
- 2.2. Актуальные педагогические вопросы соблюдения прав человека в деятельности сотрудников органов внутренних дел
- 2.3. Педагогические аспекты взаимодействия граждан с правоохранительными органами в контексте соблюдения прав человека
- 2.4. Педагогическое обеспечение соблюдения прав человека в деятельности органов внутренних дел
- § 3. Профилактика и преодоление проявлений правового нигилизма
- 3.1. Предпосылки возникновения и особенности проявлений правового нигилизма у сотрудников
- 3.2. Пути профилактики и преодоления правового нигилизма
- § 4. Укрепление служебной дисциплины и законности среди личного состава органов внутренних дел
- 4.1. Современные формы и методы предупреждения и профилактики происшествий, нарушений служебной дисциплины и законности сотрудниками органов внутренних дел
- 4.2. Основные принципы предупреждения и профилактики происшествий, нарушений служебной дисциплины и законности сотрудниками органов внутренних дел
- 4.3. Деятельность руководителей органов внутренних дел по обеспечению дисциплины, законности и профилактике правонарушений среди личного состава
- 4.4. Ранние профилактические мероприятия, осуществляемые при приеме кандидатов на службу
- 4.5. Базовые профессионально-этические требования основ организации воспитательно-профилактического воздействия на личный состав
- 4.6. Общепрофилактические мероприятия по предупреждению происшествий, нарушений служебной дисциплины и законности сотрудниками органов внутренних дел
- 4.7. Организация воспитательно-профилактического воздействия на личный состав органов внутренних дел
- Глава 3. Профессионально-нравственное воспитание сотрудников § 1. Сущность, особенности и задачи нравственного воспитания
- § 2. Система нравственного воспитания личного состава в органах внутренних дел
- § 3. Профессиональная нравственная деформация сотрудника и её профилактика
- § 4. Формирование профессиональной культуры сотрудников
- 4.1. Содержание организационно-культурного подхода и его влияние на корпоративную культуру органов внутренних дел
- 4.2. Культура и имидж руководителя органа внутренних дел
- 4.3. Формирование профессиональной культуры руководителя органа внутренних дел на основе современных стилей и методов руководства коллективом
- § 2. Формирование имиджа сотрудника органа внутренних дел с использованием данных психологической науки
- § 3. Пути и условия формирования речевой культуры сотрудников органов внутренних дел
- 3.1. Культура речи сотрудника
- 3.2. Совершенствование культуры речи
- Применение методов совершенствования культуры речи
- 3.3. Основные риторические правила
- Глава 5. Формирование эстетической культуры личного состава органов внутренних дел § 1. Эстетическая культура сотрудников и пути её формирования
- § 2. Эстетическое воспитание как приоритетное направление воспитательной работы в органах внутренних дел
- § 3 Самодеятельное художественное творчество сотрудников органов внутренних дел и членов их семей
- Глава 6. Совершенствование физических качеств сотрудников и формирование здорового образа жизни § 1. Физическое воспитание как фактор развития личности сотрудника
- § 2. Условия и пути формирования здорового образа жизни у сотрудников органов внутренних дел
- § 2. Культура межнационального общения как социальная и нравственная ценность
- § 3. Воспитание культуры межнационального и межконфессионального общения в служебных коллективах органов внутренних дел
- 3.1. Традиционные религии России как основа межнациональных и межконфессиональных отношений
- 3.2. Цели, задачи и принципы воспитания культуры межнационального и межконфессионального общения
- 3.3. Формирование опыта межнационального общения
- 1.1. Понятие и содержание работы с личным составом органов внутренних дел в экстремальных условиях
- 1.2. Основные направления и способы организации и осуществления работы с личным составом в экстремальных условиях
- 1.3. Особенности работы с личным составом в различных экстремальных ситуациях
- § 2. Формирование у сотрудников способности к обеспечению личной профессиональной безопасности
- 2.1. Способность к обеспечению личной профессиональной безопасности в системе факторов, обеспечивающих безопасность сотрудников
- 2.2. Способность к обеспечению личной профессиональной безопасности и пути ее формирования
- Раздел IV. Современные технологии воспитания личного состава органов внутренних дел Глава 1. Технологии воспитательного процесса § 1. Понятие технологий воспитания и их основные идеи
- Способ конструирования технологий воспитания
- Алгоритм воспитательного воздействия
- § 2. Специфика технологий воспитания в работе с личным составом органов внутренних дел
- Сравнительная таблица воспитательной деятельности членов педагогического коллектива
- Глава 2. Система методов профессионального воспитания сотрудников органов внутренних дел § 1. Понятие о методах воспитания и их классификация
- § 2. Правила и порядок выбора методов воспитания
- § 3. Характеристика основных методов воспитания и условия их эффективного применения в работе с личным составом
- Глава 3. Формы воспитания личного состава § 1. Понятие «форма воспитательной работы»
- § 2. Классификация форм воспитательной работы
- § 3. Оценка эффективности применения методов, форм и приемов воспитательной работы
- § 2. Условия, пути и методы формирования благоприятного морально-психологического климата в служебных коллективах
- § 3. Развитие и совершенствование коллектива сотрудников
- Глава 2. Индивидуальная воспитательная работа с личным составом § 1. Понятие индивидуальной воспитательной работы и ее значение в работе с кадрами
- § 2. Система индивидуальной воспитательной работы
- § 3. Основные формы и методы индивидуальной воспитательной работы
- § 4. Контроль состояния и оценка результативности индивидуальной воспитательной работы
- Глава 3 Самовоспитание личности сотрудника органа внутренних дел § 1. Сущность процесса самовоспитания личности сотрудника органов внутренних дел
- Системно-функциональная модель самовоспитания личности
- § 2. Стимулирование самовоспитания как основная задача воспитателя
- § 3. Диагностика готовности сотрудников к самовоспитанию
- Глоссарий