6. Сочетание игровой, трудовой и познавательной деятельности в коллективе
В современной психологии в качестве основных социальных видов деятельности рассматриваются игра, труд, познание. Именно они обеспечивают социализацию личности в обществе.
Содержание деятельности детского коллектива отражает его ценности. Сочетание игровых, трудовых и познавательных дел – необходимое условие полнокровной жизни коллектива. Если учебные предметы в их урочных и внеурочных формах ориентированы на познавательные цели, то сочетание игры и труда может происходить только за пределами школьной программы.
Трудно переоценить воздействие коллектива на личность ребенка в процессе игровой деятельности. Здесь педагогу представляются большие возможности для наблюдения и изучения потенциальных возможностей умственно отсталых учащихся. Естественно, что все дети хотят участвовать в коллективной игровой деятельности. Однако личностные качества учащихся, различие интеллектуальных и физических возможностей оказывают влияние на их активность в игре, успешность участия в ней. педагог должен увидеть это и учитывать в своей работе. В игре создаются условия, позволяющие пробудить в детях чувство товарищества, взаимопомощи, дети учатся соотносить свои личные интересы с интересами коллектива, чувствуют свою причастность к общему делу.
Сходство труда и игры:
в каждой хорошей игре есть прежде всего рабочее усилие и усилие мысли… Игра без усилия, игра без активной деятельности – всегда плохая игра;
игра доставляет ребенку радость, это будет или радость победы или радость творчества – радость качества. Такую же радость приносит и хорошая работа, и здесь полное сходство;
в игре есть такая же большая ответственность, как в работе, - конечно, в игре хорошей, правильной. Сочетание труда, познание и игры может помочь повышению воспитательной эффективности детского коллектива. Труд должен быть стержнем самоуправления, а игра – способом его организации.
Познавательная деятельность, организованная старшими подростками с младшими, создает особый климат дружбы старших и младших школьников, что и обеспечивает передачу коллективных традиций.
Само участие педагога в игре должно быть обязательным – не только потому, что участие опытного взрослого гарантирует успех дела, но и потому, что для младших школьников, в силу их возрастной ориентации на учителя, деятельность, в которой участвует педагог, приобретает особую эмоциональную значимость, повышается ее воспитывающий потенциал.
Благодаря высокой восприимчивости, отзывчивости и доверчивости младших школьников можно легко вовлечь в любую деятельность, а в игровую особенно. Сама новизна позиции ученика обеспечивает эмоционально положительное отношение к ней. Главное, чтобы учитель постоянно подкреплял это отношение одобрительным оцениванием, своим положительным отношением к деятельности каждого ребенка. Если учащиеся начиная с младших классов получили представление о радости содержательного коллективного взаимодействия, у них в подростковом возрасте усиливается потребность в деятельности нравственно-интеллектуальной направленности.
Формы коллективных познавательных игр самые разнообразные. Важно, чтобы игра отвечала следующим требованиям: содействовала сплочению коллектива, имела познавательное значение, активизировала деятельность подростков, обеспечивала мыслительную активность участников игры, создавала условия для детского творчества.
Воспитательный эффект игры зависит не столько от ее формы и даже не от содержания, сколько от того, насколько “деятелями” чувствуют себя в этой игре ее участники, как складываются взаимоотношения между педагогами и школьниками в период подготовки, проведения и после игру.
Деятельность должна быть привлекательной для подростков, давать возможность проявления находчивости, остроумия, ценимых в этом возрасте.
- Воспитание
- С о д е р ж а н и е
- Введение
- Особенности психического развития ученика специальной (коррекционной) школы VIII вида
- В интеллектуальном развитии
- 1. Психическая неполноценность ученика с особыми проблемами в воспитании, ее характер
- 2. Психика ученика специальной (коррекционной) школы VIII вида как продукт развития
- 3. Особенности развития психики ученика специальной
- Лекция 2. Особенности познавательных процессов у детей с трудностями в интеллектуальном развитии
- 1. Познавательная деятельность и познавательные процессы
- 2. Особенности ощущений и восприятий умственно отсталого ребенка
- Лекция 3. Особенности деятельности детей с трудностями в интеллектуальном развитии
- 1. Общая характеристика деятельности умственно отсталых детей
- 4. Трудовая деятельность
- Лекция 4. Особенности эмоционально-волевой сферы ученика специальной (коррекционной) школыviii вида
- 1. Эмоции и чувства
- 2. Воля
- Лекция 5. Нравственное воспитание учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида
- 1. Основные задачи нравственного воспитания в школеViii вида
- 2. Нравственное воспитание учащихся на занятиях по внеклассному чтению
- 1) Основные направления внеклассного чтения в школе VIII вида в начальных классах
- 2) Условия эффективности нравственного воспитания на занятиях по внеклассному чтению
- 3) Советы классному руководителю, воспитателю
- Задания к теме:
- Лекция 6. Эстетическое воспитание учащихся специальной (коррекционной) школы viiiвида
- 1. Теоретические основы эстетического воспитания в школеViii вида
- 2. Сущность и особенности эстетического воспитания школьников с интеллектуальной недостаточностью
- 3. Задачи эстетического воспитания
- 4. Особенности изобразительной деятельности умственно отсталых школьников
- 5. Особенности музыкального воспитания умственно отсталых школьников
- 6. Эстетическая направленность в работе с природным материалом
- 7. Эстетическое воспитание на уроках чтения
- 8. Эстетическое воспитание на уроках физической культуры
- 9. Воспитание культуры поведения учащихся школыViii вида
- 10. Заключение
- Задания к теме:
- Лекция 7. Детский коллектив специальной (коррекционной) школы VIII вида
- 1. Воспитание школьников в коллективе
- 2. Психологическая характеристика школьного класса
- 3. Взаимоотношения школьников в коллективе
- 4. Отношения учителя к детскому коллективу как фактор формирования межличностных отношений
- 5.Тактика педагога по отношению к детям, занимающим различное положение в классе
- 6. Сочетание игровой, трудовой и познавательной деятельности в коллективе
- 7. Приемы вовлечения школьников в коллективную деятельность
- Задания к теме:
- 1. Психологическая подготовка к труду
- 2. Практическая подготовка к труду
- 3. Общественно полезный труд
- 4.Производственное обучение и производительный труд
- Задания к теме
- Классификация экскурсий
- Подготовка экскурсии
- Определение цели
- Выбор темы
- Отбор и изучение экскурсионных объектов
- Составление маршрута
- Подготовка текста
- Речь учителя
- Использование методических приемов
- Природоведческие экскурсии
- Коррекционно-воспитательное значение экскурсии
- Примерная разработка природоведческой экскурсии1
- Подготовка учителя к экскурсии
- Подготовка учащихся к экскурсии
- Проведение экскурсии
- Закрепление полученных знаний.
- Итоги экскурсии
- Лекция 10. Физическое воспитание учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида
- Особенности физического развития и двигательных способностей учащихся вспомогательной школы
- Значение физического воспитания в школеViii вида
- Связь различных видов воспитания в процессе физического воспитания
- Единство нравственного и физического воспитания
- Связь умственного и физического воспитания
- Единство трудового и физического воспитания
- Задачи физического воспитания в школеViii вида
- Лекция 11. Организационные формы внеклассной работы в специальной (коррекционной) школе VIII вида
- 1.Задачи и основные направления внеклассной воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе VIII вида
- 2. Совместная коррекционно-воспитательная работа воспитателя и учителя в специальной (коррекционной) школе viiIвида
- 3. Общие замечания к проведению внеклассных и внешкольных воспитательных мероприятий
- 4. Кружковая работа и ее значение в воспитании учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида
- 5. Некоторые выводы
- Лекция 12. О некоторых актуальных проблемах современной олигофренопедагогики
- Лекция 13. Педагогическая этика учителя и ее особенности в работе с учащимися специальной (коррекционной) школы VIII вида
- 2. Педагогическая этика учителя и ее особенности в работе с учащимися школы VIII вида
- Б и б л и о г р а ф и я