logo
брунов б

Значение физического воспитания в школеViii вида

Определяя основные направления воспитательной работы с детьми, следует исходить из того, что каждый ребенок прежде всего должен быть здоров, а его жизнь охраняется взрослыми, этот раздел в плане школы и конкретных воспитателей обозначается как физическое воспитание.

На современном этапе перестройки школьного образования, в частности, школы VIII вида, физическое воспитание должно выступать как основной фактор повышения двигательных возможностей умственно отсталых детей в подготовке их к жизни и в последующем к физическому труду, т.е. сущность физического воспитания во вспомогательной школе должна заключаться в активном и многообразном содействии процессу социальной адаптации. Ведь данная проблема, проблема трудоустройства выпускников вспомогательной школы является в настоящее время одной из важнейших проблем дефектологии. От того, насколько успешно овладеет умственно отсталый школьник рабочей профессией, зависит его дальнейшее социальное положение и, следовательно, успешная адаптация в самостоятельной жизни. Еще в 1961году А.Г.Граборов писал, что вспомогательная школа ставит своей основной целью подготовить учащихся к посильному участию в производительном труде и общественной жизни. Не вызывает сомнения, что физически более подготовленные школьники, у которых к тому же незначительные двигательные нарушения, выгодно отличаются от сверстников в плане более быстрой социально-трудовой адаптации. А также, безусловно, высокая степень физической готовности оказывает существенное влияние на эмоциональное состояние учащегося и является весомым фактором оптимизации учебного и трудового процессов в школе и на производстве. В связи с этим значительное внимание во вспомогательной школе уделяется физическому воспитанию умственно отсталых школьников. Ведь именно физическое воспитание укрепляет здоровье и закаливает детский организм, содействует всестороннему физическому развитию, воспитывает умение целесообразно управлять органами движения, развивает двигательные качества (силу, быстроту, ловкость, выносливость), формирует навык удерживать тело в различных позах и т.п. Все эти качества и умения необходимы для трудовой деятельности.

Важно отметить, что физическое воспитание занимает особое положение в системе коррекционно-воспитательной работы школы VIII вида, поскольку физическое состояние и двигательные возможности умственно отсталого ребенка во многом определяют его общую дееспособность в обучении и в труде, а также компенсаторные возможности организма в преодолении нарушений развития.

У многих учащихся имеются нарушения сердечно-сосудистой, дыхательной, вегетативной и эндокринной систем. Наблюдается слабость миокарда, аритмии, дыхание нарушено по частоте, глубине, ритму; отсутствует согласованность дыхательного акта с двигательной нагрузкой. Физические же нагрузки способствуют увеличению сердцебиения, мышца сердца под влиянием физических нагрузок сокращается сильнее, повышается выброс сердцем крови в магистральные сосуды. Постоянная тренировка системы кровообращения ведет к ее функциональному совершенствованию. Кроме того, во времяработы в кровоток включается и та кровь, которая в спокойном состоянии не циркулирует по сосудам. Вовлечение в кровообращение большой массы крови не только тренирует сердце и сосуды, но и стимулирует кровотечение.

Физические упражнения способствуют хорошей работе органов пищеварения, помогая перевариванию и усвоению пищи, активизируют деятельность печени и почек, улучшают деятельность желез внутренней секреции: щитовидной, половых, надпочечных, играющих огромную роль в росте и развитии молодого организма. Физические упражнения вызывают повышение потребности организма в кислороде, в результате чего увеличивается “жизненная емкость” легких, улучшается подвижность грудной клетки. Кроме того, полное расправление легких ликвидирует застойные явления в них, скопление слизи и мокроты, т.е. служит профилактикой возможных заболеваний. Легкие при систематических занятиях физическими упражнениями увеличиваются в объеме, дыхание становится более редким и глубоким, что имеет большое значение для вентиляции легких.

У умственно отсталых детей также замечено отставание в росте, весе от возрастной нормы, непропорциональное телосложение, различные отклонения в осанке. Нередко у таких детей встречаются стертые двигательные нарушения, которые скомпенсировались к школьному возрасту и стали практически незаметными в бытовых условиях, но проявляются при значительной физической нагрузке и в усложненных двигательных заданиях. Эти нарушения и многие другие, которые имеются в двигательной сфере умственно отсталых, могут создавать значительные трудности при овладении программным материалом. И поэтому коррекция и развитие движений и устранение имеющихся у умственно отсталых детей недостатков является не только целью занятий физической культурой, но и необходимым условием успешного осуществления физического воспитания в целом.

Процесс физического воспитания в школе VIII вида направлен на решение таких задач, как коррекция и компенсация нарушений моторики, содействие оптимальному физическому развитию ребенка, закаливанию организма, повышению его физической подготовленности, развитию двигательных качеств и т.д. Развитие двигательных качеств оказывает значительное воздействие на совершенствование регуляторных функций нервной системы, улучшение функционального состояния кардиореспираторной системы, способствует преодолению или ослаблению недостатков физического развития, моторики, повышению общего уровня работоспособности, укреплению здоровья, а также более успешному формированию двигательных умений и навыков, в том числе трудовых.

Опыт работы школыVIII вида и результаты исследований многих авторов показывают, что недоразвитие моторики учащихся является существенной причиной, затрудняющей их обучение и тормозящей их дальнейшее общее развитие. А.Н.Леонтьев в работе, посвященной исследованию влияния нарушенных двигательных функций на психику человека, подчеркивает, что психика не просто “проявляется” в движениях, а, в известном смысле, движения осуществляют непосредственно ту практическую связь человека с окружающим миром, которая лежит в основе развития его психических процессов.

Важность физического воспитания в деле развития умственно отсталого ребенка заключается также и в том, что одним из важнейших условий гармоничного развития личности является достаточная двигательная активность. Аномальным детям, как установлено, свойственна гипокинезия, которая ухудшает состояние организма и способствует появлению ряда заболеваний. Выход из этого может быть только один: своевременное применение физиологически обоснованных физических нагрузок. Можно даже считать, что аномальные дети больше нуждаются в мышечной деятельности, чем здоровые.

Физическое воспитание учащихся с учетом их отклонений в психическом и физическом развитии является важным и ответственным участком учебно-воспитательной работы во вспомогательной школе. Вся система физического воспитания этих детей направлена на всестороннее развитие, подготовку к трудовой деятельности. Вследствие особенностей психического и физического развития учащихся вспомогательной школы физическое воспитание имеет здесь свою специфику. Оно состоит в том, что образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи решаются одновременно с задачами коррекции недостатков умственного и физического развития и нарушений моторики, то есть коррекционная направленность определяет собой специфику физического воспитания.

Важно также отметить, что при умственной отсталости явно недоразвита регулирующая функция речи в организации целенаправленных движений и формируется она только при активной коррекционно-воспитательной работе. Проводимая коррекционная работа способствует также воспитанию у учащихся таких качеств, как внимательность, сосредоточенность, умение пользоваться словесной инструкцией при организации своих движений, терпеливость, целеустремленность и т.д.

Физическое воспитание содействует и формированию нравственных качеств: у детей воспитываются и закрепляются коллективистические навыки, товарищество, правильное отношение к требованиям дисциплины, чувство чести класса, школы.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что физическое воспитание умственно отсталых учащихся является важным участком всей учебно-воспитательной работы в школе VIII вида, и оно занимает одно из важнейших мест в подготовке данной категории детей к самостоятельнойжизни и производительному труду.