6. Эстетическая направленность в работе с природным материалом
Важным средством эстетического воспитания младших умственно отсталых школьников являются уроки трудового обучения, на которых дети имеют дело с бумагой и картоном, глиной и пластилином, с природными и текстильными материалами, с проволокой, древесиной, металлоконструктором. При этом используются цветные материалы, которых привлекаются и радуют детей как во время деятельности, так и особенно в момент, когда поделка закончена.3
В трудовом процессе активно участвуют почти все органы чувств, благодаря чему создаются выгодные условия для развития у детей эстетического восприятия и элементов художественного творчества. У детей развивается чувство цвета, которое возникает при восприятии красивых цветовых сочетаний; чувство формы, когда эстетические переживания вызваны законченностью и естественностью формы; чувство ритма, когда воспринимается ритмическое построение элементов предмета.
Особую значимость для развития художественного восприятия и творческого воображения имеет работа с природными материалами (листьями, цветами, шишками, желудями, кукурузными початками, сучками и т.п.).
Отправным пунктом данных занятий должны служить экскурсии на природу. Во время экскурсий нужно обратить внимание детей на яркое, приметное, наглядное, дать им возможность испытать удовольствие от восприятия природы. По мере накопления эстетических впечатлений у учащихся ярче выявляются интересы, склонности, способности. Для эффективного развертывания этого процесса необходима доступная и интереснаядеятельность.
Важнейшим источником эстетического наслаждения является любовь к природе. Красота родной природы, многообразие ее форм оказывает на человека сильнейшее, ни с чем не сравнимое влияние. Красота природы оказывает огромное воспитательное воздействие, о чем хорошо говорил великий русский педагог К.Д.Ушинский.
Воспитание любви к природе предполагает систематическое общение с нею, формирование и развитие на этой основе интереса к природе, умения самостоятельно видеть и ценить ее красоту, участвовать в ее охране и приумножении. Чтобы дети увидели красоту природы, их надо к этому подготовить. Восприятие прекрасного предполагает наличие способности воспринимать цвета, формы, звуки, запахи. Приобщать к целостному восприятию необходимо постепенно.
Учащиеся младших классов, рассматривая цветы в саду, учатся видеть их цвет, строение, чувствовать запах. Во время экскурсий и прогулок учитель обращает внимание учащихся на красоту окружающей природы (осеннего парка, зимнего леса, цветущего поля ромашек). Впечатления детей анализируются, обобщаются, делаются выводы и заключения. В дальнейшем детям предъявляются конкретные задания, например, послушать пение птиц в саду, послушать кукушку во время прогулки по лесу и сосчитать сколько раз она прокуковала. Важно, чтобы учитель не только сам показывал и объяснял, но и побуждал учащимися видеть и слышать природу. 1
Умственно отсталых детей необходимо учить выражать свои впечатления, однако их рассказ об увиденном не должен быть простым перечислением тех или иных объектов, в него надо включать описание эстетических переживаний. Работа может быть дополнена рисунками, лепкой, поделками из природного материала.
Воспитание эстетических чувств в общении с природой осуществляется более успешно, если используется активная деятельность детей. Она может быть разнообразной и должна приобретать заметный общественно полезный характер – от собирания садовых цветов и украшения ими столовой, комнат в интернате до участия в озеленении улиц, парков и т.д.
Учащиеся 1 класса вспомогательной школы вначале обычно пассивны, поэтому нужна большая активность со стороны учителя. Он должен высказать свое отношение к наблюдаемому и стимулировать детей к словесному оформлению своих впечатлений.
В осенний период педагог обращает внимание детей на листопад, осенние запахи леса, яркие грозди калины и рябины, на “пышное природы увяданье”. В зимний период отмечают первый снег, первый зимний день.
Богатейший источник эстетического наслаждения – природа! Она пробуждает в детях чувство красоты, стремления познать ее законы, обогащает представления об окружающем мире.
Весной дети наблюдают капель с прозрачных сосулек, первые проталины, первые зеленые листочки, нежную травку, яркое солнце, белоснежную дымку цветущих яблонь и черемухи.
Наблюдая с детьми то или иное явление природы, воспитатель старается вспомнить подходящее к случаю стихотворение или песню, сравнивает реальный пейзаж с его описанием в произведении, благодаря чему дети более полно воспринимают его красоту.
Осенью во всех школах VIII вида проводится праздник “Золотая осень” или праздник урожая.
В процессе изготовления поделок закрепляются знания, полученные на уроках, умение детей планировать свою работу, различать цвета, развиваются пространственные представления, фантазия, совершенствуются двигательные процессы. Работа умственно отсталых учащихся с природными материалами оказывает положительное влияние на развитие их эмоционально-волевой сферы. Они учатся доводить начатое дело до конца, оценивать свое изделие, находить в нем красоту. Важно давать детям такиезадания, которые они в состоянии выполнить и которые вызывают у них интерес.
Собирая интересные коллекции даров природы и изготавливая из них различные поделки, дети узнают много нового, учатся любить природу и видеть ее красоту.
- Воспитание
- С о д е р ж а н и е
- Введение
- Особенности психического развития ученика специальной (коррекционной) школы VIII вида
- В интеллектуальном развитии
- 1. Психическая неполноценность ученика с особыми проблемами в воспитании, ее характер
- 2. Психика ученика специальной (коррекционной) школы VIII вида как продукт развития
- 3. Особенности развития психики ученика специальной
- Лекция 2. Особенности познавательных процессов у детей с трудностями в интеллектуальном развитии
- 1. Познавательная деятельность и познавательные процессы
- 2. Особенности ощущений и восприятий умственно отсталого ребенка
- Лекция 3. Особенности деятельности детей с трудностями в интеллектуальном развитии
- 1. Общая характеристика деятельности умственно отсталых детей
- 4. Трудовая деятельность
- Лекция 4. Особенности эмоционально-волевой сферы ученика специальной (коррекционной) школыviii вида
- 1. Эмоции и чувства
- 2. Воля
- Лекция 5. Нравственное воспитание учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида
- 1. Основные задачи нравственного воспитания в школеViii вида
- 2. Нравственное воспитание учащихся на занятиях по внеклассному чтению
- 1) Основные направления внеклассного чтения в школе VIII вида в начальных классах
- 2) Условия эффективности нравственного воспитания на занятиях по внеклассному чтению
- 3) Советы классному руководителю, воспитателю
- Задания к теме:
- Лекция 6. Эстетическое воспитание учащихся специальной (коррекционной) школы viiiвида
- 1. Теоретические основы эстетического воспитания в школеViii вида
- 2. Сущность и особенности эстетического воспитания школьников с интеллектуальной недостаточностью
- 3. Задачи эстетического воспитания
- 4. Особенности изобразительной деятельности умственно отсталых школьников
- 5. Особенности музыкального воспитания умственно отсталых школьников
- 6. Эстетическая направленность в работе с природным материалом
- 7. Эстетическое воспитание на уроках чтения
- 8. Эстетическое воспитание на уроках физической культуры
- 9. Воспитание культуры поведения учащихся школыViii вида
- 10. Заключение
- Задания к теме:
- Лекция 7. Детский коллектив специальной (коррекционной) школы VIII вида
- 1. Воспитание школьников в коллективе
- 2. Психологическая характеристика школьного класса
- 3. Взаимоотношения школьников в коллективе
- 4. Отношения учителя к детскому коллективу как фактор формирования межличностных отношений
- 5.Тактика педагога по отношению к детям, занимающим различное положение в классе
- 6. Сочетание игровой, трудовой и познавательной деятельности в коллективе
- 7. Приемы вовлечения школьников в коллективную деятельность
- Задания к теме:
- 1. Психологическая подготовка к труду
- 2. Практическая подготовка к труду
- 3. Общественно полезный труд
- 4.Производственное обучение и производительный труд
- Задания к теме
- Классификация экскурсий
- Подготовка экскурсии
- Определение цели
- Выбор темы
- Отбор и изучение экскурсионных объектов
- Составление маршрута
- Подготовка текста
- Речь учителя
- Использование методических приемов
- Природоведческие экскурсии
- Коррекционно-воспитательное значение экскурсии
- Примерная разработка природоведческой экскурсии1
- Подготовка учителя к экскурсии
- Подготовка учащихся к экскурсии
- Проведение экскурсии
- Закрепление полученных знаний.
- Итоги экскурсии
- Лекция 10. Физическое воспитание учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида
- Особенности физического развития и двигательных способностей учащихся вспомогательной школы
- Значение физического воспитания в школеViii вида
- Связь различных видов воспитания в процессе физического воспитания
- Единство нравственного и физического воспитания
- Связь умственного и физического воспитания
- Единство трудового и физического воспитания
- Задачи физического воспитания в школеViii вида
- Лекция 11. Организационные формы внеклассной работы в специальной (коррекционной) школе VIII вида
- 1.Задачи и основные направления внеклассной воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе VIII вида
- 2. Совместная коррекционно-воспитательная работа воспитателя и учителя в специальной (коррекционной) школе viiIвида
- 3. Общие замечания к проведению внеклассных и внешкольных воспитательных мероприятий
- 4. Кружковая работа и ее значение в воспитании учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида
- 5. Некоторые выводы
- Лекция 12. О некоторых актуальных проблемах современной олигофренопедагогики
- Лекция 13. Педагогическая этика учителя и ее особенности в работе с учащимися специальной (коррекционной) школы VIII вида
- 2. Педагогическая этика учителя и ее особенности в работе с учащимися школы VIII вида
- Б и б л и о г р а ф и я