Задания к теме
В чем заключается психологическая подготовка к труду?
Как осуществляется практическая подготовка к труду?
Какое место в трудовом воспитании занимает общественно полезный труд?
Какие задачи ставятся перед производственной практикой и производительным трудом?
Лекция 9. ЭКСКУРСИЯ КАК ОДНО ИЗ КОРРИГИРУЮЩИХ СРЕДСТВ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ С УЧАЩИМИСЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ VIII ВИДА
Экскурсия – одна из форм обучения, которой в школе VIIIвида уделяется большое внимание. Прежде всего это обусловлено тем, что своеобразие познавательной деятельности детей-олигофренов не обеспечивает полноты и правильности сведений, получаемых ими в процессе спонтанного наблюдения. Кроме того, в своем большинстве такие дети обучаются в условиях школы-интерната или школы с продленным днем. Это не позволяет ученикам в должной мере знакомиться с предметами и явлениями окружающей действительности. В результате представления и понятия у школьников бывают неполными, неточными, расплывчатыми, часто смешиваются по случайному или ассоциативному сходству. Многие, даже несложные причинно-следственные связи и зависимости оказываются им недоступными.1Все это обусловливает необходимость специально организованного обучения учащихся в естественной обстановке. Такой формой обучения является экскурсия.
Целью организации экскурсий может быть изучение конкретных предметов, явлений, объектов в естественной обстановке или же закрепление и обобщение знаний после изучения соответствующих тем на уроках в условиях класса. Самое большое количество экскурсий предусматривается в 1-5 классах в связи с ознакомлением с предметами и явлениями окружающей действительности на уроках природоведения или развития речи. Это могут быть экскурсии для систематических наблюдений за сезонными изменениями в природе, жизни растений и животных. Такие экскурсии могут проводиться 2-3 раза в сезон в зависимости от года обучения.2
Во время экскурсий изучаются такие явления природы, которые невозможно наблюдать в классе: высоту солнца в разное время дня, признаки лета, осени, зимы, весны. Дети знакомятся с местными растениями, животными. Важно показать, как изменилась жизнь растений и животных в разное время года. На экскурсиях у школьников формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении родному языку, чтению, естествознанию, истории - такие занятия имеют пропедевтический или подготовительный характер.
Как и во всяком педагогическом процессе, в экскурсии участвуют две стороны: обучаемые – школьники и обучающий – учитель или воспитатель. Учитель сообщает в соответствии с темой определенный круг знаний, учащиеся эти знания воспринимают. Процесс воздействия этих двух сторон и составляет педагогический процесс.
Оценивая одну из экскурсий, Н.К. Крупская подчеркнула, что эта экскурсия “при правильной подготовке может колоссально расширить горизонт ребят, дать богатейший материал для сравнения и в силу этого дать толчок мысли, дать возможность глубже понять окружающее”.
До начала экскурсии учитель или воспитатель дает предварительные установки и разъяснения, способствующие введению участников экскурсии в суть предстоящего мероприятия. Вступительное слово организует аудиторию на внимательное отношение к объекту и рассказу, дает представление об экскурсии как целостном произведении, где последовательно – звено за звеном – раскрывается конкретная тема.
Необходимо так организовать экскурсию, чтобы сохранить у ребят приподнятое настроение, которое способствует повышению эффективности изучаемого материала.
Многое зависит от того, как задумана и осуществлена основная часть экскурсии, с какого объекта и с какой подтемы она начинается, чем именно и как она будет завершена.
Важно то первое впечатление, которое произведен на школьников “зрительный ряд”. Новизна зрительного материала вызывает интерес, нужные эмоции.
При организации педагогического процесса во время экскурсии учитываются две особенности экскурсионного метода сообщения знаний, которые состоят в том, что намеченная тема изучается на материале, доступном созерцанию, и что такое изучение происходит непосредственно на месте.
- Воспитание
- С о д е р ж а н и е
- Введение
- Особенности психического развития ученика специальной (коррекционной) школы VIII вида
- В интеллектуальном развитии
- 1. Психическая неполноценность ученика с особыми проблемами в воспитании, ее характер
- 2. Психика ученика специальной (коррекционной) школы VIII вида как продукт развития
- 3. Особенности развития психики ученика специальной
- Лекция 2. Особенности познавательных процессов у детей с трудностями в интеллектуальном развитии
- 1. Познавательная деятельность и познавательные процессы
- 2. Особенности ощущений и восприятий умственно отсталого ребенка
- Лекция 3. Особенности деятельности детей с трудностями в интеллектуальном развитии
- 1. Общая характеристика деятельности умственно отсталых детей
- 4. Трудовая деятельность
- Лекция 4. Особенности эмоционально-волевой сферы ученика специальной (коррекционной) школыviii вида
- 1. Эмоции и чувства
- 2. Воля
- Лекция 5. Нравственное воспитание учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида
- 1. Основные задачи нравственного воспитания в школеViii вида
- 2. Нравственное воспитание учащихся на занятиях по внеклассному чтению
- 1) Основные направления внеклассного чтения в школе VIII вида в начальных классах
- 2) Условия эффективности нравственного воспитания на занятиях по внеклассному чтению
- 3) Советы классному руководителю, воспитателю
- Задания к теме:
- Лекция 6. Эстетическое воспитание учащихся специальной (коррекционной) школы viiiвида
- 1. Теоретические основы эстетического воспитания в школеViii вида
- 2. Сущность и особенности эстетического воспитания школьников с интеллектуальной недостаточностью
- 3. Задачи эстетического воспитания
- 4. Особенности изобразительной деятельности умственно отсталых школьников
- 5. Особенности музыкального воспитания умственно отсталых школьников
- 6. Эстетическая направленность в работе с природным материалом
- 7. Эстетическое воспитание на уроках чтения
- 8. Эстетическое воспитание на уроках физической культуры
- 9. Воспитание культуры поведения учащихся школыViii вида
- 10. Заключение
- Задания к теме:
- Лекция 7. Детский коллектив специальной (коррекционной) школы VIII вида
- 1. Воспитание школьников в коллективе
- 2. Психологическая характеристика школьного класса
- 3. Взаимоотношения школьников в коллективе
- 4. Отношения учителя к детскому коллективу как фактор формирования межличностных отношений
- 5.Тактика педагога по отношению к детям, занимающим различное положение в классе
- 6. Сочетание игровой, трудовой и познавательной деятельности в коллективе
- 7. Приемы вовлечения школьников в коллективную деятельность
- Задания к теме:
- 1. Психологическая подготовка к труду
- 2. Практическая подготовка к труду
- 3. Общественно полезный труд
- 4.Производственное обучение и производительный труд
- Задания к теме
- Классификация экскурсий
- Подготовка экскурсии
- Определение цели
- Выбор темы
- Отбор и изучение экскурсионных объектов
- Составление маршрута
- Подготовка текста
- Речь учителя
- Использование методических приемов
- Природоведческие экскурсии
- Коррекционно-воспитательное значение экскурсии
- Примерная разработка природоведческой экскурсии1
- Подготовка учителя к экскурсии
- Подготовка учащихся к экскурсии
- Проведение экскурсии
- Закрепление полученных знаний.
- Итоги экскурсии
- Лекция 10. Физическое воспитание учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида
- Особенности физического развития и двигательных способностей учащихся вспомогательной школы
- Значение физического воспитания в школеViii вида
- Связь различных видов воспитания в процессе физического воспитания
- Единство нравственного и физического воспитания
- Связь умственного и физического воспитания
- Единство трудового и физического воспитания
- Задачи физического воспитания в школеViii вида
- Лекция 11. Организационные формы внеклассной работы в специальной (коррекционной) школе VIII вида
- 1.Задачи и основные направления внеклассной воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе VIII вида
- 2. Совместная коррекционно-воспитательная работа воспитателя и учителя в специальной (коррекционной) школе viiIвида
- 3. Общие замечания к проведению внеклассных и внешкольных воспитательных мероприятий
- 4. Кружковая работа и ее значение в воспитании учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида
- 5. Некоторые выводы
- Лекция 12. О некоторых актуальных проблемах современной олигофренопедагогики
- Лекция 13. Педагогическая этика учителя и ее особенности в работе с учащимися специальной (коррекционной) школы VIII вида
- 2. Педагогическая этика учителя и ее особенности в работе с учащимися школы VIII вида
- Б и б л и о г р а ф и я