logo
брунов б

7. Эстетическое воспитание на уроках чтения

Значительное место в системе эстетического воспитания вспомогательной школы занимают уроки чтения. Современная детская художественная литература, произведения народного творчества, предусмотренные учебной программой, дают богатый материал для развития личности умственно отсталого ребенка.

В процессе занятий учащиеся отрабатывают умения читать текст, соблюдая нормы русской орфоэпии, выделять главную мысль произведения, составлять характеристики главных героев.

Художественное слово раскрывает перед ними красоту и богатство родного языка, помогает овладеть этим языком.

Однако не только содержание литературного материала определяет эстетическую окраску урока. Огромную роль играет сам учитель, его живое, доступное пониманию детей слово.1

Особое воспитательное значение имеет художественное рассказывание. Эмоциональный, выразительный рассказ затрагивает область чувственной сферы школьников. Обращенный к классу, он вызывает у детей сочувственное переживание, при этом лучше понимается его содержательная суть.

В процессе ознакомления учащихся с художественной литературой закладывается понятие о целостности художественного текста, на простейшем уровне раскрывается единство форм и содержания.

Знакомясь со сказками, рассказами, стихотворениями, дети учатся различать литературные жанры, эмоционально реагировать на действия любимых литературных персонажей, сопереживать им.

Подчеркивая значение эстетической и эмоциональной окраски художественного рассказывания, А.Н.Граборов указывал на необходимость “образной передачей захватить учащихся, вызвать у них яркие переживания, прочувствовать тему. Поэтому к подбору материала для рассказывания следует отнестись с особым вниманием”.

Материал рассказа надо обработать: сократить число действующих лиц до минимума, сократить всякие длинноты, приспособить рассказ для возраста, обратить внимание на язык рассказа с точки зрения яркости, выразительности и доступности детскому пониманию. Рассказывать надо просто, без лишней аффектации и деланного лиризма.

Работа с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, предполагает большое количество разнообразных практических действий как с самой книгой (потрогать, рассмотреть, подержать, погладить), так и с изображениями главных героев (используются элементы драматизации, настольный театр, театр теней и кукольный театр, разыгрываются некоторые эпизоды на фланелеграфе).

Одним из важных приемов работы с художественными текстами является рассматривание серий сюжетных картин, отражающих последовательность событий в произведении.

При рассмотрении таких картин детям предлагаются различные виды работы: составить рассказ, придумать к заданному началу окончание, восстановить недостающие звенья истории того или иного персонажа, подобрать иллюстрации к прочитанному тексту и т.д.

Работа над смысловой стороной произведения активизирует развитие мыслительной деятельности и воображения ребенка, позволяет ему осознать взаимозависимости в действиях персонажей и, в конечном счете, формирует основы для осуществления знаково-символической деятельности, необходимой для последующего школьного обучения.

Выразительное чтение художественных произведений пробуждает у учащихся интерес к литературе, желание читать самому. Такое чтение – одно из самых результативных средств эстетического воспитания, и его важно использовать на всех этапах школьного обучения.

В системе коррекционно-воспитательной работы с проблемными детьми в последнее время усилился интерес к активизации их эмоциональной сферы и к коррекции имеющихся отклонений через использование театрализованных видов деятельности. Включение приемов театрализации в повседневную жизнь детей делает ее более яркой, динамической, насыщенной, обогащает положительными эмоциями, а главное – дает ребенку возможность приобрести личный опыт и условий становления человеческого индивидуума.

Большое значение для эстетического воспитания умственно отсталых школьников имеет заучивание детьми стихотворений и отрывков художественной прозы, выразительное чтение на уроках, вечерах художественной самодеятельности.1