Природоведческие экскурсии
Среди разнообразных форм воспитания любви и бережного отношения к природе наиболее эффективными являются природоведческие экскурсии.
Основная задача природоведческих экскурсий заключается в том, чтобы, показывая объекты природы, расширить знания об окружающей природе, воспитать бережное отношение к природным богатствам, обогатить знаниями о природных явлениях, животном и растительном мире. Эти экскурсии развивают у детей чувство прекрасного, наблюдательность и пытливость, расширяют круг естественнонаучных знаний.1
Известно, сколь значимо для развития и воспитания школьников постижение ими окружающего мира в его единстве, целостности.
Огромная роль в наше время отводится экологическому воспитанию школьников. Экологическое воспитание входит в курс природоведения и решает следующие задачи:
1.Расширение экологических представлений учеников, формируемых в курсе природоведения, их конкретизация, иллюстрирование значительным числом ярких, доступных примеров.
2.Углубление теоретических знаний в области экологии, формирования ряда основополагающих экологических понятий, адекватных возрастным особенностям учеников.
3.Обеспечение более широкой и разнообразной практической деятельности учащихся по изучению и охране окружающей среды.
Огромное внимание уделяется охране природы. Своей яркостью, многообразием, динамичностью природа воздействует на все чувства ребенка и оставляет в его душе глубокий след на всю жизнь. Она благотворно влияет на развитие внимания, наблюдательности, эстетических чувств, и впоследствии это влияние сказывается на творческой деятельности человека и его отношении к окружающей природе. Наблюдая, сравнивая, обдумывая, умственно отсталый ребенок одновременно развивает свое мышление и речь. Для учащихся вспомогательных школ природоведческие экскурсии способствуют углублению полученных знаний, развивают любознательность и желание глубже постичь тайны природы, шире открывают мир прекрасного, формируют глубокие нравственные идеалы.
Природоведческая экскурсия проводится в естественной природной среде, ее объектами являются предметы и явления природы: лес с его растительным и животным миром, реки, озера, море и другие водоемы; формы земной поверхности: горы, равнины, холмы и овраги, растения и животные в среде их обитания; явления природы: восход и заход солнца, облачность, полярное сияние, сезонные явления природы и т.д.
Природоведческие экскурсии бывают тематические и обзорные. Тематические – это ботанические, геологические1, астрономические, почвенные, зоогеографические, ландшафтные и другие.
Ботаническиеэкскурсии раскрывают мир растений, его неповторимое своеобразие и особенности. Например, показывая цветы, учитель сообщает, что по многим из них можно узнавать время. Такими растениями являются шиповник, одуванчик, мак, душистый табак, колокольчик (сборный), лен, кувшинка белая, мать-и-мачеха и др. Например, цветки душистого табака раскрываются в 20 часов и всю ночь открыты, в солнечную погоду бутоны мака распускаются в 5 часов, а закрываются в 15 часов.
Растения могут не только показывать время, но и предсказывать погоду. Например, перед ненастьем усиливается запах сирени, смородины, левкоев, петунии, цветки акации выделяют много нектара, а луговой клевер складывает свои листья. Эти и многие другие необычные сведения дает нам экскурсия. Осенью дети любуются золотым и багряным убором деревьев, кустарников, зимой наблюдают жизнь растений под снегом, весной радует их нежная зелень листьев, первые весенние цветы, летом - приятная прохлада зеленых насаждений, богатство красок. Все это манит детей, и они рвутся на лоно природы. Учитель должен направить эту инстинктивную тягу к природе так, чтобы учащиеся разумно наблюдали, изучали природу, научились любовно охранять ее.
Природа – большая книга, которую учитель должен научить читать своих учеников. Экскурсии по изучению растений можно придать элемент игры, так как игровые моменты заинтересовывают учащихся. Например, можно заготовить карточки с описанием признаков того или иного растения.
Карточка 4.
Травянистое растение, листья очередные, с прилистниками. Цветы одиночные, неправильные. Нижний лепесток со шпорцом. Венчик небольшой, окрашен в белый или желтый цвет. Корни нитевидные.
В таком плане даются описания и других растений.
Учащиеся внимательно должны прочесть текст карточек и найти эти растения. Во время поисков они, как правило, бывают сосредоточенны, внимательны, работают с интересом. Их усилия направлены на то, чтобы найти растение и определить его.
Учащиеся проявляют интерес к такой игре и часто, найдя одно растение, приходят к учителю и просят дать им задание отыскать новое растение. С помощью карточек легко закрепить знания учащихся, выработать навык определения тех или иных растений.
Однако такой вид работы надо проводить в том случае, если данные растения хорошо знакомы умственно отсталым ученикам и они видели растения до экскурсии. Лишь в этом случае полученные знания хорошо усвоятся.
Зоологические экскурсииимеют большое образовательное значение, т.к. дают возможность более близко и конкретно ознакомиться с живым миром и понаблюдать животных как в природе, в естественной обстановке, так и в домашнем хозяйстве.
Например, такие явления, как охранительная и предупреждающая окраски, различные приспособления для защиты и нападения, многообразные способы передвижения, дыхания, питания у животных, - все это надлежащим образом может быть понято при непосредственном соприкосновением с природой.
При правильной постановке экскурсии учащиеся получают возможность увидеть в природе не отдельные, разрозненные формы и явления, а единое целое, где отдельные части тесно связаны и взаимно обусловлены.
Организовать зоологическую экскурсию труднее, чем ботаническую. Главной трудностью при организации зоологических экскурсий на лоно природы является обширность и разнообразие природного материала, а также пестрота и непостоянство его состава. Каким же образом преодолеть эти трудности?Это возможно путем ограничения экскурсионных объектов, подлежащих изучению, а это особенно важно учитывать при работе с умственно отсталыми детьми.
- Воспитание
- С о д е р ж а н и е
- Введение
- Особенности психического развития ученика специальной (коррекционной) школы VIII вида
- В интеллектуальном развитии
- 1. Психическая неполноценность ученика с особыми проблемами в воспитании, ее характер
- 2. Психика ученика специальной (коррекционной) школы VIII вида как продукт развития
- 3. Особенности развития психики ученика специальной
- Лекция 2. Особенности познавательных процессов у детей с трудностями в интеллектуальном развитии
- 1. Познавательная деятельность и познавательные процессы
- 2. Особенности ощущений и восприятий умственно отсталого ребенка
- Лекция 3. Особенности деятельности детей с трудностями в интеллектуальном развитии
- 1. Общая характеристика деятельности умственно отсталых детей
- 4. Трудовая деятельность
- Лекция 4. Особенности эмоционально-волевой сферы ученика специальной (коррекционной) школыviii вида
- 1. Эмоции и чувства
- 2. Воля
- Лекция 5. Нравственное воспитание учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида
- 1. Основные задачи нравственного воспитания в школеViii вида
- 2. Нравственное воспитание учащихся на занятиях по внеклассному чтению
- 1) Основные направления внеклассного чтения в школе VIII вида в начальных классах
- 2) Условия эффективности нравственного воспитания на занятиях по внеклассному чтению
- 3) Советы классному руководителю, воспитателю
- Задания к теме:
- Лекция 6. Эстетическое воспитание учащихся специальной (коррекционной) школы viiiвида
- 1. Теоретические основы эстетического воспитания в школеViii вида
- 2. Сущность и особенности эстетического воспитания школьников с интеллектуальной недостаточностью
- 3. Задачи эстетического воспитания
- 4. Особенности изобразительной деятельности умственно отсталых школьников
- 5. Особенности музыкального воспитания умственно отсталых школьников
- 6. Эстетическая направленность в работе с природным материалом
- 7. Эстетическое воспитание на уроках чтения
- 8. Эстетическое воспитание на уроках физической культуры
- 9. Воспитание культуры поведения учащихся школыViii вида
- 10. Заключение
- Задания к теме:
- Лекция 7. Детский коллектив специальной (коррекционной) школы VIII вида
- 1. Воспитание школьников в коллективе
- 2. Психологическая характеристика школьного класса
- 3. Взаимоотношения школьников в коллективе
- 4. Отношения учителя к детскому коллективу как фактор формирования межличностных отношений
- 5.Тактика педагога по отношению к детям, занимающим различное положение в классе
- 6. Сочетание игровой, трудовой и познавательной деятельности в коллективе
- 7. Приемы вовлечения школьников в коллективную деятельность
- Задания к теме:
- 1. Психологическая подготовка к труду
- 2. Практическая подготовка к труду
- 3. Общественно полезный труд
- 4.Производственное обучение и производительный труд
- Задания к теме
- Классификация экскурсий
- Подготовка экскурсии
- Определение цели
- Выбор темы
- Отбор и изучение экскурсионных объектов
- Составление маршрута
- Подготовка текста
- Речь учителя
- Использование методических приемов
- Природоведческие экскурсии
- Коррекционно-воспитательное значение экскурсии
- Примерная разработка природоведческой экскурсии1
- Подготовка учителя к экскурсии
- Подготовка учащихся к экскурсии
- Проведение экскурсии
- Закрепление полученных знаний.
- Итоги экскурсии
- Лекция 10. Физическое воспитание учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида
- Особенности физического развития и двигательных способностей учащихся вспомогательной школы
- Значение физического воспитания в школеViii вида
- Связь различных видов воспитания в процессе физического воспитания
- Единство нравственного и физического воспитания
- Связь умственного и физического воспитания
- Единство трудового и физического воспитания
- Задачи физического воспитания в школеViii вида
- Лекция 11. Организационные формы внеклассной работы в специальной (коррекционной) школе VIII вида
- 1.Задачи и основные направления внеклассной воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе VIII вида
- 2. Совместная коррекционно-воспитательная работа воспитателя и учителя в специальной (коррекционной) школе viiIвида
- 3. Общие замечания к проведению внеклассных и внешкольных воспитательных мероприятий
- 4. Кружковая работа и ее значение в воспитании учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида
- 5. Некоторые выводы
- Лекция 12. О некоторых актуальных проблемах современной олигофренопедагогики
- Лекция 13. Педагогическая этика учителя и ее особенности в работе с учащимися специальной (коррекционной) школы VIII вида
- 2. Педагогическая этика учителя и ее особенности в работе с учащимися школы VIII вида
- Б и б л и о г р а ф и я