logo
брунов б

Природоведческие экскурсии

Среди разнообразных форм воспитания любви и бережного отношения к природе наиболее эффективными являются природоведческие экскурсии.

Основная задача природоведческих экскурсий заключается в том, чтобы, показывая объекты природы, расширить знания об окружающей природе, воспитать бережное отношение к природным богатствам, обогатить знаниями о природных явлениях, животном и растительном мире. Эти экскурсии развивают у детей чувство прекрасного, наблюдательность и пытливость, расширяют круг естественнонаучных знаний.1

Известно, сколь значимо для развития и воспитания школьников постижение ими окружающего мира в его единстве, целостности.

Огромная роль в наше время отводится экологическому воспитанию школьников. Экологическое воспитание входит в курс природоведения и решает следующие задачи:

1.Расширение экологических представлений учеников, формируемых в курсе природоведения, их конкретизация, иллюстрирование значительным числом ярких, доступных примеров.

2.Углубление теоретических знаний в области экологии, формирования ряда основополагающих экологических понятий, адекватных возрастным особенностям учеников.

3.Обеспечение более широкой и разнообразной практической деятельности учащихся по изучению и охране окружающей среды.

Огромное внимание уделяется охране природы. Своей яркостью, многообразием, динамичностью природа воздействует на все чувства ребенка и оставляет в его душе глубокий след на всю жизнь. Она благотворно влияет на развитие внимания, наблюдательности, эстетических чувств, и впоследствии это влияние сказывается на творческой деятельности человека и его отношении к окружающей природе. Наблюдая, сравнивая, обдумывая, умственно отсталый ребенок одновременно развивает свое мышление и речь. Для учащихся вспомогательных школ природоведческие экскурсии способствуют углублению полученных знаний, развивают любознательность и желание глубже постичь тайны природы, шире открывают мир прекрасного, формируют глубокие нравственные идеалы.

Природоведческая экскурсия проводится в естественной природной среде, ее объектами являются предметы и явления природы: лес с его растительным и животным миром, реки, озера, море и другие водоемы; формы земной поверхности: горы, равнины, холмы и овраги, растения и животные в среде их обитания; явления природы: восход и заход солнца, облачность, полярное сияние, сезонные явления природы и т.д.

Природоведческие экскурсии бывают тематические и обзорные. Тематические – это ботанические, геологические1, астрономические, почвенные, зоогеографические, ландшафтные и другие.

Ботаническиеэкскурсии раскрывают мир растений, его неповторимое своеобразие и особенности. Например, показывая цветы, учитель сообщает, что по многим из них можно узнавать время. Такими растениями являются шиповник, одуванчик, мак, душистый табак, колокольчик (сборный), лен, кувшинка белая, мать-и-мачеха и др. Например, цветки душистого табака раскрываются в 20 часов и всю ночь открыты, в солнечную погоду бутоны мака распускаются в 5 часов, а закрываются в 15 часов.

Растения могут не только показывать время, но и предсказывать погоду. Например, перед ненастьем усиливается запах сирени, смородины, левкоев, петунии, цветки акации выделяют много нектара, а луговой клевер складывает свои листья. Эти и многие другие необычные сведения дает нам экскурсия. Осенью дети любуются золотым и багряным убором деревьев, кустарников, зимой наблюдают жизнь растений под снегом, весной радует их нежная зелень листьев, первые весенние цветы, летом - приятная прохлада зеленых насаждений, богатство красок. Все это манит детей, и они рвутся на лоно природы. Учитель должен направить эту инстинктивную тягу к природе так, чтобы учащиеся разумно наблюдали, изучали природу, научились любовно охранять ее.

Природа – большая книга, которую учитель должен научить читать своих учеников. Экскурсии по изучению растений можно придать элемент игры, так как игровые моменты заинтересовывают учащихся. Например, можно заготовить карточки с описанием признаков того или иного растения.

Карточка 4.

Травянистое растение, листья очередные, с прилистниками. Цветы одиночные, неправильные. Нижний лепесток со шпорцом. Венчик небольшой, окрашен в белый или желтый цвет. Корни нитевидные.

В таком плане даются описания и других растений.

Учащиеся внимательно должны прочесть текст карточек и найти эти растения. Во время поисков они, как правило, бывают сосредоточенны, внимательны, работают с интересом. Их усилия направлены на то, чтобы найти растение и определить его.

Учащиеся проявляют интерес к такой игре и часто, найдя одно растение, приходят к учителю и просят дать им задание отыскать новое растение. С помощью карточек легко закрепить знания учащихся, выработать навык определения тех или иных растений.

Однако такой вид работы надо проводить в том случае, если данные растения хорошо знакомы умственно отсталым ученикам и они видели растения до экскурсии. Лишь в этом случае полученные знания хорошо усвоятся.

Зоологические экскурсииимеют большое образовательное значение, т.к. дают возможность более близко и конкретно ознакомиться с живым миром и понаблюдать животных как в природе, в естественной обстановке, так и в домашнем хозяйстве.

Например, такие явления, как охранительная и предупреждающая окраски, различные приспособления для защиты и нападения, многообразные способы передвижения, дыхания, питания у животных, - все это надлежащим образом может быть понято при непосредственном соприкосновением с природой.

При правильной постановке экскурсии учащиеся получают возможность увидеть в природе не отдельные, разрозненные формы и явления, а единое целое, где отдельные части тесно связаны и взаимно обусловлены.

Организовать зоологическую экскурсию труднее, чем ботаническую. Главной трудностью при организации зоологических экскурсий на лоно природы является обширность и разнообразие природного материала, а также пестрота и непостоянство его состава. Каким же образом преодолеть эти трудности?Это возможно путем ограничения экскурсионных объектов, подлежащих изучению, а это особенно важно учитывать при работе с умственно отсталыми детьми.