Особенности физического развития и двигательных способностей учащихся вспомогательной школы
Как известно, нарушение интеллекта у ребенка в преобладающем большинстве случаев сочетается с аномальным развитием двигательной сферы, становление которой, в свою очередь, неотделимо от познания мира, овладения речью, трудовыми навыками. Об этом писали Л.С.Выготский, В.И.Лубовский, М.С.Певзнер, Е.Н.Правдина-Винарская, В.Г.Петрова и др.
Одной из главных причин, затрудняющих формирование у детей-олигофренов двигательных умений и навыков, являются нарушения моторики, накладывающие отрицательный отпечаток не только на физическое развитие, но и на социализацию личности, на развитие познавательной и трудовой деятельности, социально-трудовую адаптацию по окончании школы.
О том, что поражения центральной нервной системы, имеющиеся у умственно отсталых детей, накладывают серьезный отпечаток на их физическое развитие и моторику, создавая большое разнообразие нарушений, писали еще в своих трудах Э.Сеген (1846) и Ж.Демор (1909). Характерными признаками недостатков моторики детей-олигофренов являются однообразие, угловатость, неритмичность, наличие синкинезий. В некоторых случаях имеет место замедленность движений или, напротив, общее двигательное беспокойство, нарушается способность к тонким и точным движениям, выработке относительно сложных двигательных стереотипов (особенно по речевой инструкции), быстрой смене моторных установок, при этом элементарные движения оказываются относительно сохраненными. У одних умственно отсталых детей нарушается формирование целенаправленных движений, а у других – запаздывает автоматизация ряда движений.
Классификация нарушений физического развития и двигательных способностей учащихся вспомогательных школ, разработанная А.А.Дмитриевым1, представляет собой два блока:
I – Нарушение физического развития:
1 – отставание в весе;
2 – отставание в росте;
3 – нарушения осанки;
4 – нарушения в развитии стопы;
5 – нарушения в развитии грудной клетки;
6 – парезы, параличи верхних конечностей;
7 – парезы, параличи нижних конечностей;
8 – отставание в показателях объема жизненной емкости легких;
9 – отставание в показателях окружности грудной клетки;
10 – аномалии черепа;
11 – дисплазии;
12 – аномалии лицевого скелета.
II.Нарушения в развитии двигательных способностей:
а) нарушения координационных способностей:
1 – нарушение точности движений в пространстве;
2 – нарушение точности движений во времени;
3 – нарушение координации движений;
4 – нарушение ритма движений;
5 – нарушение дифференцировки мышечных усилий;
6 – нарушение равновесия;
7 – нарушение пространственной ориентировки;
б) отставания в развитии двигательных качеств:
1 – отставание в развитии силы основных групп мышц (рук, ног, спины, живота) – на 15-30%;
2 – отставание в развитии быстроты: быстроты движений рук, ног, скорости одиночного сокращения – на 10-25%;
3 – отставание в развитии выносливости к повторению быстрой, динамичной работы, к работе субмаксимальной мощности, к работе большой мощности, к работе умеренной мощности, к статическим усилиям различных мышечных групп (рук, ног, живота, спины) – на 20-40%;
4 – отставание в развитии скоростно-силовых качеств (показатели – прыжки, метания) – на 15-30%;
5 – отставания в развитии гибкости и подвижности в суставах – на 10-20%.
А.А.Дмитриев предложил разделить умственно отсталых детей на группы с учетом данных медицинского анамнеза, углубленного медицинского осмотра, обследования учащихся с помощью карты медико-педагогического контроля, где отмечаются показатели физического развития (рост, масса тела, жизненная емкость легких, окружность грудной клетки, состояние осанки и стопы) и двигательных способностей (сила, быстрота, выносливость, гибкость, скоростно-силовые качества, равновесие, точность дифференцирования временных интервалов и мышечных усилий), кроме того, учитываются данные анализа качественных характеристик движений в основным локомоциях (ходьба, бег, прыжки, метания) и психолого-педагогических характеристик.
Ученики первой группы (14,3% из обследованных) имеют физическое развитие и уровень двигательных способностей выше среднего уровня учащихся вспомогательной школы. Они не страдают соматическими заболеваниями, быстрее других овладевают двигательными умениями и навыками, имеют в основном положительные психолого-педагогические характеристики. Эти ученики могут выполнять достаточно высокие физические нагрузки, легко их переносить и быстро после них восстанавливаться.
Физическое развитие и уровень двигательной подготовленности учащихся, отнесенных ко второй типологической группе(52,3%), можно было определить как средние; они медленнее, чем ученики первой группы, овладевают двигательными умениями и навыками на уроках физической культуры. У них часто отмечаются сопутствующие основному дефекту нарушения – ослабленное зрение, неправильнаяосанка, ожирение первой степени и некоторые другие отклонения. Дети этой группы имеют в основном положительные психолого-педагогические характеристики. Эти ученики выдерживают достаточно высокие нагрузки, быстро восстанавливаются после них, однако в целомуступают школьникам первой группы по этим параметрам.
Ученики третьей группы (28,6%) имеют средний или ниже среднего уровень физического развития и двигательных способностей. Эти дети медленнее, чем дети второй группы, овладевают двигательными умениями и навыками, вместе с тем практически каждый из них страдает серьезными соматическими заболеваниями, часто двумя-тремя сразу (это заболевания зрительного, слухового аппарата, энурез, ожирение II степени, нарушения осанки и стопы, хронический холецистит и др.). Впсихолого-педагогических характеристиках этих детей отмечается много отрицательных черт: неустойчивость внимания, раздражительность, неумение доводить начатое до конца и т.д. Эти учение выдерживают незначительные физические нагрузки и быстро восстанавливаются после них.
Уровень физического развития и двигательных способностей учеников четвертой группы (4,8%) ниже среднего; эти школьники могут овладеть лишь элементарными умениями и навыками в таких локомоциях, как ходьба, бег. У детей этой группы имеется и ряд различных соматических заболеваний: нарушения слуха и зрения, энурез, ожирение, эписиндром, головные боли, головокружение и другие. В психолого-педагогических характеристиках учеников этой группы отмечаются такие особенности, как неустойчивость внимания, отклонения в поведении, неумение пользоваться инструкцией, низкая работоспособность, неумение доводить начатое дело до конца и т.д. Физические нагрузки таким детям планируются минимальные, с учетом их умственного развития, соматических заболеваний, степени овладения двигательными умениями и навыками. Упражнения выполняются небольшими порциями.
Согласно классификация Н.А.Козленко1, в зависимости от своего физического развития учащиеся школы VIII видаподразделяются на четыре группы:
К группе среднего гармоничного развития относятся дети со средними, выше среднего, ниже среднего и высокими показателями роста при средних и выше средних показателях веса и окружности грудной клетки, при отсутствии у ребенка отклонений в телосложении и состоянии здоровья.
Группу чрезмерно негармоничного развития составляют дети, у которых при тех же показателях роста, что и в первой группе, высокие показатели веса и окружности грудной клетки или только один из них.
К группе ниже среднего физического развития относят детей среднего, выше среднего роста при недостаточном весе и окружности грудной клетки (ниже среднего).
В группу плохого физического развития входят дети:
а) имеющие высокие, выше среднего и средние показатели роста при резком отставании веса и окружности грудной клетки;
б) имеющие показатели веса, роста и окружности грудной клетки в пределах ниже среднего;
в) с низким показателем роста и со средними или пониженными показателями веса и окружности грудной клетки;
г) с нарушениями телосложения.
Н.А.Козленко оценил физическое развитие умственно отсталых школьников (160 человек) 9- и 10-летнего возраста и вывел следующие показатели: 45% детей имеют плохое физическое развитие; 23% - развитие ниже среднего; 7% - чрезмерное, негармоничное; 25% - среднее гармоничное развитие.
Приведенные данные свидетельствуют, что у многих учащихся младших классов нарушено физическое развитие, и подчеркивают правильность положения о том, что физическое воспитание в школах VIII вида должно носить коррекционную и оздоровительную направленность. Ведь отклонения в состоянии здоровья и физическом развитии не могут не влиять на умственную и физическую работоспособность этих детей.
Важно отметить еще одну особенность физического развития учащихся вспомогательной школы: суммарные показатели физического развития как у мальчиков, так и у девочек имеют тенденцию непрерывного роста, но развитие носит неравномерный характер, и на разных этапах соотношение между различными показателями имеет разнонаправленный характер.
Учителю физкультуры очень важно знать состояние двигательных функций своих учеников. Для изучения состояния двигательных функций умственно отсталых детей существенное значение имеет определение их физической подготовленности, т.е. определение их возможностей выполнять с максимальным эффектом бег, прыжки, метание. Результаты бега на скорость на 10 м у многих учащихся вспомогательной школы значительно хуже, чем у учащихся массовой школы. Обращает на себя внимание пестрота результатов учащихся вспомогательной школы, чего не наблюдается у учащихся массовой школы. Так, у мальчиков наилучший результат равен 2,5 сек., а наихудший – 4,8 сек., у девочек соответственно 2,9 сек. и 4,6 сек. Разница в результатах учащихся вспомогательной школы объясняется тем, что у них разные характер и глубина поражения двигательной функции. В прыжках в длину с места ученики вспомогательной школы показалисредний результат – 107 см (мальчики), а ученики массовой школы – 147см (мальчики), девочки соответственно – 93 см и 125 см.
Низкие результаты учащихся школы VIII вида объясняются прежде всего недостаточной мышечной силой школьников, а также тем, что умственно отсталые дети не могут правильно организовать свои двигательные возможности.
Умственно отсталым учащимся трудно также выполнять движения по словесному указанию учителя. Эта особенность объясняется недостаточным развитием у них регулирующей функции речи и бедным запасом активного словаря, связанного с двигательной деятельностью.
По классификация В.М.Мозгового1, в зависимости от характера нарушений произвольных движений умственно отсталые дети условно подразделяются на 6 групп:
Первую группу составляют наиболее сохранные умственно отсталые дети (12,5% из обследованных), моторика которых по визуальной оценке не имеет двигательной недостаточности. Замедленность движений объясняется непониманием детьми двигательной установки. Они как бы фотографируют действия учителя, просят повторить упражнение несколько раз. Дети этой группы недостаточно ловки и быстры в движениях.
Вторую группу (24,6%) составляют дети с олигофренией в степени дебильности (торпидные), у которых наряду с нарушениями темпа выполнения движений отмечаются затруднения в воспроизведении упражнений по предложенному образцу. Такие дети быстро устают. Выраженных нарушений моторики у них не отмечается, но они плохо дифференцируют движения по времени и амплитуде.
Третью группу (32%) составляют умственно отсталые дети с олигофренией в степени дебильности (заторможенные), у которых наряду с нарушениями темпа выполнения упражнений отмечаются пространственные нарушения, слабая дифференцировка силовых усилий, временных показателей. При выполнении упражнений на координацию они не различают понятия левая – правая сторона.
Четвертую группу (18,1%) составляют дети – дебилы с психопатоподобным синдромом, у которых страдает в основном временная дифференцировка движений. Таким детям очень трудно сосредоточиться и начать какое-либо упражнение и трудно довести его до конца. Дети данной группы готовы выполнять упражнения только по частям.
Пятую группу (11,2%) составляют дети с олигофренией в степени имбецильности с достаточно сохранной моторикой. Упражнения статического характера им доступны. Двигательные недостатки проявляются у них в динамической организации движений. Такие дети затрудняются в переключении с одного вида движения на другой, не могут выполнять серию движений в определенной последовательности, каждое движение воспринимают изолированно, им характерна персеверация движений. Движения этими детьми выполняются медленно, сами дети несобранны, иногда они отказываются выполнять то или иное упражнение до конца.
Шестую группу (3,4%) составляют умственно отсталые дети с легкой формой имбецильности, у которых страдает организация движений в пространстве, их плавность, переключаемость с одного на другое, их дифференцировка. Движения медлительны, неловки. Дети часто не в состоянии справиться с заданием. Степень нарушения отдельных компонентов движений неодинакова.
Итак, изучение уровня физического развития и двигательных способностей учащихся школы VIII вида позволило установить характерные особенности формирования их двигательной сферы. В младшем школьном возрасте умственно отсталые учащиеся в значительной степени отстают от учеников массовых школ в развитии координационно-сложных движений, в старшем – в количественных показателях двигательной подготовленности. Также выявлено, что тяжесть и характер двигательных нарушений являются факторами, определяющими содержание и направленность работы по формированию системы движений детей-олигофренов.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что у большинства умственно отсталых детей имеется задержка в развитии произвольных движений, страдают динамические и кинематические характеристики движений. В процессе обучения учитель физкультуры должен суметь выявить эти нарушения и классифицировать их.
- Воспитание
- С о д е р ж а н и е
- Введение
- Особенности психического развития ученика специальной (коррекционной) школы VIII вида
- В интеллектуальном развитии
- 1. Психическая неполноценность ученика с особыми проблемами в воспитании, ее характер
- 2. Психика ученика специальной (коррекционной) школы VIII вида как продукт развития
- 3. Особенности развития психики ученика специальной
- Лекция 2. Особенности познавательных процессов у детей с трудностями в интеллектуальном развитии
- 1. Познавательная деятельность и познавательные процессы
- 2. Особенности ощущений и восприятий умственно отсталого ребенка
- Лекция 3. Особенности деятельности детей с трудностями в интеллектуальном развитии
- 1. Общая характеристика деятельности умственно отсталых детей
- 4. Трудовая деятельность
- Лекция 4. Особенности эмоционально-волевой сферы ученика специальной (коррекционной) школыviii вида
- 1. Эмоции и чувства
- 2. Воля
- Лекция 5. Нравственное воспитание учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида
- 1. Основные задачи нравственного воспитания в школеViii вида
- 2. Нравственное воспитание учащихся на занятиях по внеклассному чтению
- 1) Основные направления внеклассного чтения в школе VIII вида в начальных классах
- 2) Условия эффективности нравственного воспитания на занятиях по внеклассному чтению
- 3) Советы классному руководителю, воспитателю
- Задания к теме:
- Лекция 6. Эстетическое воспитание учащихся специальной (коррекционной) школы viiiвида
- 1. Теоретические основы эстетического воспитания в школеViii вида
- 2. Сущность и особенности эстетического воспитания школьников с интеллектуальной недостаточностью
- 3. Задачи эстетического воспитания
- 4. Особенности изобразительной деятельности умственно отсталых школьников
- 5. Особенности музыкального воспитания умственно отсталых школьников
- 6. Эстетическая направленность в работе с природным материалом
- 7. Эстетическое воспитание на уроках чтения
- 8. Эстетическое воспитание на уроках физической культуры
- 9. Воспитание культуры поведения учащихся школыViii вида
- 10. Заключение
- Задания к теме:
- Лекция 7. Детский коллектив специальной (коррекционной) школы VIII вида
- 1. Воспитание школьников в коллективе
- 2. Психологическая характеристика школьного класса
- 3. Взаимоотношения школьников в коллективе
- 4. Отношения учителя к детскому коллективу как фактор формирования межличностных отношений
- 5.Тактика педагога по отношению к детям, занимающим различное положение в классе
- 6. Сочетание игровой, трудовой и познавательной деятельности в коллективе
- 7. Приемы вовлечения школьников в коллективную деятельность
- Задания к теме:
- 1. Психологическая подготовка к труду
- 2. Практическая подготовка к труду
- 3. Общественно полезный труд
- 4.Производственное обучение и производительный труд
- Задания к теме
- Классификация экскурсий
- Подготовка экскурсии
- Определение цели
- Выбор темы
- Отбор и изучение экскурсионных объектов
- Составление маршрута
- Подготовка текста
- Речь учителя
- Использование методических приемов
- Природоведческие экскурсии
- Коррекционно-воспитательное значение экскурсии
- Примерная разработка природоведческой экскурсии1
- Подготовка учителя к экскурсии
- Подготовка учащихся к экскурсии
- Проведение экскурсии
- Закрепление полученных знаний.
- Итоги экскурсии
- Лекция 10. Физическое воспитание учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида
- Особенности физического развития и двигательных способностей учащихся вспомогательной школы
- Значение физического воспитания в школеViii вида
- Связь различных видов воспитания в процессе физического воспитания
- Единство нравственного и физического воспитания
- Связь умственного и физического воспитания
- Единство трудового и физического воспитания
- Задачи физического воспитания в школеViii вида
- Лекция 11. Организационные формы внеклассной работы в специальной (коррекционной) школе VIII вида
- 1.Задачи и основные направления внеклассной воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе VIII вида
- 2. Совместная коррекционно-воспитательная работа воспитателя и учителя в специальной (коррекционной) школе viiIвида
- 3. Общие замечания к проведению внеклассных и внешкольных воспитательных мероприятий
- 4. Кружковая работа и ее значение в воспитании учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида
- 5. Некоторые выводы
- Лекция 12. О некоторых актуальных проблемах современной олигофренопедагогики
- Лекция 13. Педагогическая этика учителя и ее особенности в работе с учащимися специальной (коррекционной) школы VIII вида
- 2. Педагогическая этика учителя и ее особенности в работе с учащимися школы VIII вида
- Б и б л и о г р а ф и я