9. Воспитание культуры поведения учащихся школыViii вида
В общем, гармоническом развитии личности важнейшее место принадлежит формированию эстетики поведения. В ней отражаются отношения человека к окружающему обществу и уровень его образованности.
Воспитание у аномального ребенка эстетики поведения является весьма трудным, но вместе с тем совершенно необходимым делом. В ходе повседневной, кропотливой работы школа формирует у умственно отсталых детей соответствующие умения, навыки и привычки. Большой опыт воспитания и обучения детей во вспомогательных школах показывает, что умственно отсталые дети могут достичь такого уровня развития, который позволяет большинству из них по окончании школы трудиться на производстве со всеми другими людьми и быть полезными членами общества.1
Вступив в самостоятельную жизнь, выпускники вспомогательных школ будут проявлять степень своей воспитанности. Умение обратиться с просьбой, поздороваться, войти и выйти из помещения, умение вести себя за столом и в общественных местах - все эти навыки очень пригодятся умственно отсталомувыпускнику в жизни.
Целенаправленное формирование жизненно необходимых навыков поведения для умственно отсталых учащихся имеет особое значение. Большинство умственно отсталых детей не посещают детский сад, где обычно закладываются основы правильного поведения. В семье с такими детьми, как правило, не работают над эстетикой поведения. Если школа не поможет приобрести необходимые привычки и навыки культурного поведения, самостоятельно дети не смогут восполнить этот пробел.
Известно, что детский возраст является наиболее благоприятным для укоренения каких-либо привычек. Я.А.Коменский писал об этом так: “…в человеке первые впечатления настолько устойчивы, что было бы чудом, если бы они изменились. Поэтому чрезвычайно разумно, чтобы они внушались в юном возрасте…”.
Проведенные психологами многочисленные исследования убеждают в том, что при интенсивной коррекционно-воспитательной работе с первых дней появления умственно отсталого в школе можно добиться значительных успехов. Бывая с учениками вспомогательной школы в кино и театрах, на выставках, в музеях, на экскурсиях, они неизменно замечали, что дети мало знакомы с общественными правилами поведения. Иногда становится неловко перед окружающими людьми за воспитанников вспомогательной школы, правда, и среди учащихся общеобразовательной школы есть дети, которые нарушают принятые в нашем обществе правила поведения.
С неправильным поведением умственно отсталых учащихся можно часто столкнуться на уроке, на перемене, в библиотеке, в школьной столовой, Примечательно, что дети сами нередко жалуются учителям на плохое поведение некоторых своих товарищей. Если учитель находится рядом с нарушающим правила ребенком, он непременно сделает замечание, остановит нарушителя, укажет, как следует себя вести. Ошибочно думать, что умственно отсталые школьники не в состоянии понять и усвоить принятые в нашем обществе нормы поведения.
Задача учителя в том, чтобы доказать детям целесообразность и необходимость соблюдения ими принятых в нашем обществе правил поведения. Важно, чтобы дети глубоко прочувствовали и осознали смысл каждого из них. Нужно суметь показать на конкретных примерах, что в каждом из правил содержится мысль о необходимости считаться с окружающими детей людьми.
Учитель должен разъяснить умственно отсталым школьникам, что не может считать себя настоящим человеком тот, кто не подчиняется принятым в обществе правилам поведения. Важно довести до сознания детей главную мысль: “Что бы ты ни делал, где бы ты ни был, всегда помни о том, что живешь ты на свете не один. Помни, что тебя окружают другие люди”.
Известно, что всякая поставленная перед детьми задача будет успешно осуществляться при наличии интереса. Недаром И.Г.Песталоцци подчеркивал, что ребенок”…хочет всего, что возбуждает в нем силы, что заставляет его сказать “Я могу это сделать”. Большую силу имеют живое слово учителя и наглядный пример”.1
Роль учителя-дефектолога в воспитании культуры поведения умственно отсталых школьников чрезвычайно велика. Учитель является примером для подражания. Особое значение имеет это обстоятельство в младших классах. Личный пример – важнейший метод воспитания привычек поведения. Учащийся постоянно и с неизменным любопытством следит за поведением и каждым словом учителя. От детей не ускользает ни одна мелочь, ни одна деталь. Они замечают, как учитель одет, как он говорит, как сидит. К.Д.Ушинский писал: “Воспитатель,…поставленный лицом к лицу с воспитанником, в самом себе заключает всю возможность успехов воспитателя. Здесь нет мелочей, здесь все важно, все первостепенно”.
Английский педагог и философ Д.Локк писал: “Вы ничего не должны делать в присутствии ребенка такого, в чем бы вы не хотели, чтобы он подражал вам”.
Осуществляя систему воспитательных воздействий, учитель должен обнаружить глубокое и искреннее уважение к личности ребенка. Учитель – дефектолог должен быть вежлив и приветлив. Только в этом случае его усилия могут увенчаться успехом. Грубость, ирония, пренебрежительность – большие враги воспитания. Они больно ранят душу умственно отсталого ребенка и могут порождать негативизм. И напротив, ласковое, доброжелательное отношение располагает школьников к своему учителю и неизбежно вызывает желание подражать.
Этическим проблемам посвящено много книг. Все они представляют в педагогическом наследии огромную ценность. Особо хочется выделить книгу А.А.Дорохова 1. Эта книга предназначается для педагогов и родителей, каждая глава сопровождается методическими рекомендациями.
В заключение хочется отметить, что у умственно отсталых школьников вырабатывается привычка следить за своими действиями, словами, поступками, контролировать себя, анализировать и критически относиться к поведению своих товарищей. По мере овладения навыками культурного поведения возрастает чувство собственного достоинства, уверенности в себе, в своих силах.
- Воспитание
- С о д е р ж а н и е
- Введение
- Особенности психического развития ученика специальной (коррекционной) школы VIII вида
- В интеллектуальном развитии
- 1. Психическая неполноценность ученика с особыми проблемами в воспитании, ее характер
- 2. Психика ученика специальной (коррекционной) школы VIII вида как продукт развития
- 3. Особенности развития психики ученика специальной
- Лекция 2. Особенности познавательных процессов у детей с трудностями в интеллектуальном развитии
- 1. Познавательная деятельность и познавательные процессы
- 2. Особенности ощущений и восприятий умственно отсталого ребенка
- Лекция 3. Особенности деятельности детей с трудностями в интеллектуальном развитии
- 1. Общая характеристика деятельности умственно отсталых детей
- 4. Трудовая деятельность
- Лекция 4. Особенности эмоционально-волевой сферы ученика специальной (коррекционной) школыviii вида
- 1. Эмоции и чувства
- 2. Воля
- Лекция 5. Нравственное воспитание учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида
- 1. Основные задачи нравственного воспитания в школеViii вида
- 2. Нравственное воспитание учащихся на занятиях по внеклассному чтению
- 1) Основные направления внеклассного чтения в школе VIII вида в начальных классах
- 2) Условия эффективности нравственного воспитания на занятиях по внеклассному чтению
- 3) Советы классному руководителю, воспитателю
- Задания к теме:
- Лекция 6. Эстетическое воспитание учащихся специальной (коррекционной) школы viiiвида
- 1. Теоретические основы эстетического воспитания в школеViii вида
- 2. Сущность и особенности эстетического воспитания школьников с интеллектуальной недостаточностью
- 3. Задачи эстетического воспитания
- 4. Особенности изобразительной деятельности умственно отсталых школьников
- 5. Особенности музыкального воспитания умственно отсталых школьников
- 6. Эстетическая направленность в работе с природным материалом
- 7. Эстетическое воспитание на уроках чтения
- 8. Эстетическое воспитание на уроках физической культуры
- 9. Воспитание культуры поведения учащихся школыViii вида
- 10. Заключение
- Задания к теме:
- Лекция 7. Детский коллектив специальной (коррекционной) школы VIII вида
- 1. Воспитание школьников в коллективе
- 2. Психологическая характеристика школьного класса
- 3. Взаимоотношения школьников в коллективе
- 4. Отношения учителя к детскому коллективу как фактор формирования межличностных отношений
- 5.Тактика педагога по отношению к детям, занимающим различное положение в классе
- 6. Сочетание игровой, трудовой и познавательной деятельности в коллективе
- 7. Приемы вовлечения школьников в коллективную деятельность
- Задания к теме:
- 1. Психологическая подготовка к труду
- 2. Практическая подготовка к труду
- 3. Общественно полезный труд
- 4.Производственное обучение и производительный труд
- Задания к теме
- Классификация экскурсий
- Подготовка экскурсии
- Определение цели
- Выбор темы
- Отбор и изучение экскурсионных объектов
- Составление маршрута
- Подготовка текста
- Речь учителя
- Использование методических приемов
- Природоведческие экскурсии
- Коррекционно-воспитательное значение экскурсии
- Примерная разработка природоведческой экскурсии1
- Подготовка учителя к экскурсии
- Подготовка учащихся к экскурсии
- Проведение экскурсии
- Закрепление полученных знаний.
- Итоги экскурсии
- Лекция 10. Физическое воспитание учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида
- Особенности физического развития и двигательных способностей учащихся вспомогательной школы
- Значение физического воспитания в школеViii вида
- Связь различных видов воспитания в процессе физического воспитания
- Единство нравственного и физического воспитания
- Связь умственного и физического воспитания
- Единство трудового и физического воспитания
- Задачи физического воспитания в школеViii вида
- Лекция 11. Организационные формы внеклассной работы в специальной (коррекционной) школе VIII вида
- 1.Задачи и основные направления внеклассной воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе VIII вида
- 2. Совместная коррекционно-воспитательная работа воспитателя и учителя в специальной (коррекционной) школе viiIвида
- 3. Общие замечания к проведению внеклассных и внешкольных воспитательных мероприятий
- 4. Кружковая работа и ее значение в воспитании учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида
- 5. Некоторые выводы
- Лекция 12. О некоторых актуальных проблемах современной олигофренопедагогики
- Лекция 13. Педагогическая этика учителя и ее особенности в работе с учащимися специальной (коррекционной) школы VIII вида
- 2. Педагогическая этика учителя и ее особенности в работе с учащимися школы VIII вида
- Б и б л и о г р а ф и я