logo
брунов б

Лекция 7. Детский коллектив специальной (коррекционной) школы VIII вида

Многие выдающиеся ученые-педагоги занимались изучением школьного коллектива: А.С.Макаренко, Н.К.Крупская, Л.С.Выготский, В.А.Сухомлинский, В.В.Воронкова и другие.

“Ответственность человека за человека для жизни коллектива, - писал В.А. Сухомлинский, - это все равно, что цементный раствор для строительства здания из кирпича: нет раствора – не построишь здания, нет ответственности человека за человека – нет коллектива”.

Л.С.Выготский писал: “Умение управлять своим поведением, сдерживать непосредственные импульсы действия, заменять их другими, вытекающими из непосредственно воздействующей внешней ситуации,… умение координировать свои действия с деятельностью товарищей, - одним словом, все эти волевые процессы первоначально возникают и проявляются в какой-нибудь коллективной форме деятельности”1.

“В коллективе должна быть четкая система сотрудничества, взаимопомощи, требовательности, дисциплины и ответственности каждого за всех и всех за каждого”, - утверждает В.В.Воронкова.

“Не добьется успеха тот учитель, - писал В.А.Сухомлинский, - который попытается воспитать у учащихся чувство долга перед коллективом только критикой, “прорабатыванием”. Критика со стороны воспитателя, товарищей, не будучи подкреплена заботой, помощью, нередко лишь ожесточает школьников”.

Учащиеся вспомогательной школы не всегда могут управлять своим поведением, у них не развито чувство долга перед другими, нет и чувства ответственности за свои поступки. Над решением этих проблем и работают воспитатели вспомогательных школ.