Лекция 6. Эстетическое воспитание учащихся специальной (коррекционной) школы viiiвида
Известно, что именно эстетическое воспитание предполагает формирование умения чувствовать, оценивать и создавать прекрасное. Очевидно, что эстетическое воспитание учащихся вспомогательной школы естественно затруднено в силу их общего умственного недоразвития и весьма слабых возможностей в отношении самостоятельного творчества. Эстетическое воспитание, придающее определенную направленность познавательной и творческой деятельности умственного отсталых детей, развитию и удовлетворению духовных запросов в процессе многогранной деятельности, охватывает все сферы духовной жизни формирующейся личности.
Красота – источник нравственного богатства человека. Представление о прекрасном, о возвышенном и величественном в мыслях, чувствах, переживаниях формируется у ребенка с интеллектуальным недоразвитием с первых дней его пребывания во вспомогательной школе. Поэтому особенности развития умственно отсталых детей вызвали необходимость создания специальной программы эстетического воспитания, нацеленной на творческое использование в условиях вспомогательной школы общепринятых методов и разработку специфических методов.
Педагогическое воздействие на личность аномальных детей в процессе эстетического воспитания оказывается особенно интенсивным потому, что сам материал, предлагаемый детям, вызывает у них непосредственный интерес; организационные формы, методические средства позволяют вносить элементы занимательности, наглядности; образность материала заставляет работать воображение.
Благодаря этому за время пребывания во вспомогательной школе ее воспитанники значительно продвигаются в своем эстетическом развитии, хотя, конечно, и не достигают того уровня, который характерен для их сверстников, обучающихся в массовой школе. Под влиянием системы учебно-воспитательного воздействия у детей формируется способность чувствовать и оценивать прекрасное, а многие из них овладевают элементами художественного творчества.
В процессе эстетического восприятия у учащихся удается сформировать интеллектуальную и эмоциональную отзывчивость по отношению к объектам эстетического восприятия, способность замечать и выделять прекрасное. Благодаря педагогическому воздействию обогащаются чувства детей, а их эмоциональные переживания и реакция становятся разнообразными и устойчивыми.
Под развитой человеческой личностью понимается личность, обладающая определенным мировоззрением, осознающая свое место в обществе, свои жизненные цели, умеющая самостоятельно действовать для реализации этих целей. Умственно отсталые дети в связи со свойственной им неразвитостью мышления сравнительно поздно начинают разбираться в вопросах эстетики, морали и нравственности. Поэтому одна из главнейших задач вспомогательной школы – коррекция дефектов развития аномальных детей.
В последние годы внимание теоретиков педагогической науки и педагогов-практиков как у нас в стране, так и за рубежом обращено на пересмотр концептуальных подходов к обучению детей с нарушениями в интеллектуальном развитии и совершенствование содержания этого обучения в связи с изменившимися социально-экономическими условиями.
На основе закономерностей, которые заложены в научных и практических подходах, была создана программа коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей школьного возраста с нарушениями интеллектуального развития.
Исходными теоретическими положениями данной программы являются общепризнанные закономерности развития детей в норме и при патологии. Увиденное Л.С.Выготским1 и выведенное им на уровень аксиомы значение культурно-исторического развития личности ребенка заложило основу для понимания движущих причин и условий становления человеческого индивидуума. В его трудах доказано, что социальная среда воспитания формирует или задерживает процесс расширения зоны ближайшего развития, в которой закладываются и реализуются потенциальные возможности ребенка. Учет соотношения первичных нарушений и вторичныхотклонений, а также признание неравномерности детского развития послужили основой для понимания механизмов компенсации и построения на их базе коррекционного воспитания и обучения. Дальнейшую разработку идей Л.С.Выготского мы находим в трудах его учеников: Л.И.Божович2, А,В.Запорожца3, Р.Е.Левиной, А.Р.Лурия, Н.Г.Морозовой, Д.Б.Эльконина4, М.С.Певзнер, В.Г.Петровой. Их исследования внесли весомый вклад в развитие отечественной психологии и педагогики.
Воспитание и обучение умственно отсталого ребенка должны находиться в тесном единстве и взаимосвязи, составляя целостный процесс становления личности ребенка, подготовки его к жизни и труду. Согласно теории Л.С. Выготского, при воспитании аномального ребенка необходимо:
опираться на сохранные функции;
использовать положительные качества личности;
весь процесс воспитания строить с учетом причин, глубины дефекта, психофизических особенностей личности.
Затрагивая вопросы эстетического воспитания во вспомогательной школе, необходимо отметить, что оно носит системный характер, т.е. новые знания и понятия о красоте постоянно подкрепляются практическими знаниями. Во-первых, эстетическое воспитание во вспомогательной школе строится по определенным этапам развития умственно отсталого ребенка. Во-вторых, эстетика – наука “всепроникающая”. Она пронизывает все дисциплины, преподаваемые во вспомогательной школе.
Эстетическое воспитание, придающее определенную направленность познавательной и творческой деятельности умственно отсталых учащихся, развитию и удовлетворению его духовных запросов в процессе многогранной деятельности, охватывает все сферы духовной жизни формирующейся личности. Все нравственные богатства, созданные человеком, должны войти в сердца умственно отсталых детей. Человеческая красота, входя в духовную жизнь умственно отсталых детей, заставляет задуматься над собственными поступками. В итоге мысли, чувства, отношения между сверстниками одухотворяются нравственной красотой.
Известно, что ребенок не рождается с эстетическими задатками и эстетической потребностью, ее нужно привить умственно отсталому ребенку, научить видеть, любить красоту природы, искусства, жизни, и поэтому очень важно сформировать эстетическую потребность в красоте. Этого можно достичь путем применения комплексного подхода, т.к. только такой подход позволяет более эффективно воздействоватьна развитие познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы ученика, на формирование его чувств, убеждений, положительных качеств (отзывчивости, доброты, внимательности) личности.
Специалистам, работающим в области воспитания детей с отклонениями в развитии, необходимо связывать в процессе всей коррекционно-воспитательной работы формирование адекватного поведения детей с гармонизацией их отношений со сверстниками и взрослыми. При этом закладываются основы нравственных чувств: взаимопомощи и отзывчивости, доброты и терпения, опыт реализации которых дети приобретают в повседневной жизни.
- Воспитание
- С о д е р ж а н и е
- Введение
- Особенности психического развития ученика специальной (коррекционной) школы VIII вида
- В интеллектуальном развитии
- 1. Психическая неполноценность ученика с особыми проблемами в воспитании, ее характер
- 2. Психика ученика специальной (коррекционной) школы VIII вида как продукт развития
- 3. Особенности развития психики ученика специальной
- Лекция 2. Особенности познавательных процессов у детей с трудностями в интеллектуальном развитии
- 1. Познавательная деятельность и познавательные процессы
- 2. Особенности ощущений и восприятий умственно отсталого ребенка
- Лекция 3. Особенности деятельности детей с трудностями в интеллектуальном развитии
- 1. Общая характеристика деятельности умственно отсталых детей
- 4. Трудовая деятельность
- Лекция 4. Особенности эмоционально-волевой сферы ученика специальной (коррекционной) школыviii вида
- 1. Эмоции и чувства
- 2. Воля
- Лекция 5. Нравственное воспитание учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида
- 1. Основные задачи нравственного воспитания в школеViii вида
- 2. Нравственное воспитание учащихся на занятиях по внеклассному чтению
- 1) Основные направления внеклассного чтения в школе VIII вида в начальных классах
- 2) Условия эффективности нравственного воспитания на занятиях по внеклассному чтению
- 3) Советы классному руководителю, воспитателю
- Задания к теме:
- Лекция 6. Эстетическое воспитание учащихся специальной (коррекционной) школы viiiвида
- 1. Теоретические основы эстетического воспитания в школеViii вида
- 2. Сущность и особенности эстетического воспитания школьников с интеллектуальной недостаточностью
- 3. Задачи эстетического воспитания
- 4. Особенности изобразительной деятельности умственно отсталых школьников
- 5. Особенности музыкального воспитания умственно отсталых школьников
- 6. Эстетическая направленность в работе с природным материалом
- 7. Эстетическое воспитание на уроках чтения
- 8. Эстетическое воспитание на уроках физической культуры
- 9. Воспитание культуры поведения учащихся школыViii вида
- 10. Заключение
- Задания к теме:
- Лекция 7. Детский коллектив специальной (коррекционной) школы VIII вида
- 1. Воспитание школьников в коллективе
- 2. Психологическая характеристика школьного класса
- 3. Взаимоотношения школьников в коллективе
- 4. Отношения учителя к детскому коллективу как фактор формирования межличностных отношений
- 5.Тактика педагога по отношению к детям, занимающим различное положение в классе
- 6. Сочетание игровой, трудовой и познавательной деятельности в коллективе
- 7. Приемы вовлечения школьников в коллективную деятельность
- Задания к теме:
- 1. Психологическая подготовка к труду
- 2. Практическая подготовка к труду
- 3. Общественно полезный труд
- 4.Производственное обучение и производительный труд
- Задания к теме
- Классификация экскурсий
- Подготовка экскурсии
- Определение цели
- Выбор темы
- Отбор и изучение экскурсионных объектов
- Составление маршрута
- Подготовка текста
- Речь учителя
- Использование методических приемов
- Природоведческие экскурсии
- Коррекционно-воспитательное значение экскурсии
- Примерная разработка природоведческой экскурсии1
- Подготовка учителя к экскурсии
- Подготовка учащихся к экскурсии
- Проведение экскурсии
- Закрепление полученных знаний.
- Итоги экскурсии
- Лекция 10. Физическое воспитание учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида
- Особенности физического развития и двигательных способностей учащихся вспомогательной школы
- Значение физического воспитания в школеViii вида
- Связь различных видов воспитания в процессе физического воспитания
- Единство нравственного и физического воспитания
- Связь умственного и физического воспитания
- Единство трудового и физического воспитания
- Задачи физического воспитания в школеViii вида
- Лекция 11. Организационные формы внеклассной работы в специальной (коррекционной) школе VIII вида
- 1.Задачи и основные направления внеклассной воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе VIII вида
- 2. Совместная коррекционно-воспитательная работа воспитателя и учителя в специальной (коррекционной) школе viiIвида
- 3. Общие замечания к проведению внеклассных и внешкольных воспитательных мероприятий
- 4. Кружковая работа и ее значение в воспитании учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида
- 5. Некоторые выводы
- Лекция 12. О некоторых актуальных проблемах современной олигофренопедагогики
- Лекция 13. Педагогическая этика учителя и ее особенности в работе с учащимися специальной (коррекционной) школы VIII вида
- 2. Педагогическая этика учителя и ее особенности в работе с учащимися школы VIII вида
- Б и б л и о г р а ф и я