logo
брунов б

Подготовка текста

Текст экскурсии – это логически построенный рассказ, включающий в себя все разделы. При работе над текстом отбирается самое главное, помечается ход изложения материала, формулируются выводы и обобщения. Текст включает в себя введение, основную часть, заключение. Материал располагается в тексте в той же последовательности, в которой будет осуществляться показ объектов. При составлении конспекта экскурсии учитель должен учитывать возрастные особенности детей, специфику их дефекта и строить работу так, чтобы ребенок мог опереться на уже имеющиеся знания, мог ими воспользоваться.

Во время выступления учитель должен сообщить тему экскурсии, подробно изложить маршрут передвижения, указать, на чем задерживать внимание. Здесь же необходимо повторить с детьми правила дорожного движения, правила поведения в общественных местах и если это природоведческая экскурсия, то напомнить правила поведения в лесу. В этой же части сообщается тема экскурсии и объясняются все требования к учащимся, то есть во вступлении сообщаются сведения по организационным вопросам. Задача учителя – заинтересованность ребят, привлечь внимание к объектам, которые будут показаны, и к самой теме. Учитель должен простым и доступным для понимания языком объяснить все интересующие детей вопросы. Педагог должен в совершенстве знать тот материал, который он предлагает детям.

После вступления следует основная часть – то, что составляет основу экскурсии, показ и рассказ, раскрывающие тему. В силу того, что умственно отсталые дети мало “видят”, нужно направлять внимание ребенка в нужное русло. Мыслительные процессы таких детей весьма своеобразны, выполненный ими мыслительный анализ зрительно воспринимаемого реального предмета или его изображения отличается бедностью и прагматичностью. Глядя на объект, ученик называет далеко не все составляющие его части даже в тех случаях, когда знает их название, а также не отличает многих существенно важных его свойств. Обычно он говорит о таких частях, которые выступают из общего контура фигуры. Поэтому учителю нужно подробно описывать рассматриваемый предмет и вместе с детьми выделять существенные и второстепенные его признаки.

Анализ объектов будет более полным, если его проводить с помощью наводящих вопросов учителя.

В тех случаях, когда учащиеся выполняют практические действия с предметом (а это необходимо для полноты восприятия), который, казалось бы, должен привлечь их внимание к некоторым его особенностям, проводимый детьми анализ отличается поверхностностью. Легко обнаружить неупорядоченность, бессистемность анализа, непоследовательное называние того, что бросается в глаза, без выделения главного, наиболее существенного. Заметные положительные сдвиги начинаются тогда, когда ученики проговаривают свои впечатления от увиденного. Вот именно здесь и должен учитель оказать детям обучающую помощь. Постепенно ученики овладевают умением достаточно подробно и в определенном порядке характеризовать объект благодаря развивающейся способности использовать данные собственного опыта.

Большое внимание уделяется речи учителя, которая должна быть четкой, понятной и выразительной, возбуждающей интерес к объекту экскурсии, способствующей пробуждению у учащихся положительных эмоций.

Экскурсия имеет заключительную часть, в которой учитель подводит итоги того, что услышали и увидели школьники. Подводить итоги могут и школьники, они делятся впечатлениями, а учитель группирует их высказывания и сообщает главное. Каждый ребенок должен выделить то, что он узнал для себя нового.