Подготовка текста
Текст экскурсии – это логически построенный рассказ, включающий в себя все разделы. При работе над текстом отбирается самое главное, помечается ход изложения материала, формулируются выводы и обобщения. Текст включает в себя введение, основную часть, заключение. Материал располагается в тексте в той же последовательности, в которой будет осуществляться показ объектов. При составлении конспекта экскурсии учитель должен учитывать возрастные особенности детей, специфику их дефекта и строить работу так, чтобы ребенок мог опереться на уже имеющиеся знания, мог ими воспользоваться.
Во время выступления учитель должен сообщить тему экскурсии, подробно изложить маршрут передвижения, указать, на чем задерживать внимание. Здесь же необходимо повторить с детьми правила дорожного движения, правила поведения в общественных местах и если это природоведческая экскурсия, то напомнить правила поведения в лесу. В этой же части сообщается тема экскурсии и объясняются все требования к учащимся, то есть во вступлении сообщаются сведения по организационным вопросам. Задача учителя – заинтересованность ребят, привлечь внимание к объектам, которые будут показаны, и к самой теме. Учитель должен простым и доступным для понимания языком объяснить все интересующие детей вопросы. Педагог должен в совершенстве знать тот материал, который он предлагает детям.
После вступления следует основная часть – то, что составляет основу экскурсии, показ и рассказ, раскрывающие тему. В силу того, что умственно отсталые дети мало “видят”, нужно направлять внимание ребенка в нужное русло. Мыслительные процессы таких детей весьма своеобразны, выполненный ими мыслительный анализ зрительно воспринимаемого реального предмета или его изображения отличается бедностью и прагматичностью. Глядя на объект, ученик называет далеко не все составляющие его части даже в тех случаях, когда знает их название, а также не отличает многих существенно важных его свойств. Обычно он говорит о таких частях, которые выступают из общего контура фигуры. Поэтому учителю нужно подробно описывать рассматриваемый предмет и вместе с детьми выделять существенные и второстепенные его признаки.
Анализ объектов будет более полным, если его проводить с помощью наводящих вопросов учителя.
В тех случаях, когда учащиеся выполняют практические действия с предметом (а это необходимо для полноты восприятия), который, казалось бы, должен привлечь их внимание к некоторым его особенностям, проводимый детьми анализ отличается поверхностностью. Легко обнаружить неупорядоченность, бессистемность анализа, непоследовательное называние того, что бросается в глаза, без выделения главного, наиболее существенного. Заметные положительные сдвиги начинаются тогда, когда ученики проговаривают свои впечатления от увиденного. Вот именно здесь и должен учитель оказать детям обучающую помощь. Постепенно ученики овладевают умением достаточно подробно и в определенном порядке характеризовать объект благодаря развивающейся способности использовать данные собственного опыта.
Большое внимание уделяется речи учителя, которая должна быть четкой, понятной и выразительной, возбуждающей интерес к объекту экскурсии, способствующей пробуждению у учащихся положительных эмоций.
Экскурсия имеет заключительную часть, в которой учитель подводит итоги того, что услышали и увидели школьники. Подводить итоги могут и школьники, они делятся впечатлениями, а учитель группирует их высказывания и сообщает главное. Каждый ребенок должен выделить то, что он узнал для себя нового.
- Воспитание
- С о д е р ж а н и е
- Введение
- Особенности психического развития ученика специальной (коррекционной) школы VIII вида
- В интеллектуальном развитии
- 1. Психическая неполноценность ученика с особыми проблемами в воспитании, ее характер
- 2. Психика ученика специальной (коррекционной) школы VIII вида как продукт развития
- 3. Особенности развития психики ученика специальной
- Лекция 2. Особенности познавательных процессов у детей с трудностями в интеллектуальном развитии
- 1. Познавательная деятельность и познавательные процессы
- 2. Особенности ощущений и восприятий умственно отсталого ребенка
- Лекция 3. Особенности деятельности детей с трудностями в интеллектуальном развитии
- 1. Общая характеристика деятельности умственно отсталых детей
- 4. Трудовая деятельность
- Лекция 4. Особенности эмоционально-волевой сферы ученика специальной (коррекционной) школыviii вида
- 1. Эмоции и чувства
- 2. Воля
- Лекция 5. Нравственное воспитание учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида
- 1. Основные задачи нравственного воспитания в школеViii вида
- 2. Нравственное воспитание учащихся на занятиях по внеклассному чтению
- 1) Основные направления внеклассного чтения в школе VIII вида в начальных классах
- 2) Условия эффективности нравственного воспитания на занятиях по внеклассному чтению
- 3) Советы классному руководителю, воспитателю
- Задания к теме:
- Лекция 6. Эстетическое воспитание учащихся специальной (коррекционной) школы viiiвида
- 1. Теоретические основы эстетического воспитания в школеViii вида
- 2. Сущность и особенности эстетического воспитания школьников с интеллектуальной недостаточностью
- 3. Задачи эстетического воспитания
- 4. Особенности изобразительной деятельности умственно отсталых школьников
- 5. Особенности музыкального воспитания умственно отсталых школьников
- 6. Эстетическая направленность в работе с природным материалом
- 7. Эстетическое воспитание на уроках чтения
- 8. Эстетическое воспитание на уроках физической культуры
- 9. Воспитание культуры поведения учащихся школыViii вида
- 10. Заключение
- Задания к теме:
- Лекция 7. Детский коллектив специальной (коррекционной) школы VIII вида
- 1. Воспитание школьников в коллективе
- 2. Психологическая характеристика школьного класса
- 3. Взаимоотношения школьников в коллективе
- 4. Отношения учителя к детскому коллективу как фактор формирования межличностных отношений
- 5.Тактика педагога по отношению к детям, занимающим различное положение в классе
- 6. Сочетание игровой, трудовой и познавательной деятельности в коллективе
- 7. Приемы вовлечения школьников в коллективную деятельность
- Задания к теме:
- 1. Психологическая подготовка к труду
- 2. Практическая подготовка к труду
- 3. Общественно полезный труд
- 4.Производственное обучение и производительный труд
- Задания к теме
- Классификация экскурсий
- Подготовка экскурсии
- Определение цели
- Выбор темы
- Отбор и изучение экскурсионных объектов
- Составление маршрута
- Подготовка текста
- Речь учителя
- Использование методических приемов
- Природоведческие экскурсии
- Коррекционно-воспитательное значение экскурсии
- Примерная разработка природоведческой экскурсии1
- Подготовка учителя к экскурсии
- Подготовка учащихся к экскурсии
- Проведение экскурсии
- Закрепление полученных знаний.
- Итоги экскурсии
- Лекция 10. Физическое воспитание учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида
- Особенности физического развития и двигательных способностей учащихся вспомогательной школы
- Значение физического воспитания в школеViii вида
- Связь различных видов воспитания в процессе физического воспитания
- Единство нравственного и физического воспитания
- Связь умственного и физического воспитания
- Единство трудового и физического воспитания
- Задачи физического воспитания в школеViii вида
- Лекция 11. Организационные формы внеклассной работы в специальной (коррекционной) школе VIII вида
- 1.Задачи и основные направления внеклассной воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе VIII вида
- 2. Совместная коррекционно-воспитательная работа воспитателя и учителя в специальной (коррекционной) школе viiIвида
- 3. Общие замечания к проведению внеклассных и внешкольных воспитательных мероприятий
- 4. Кружковая работа и ее значение в воспитании учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида
- 5. Некоторые выводы
- Лекция 12. О некоторых актуальных проблемах современной олигофренопедагогики
- Лекция 13. Педагогическая этика учителя и ее особенности в работе с учащимися специальной (коррекционной) школы VIII вида
- 2. Педагогическая этика учителя и ее особенности в работе с учащимися школы VIII вида
- Б и б л и о г р а ф и я