logo
брунов б

Единство нравственного и физического воспитания

В аспекте связей физического воспитания с нравственным основные задачи состоят в том, чтобы:

-сформировать нравственное сознание, идейную убежденность и мотивы деятельности (в частности, физкультурой), согласующихся с идеалами высокой морали;

-воспитать моральные чувства (любовь к своей Родине, чувство дружбы, товарищества, коллективизма, общественного миролюбия, гуманизма, общечеловеческой солидарности и т.д.);

-сформировать нравственный опыт, твердые привычки соблюдать этические нормы, навыки общественно оправданного поведения, в том числе применительно к конкретным нормам физкультурной, спортивной этики.

Общие нравственные принципы конкретизируются в сфере физкультурной и спортивной деятельности в виде специфических этических норм, регулирующих поведение и взаимоотношения в этой сфере. Ряд таких норм составляет, в частности, так называемую спортивную этику. В своих общечеловеческих началах она имеет гуманный характер, что выражается в требованиях, обязывающих каждого, кто имеет отношения к спорту, вести себя так, как это достойно человека: честно соблюдать установленные правила состязаний, быть благородным в спортивном соперничестве, не прибегать к запрещенным или сомнительным способам достижения победы, уважать соперника и т.д. Усвоение и неотступное соблюдение таких этических норм является при определенных условиях одним из немаловажных конкретных путей нравственного воспитания.

Важно отметить и то, что при формировании рациональных основ поведения в процессе физического воспитания, как и вообще в воспитании, важную роль играют беседы на этические темы, разъяснения и другие пути нравственного просвещения, убеждения. Развернутые беседы и диспуты на этические темы, обстоятельный разбор прошедших учебных илиспортивно-тренировочных занятий и соревнований с четкой оценкой возникших в них этических ситуаций, другие специальные формы нравственного просвещения и убеждения должны составлять неотъемлемые звенья системы воспитания в работе специалиста физического воспитания.

Физическая культура и спорт предоставляют материал для формирования нравственных представлений, чувств, навыков поведения. Не без основания физическую культуру и особенно спорт называют “школой эмоций”, “школой воли”, “школой воспитания”. Но и здесь не следует забывать, что они сами по себе не воспитывают. Как и любые средства воспитания, физкультурная и спортивная деятельность дает желаемый эффект в условиях педагогического нацеленного руководства.

Единство эстетического и физического воспитания

В аспекте связей физического воспитания с эстетическим воспитанием основные задачи состоят в том, чтобы:

-воспитать способность чутко воспринимать, глубоко чувствовать и правильно оценивать красоту в сфере физической культуры, спорта и в других областях ее проявления; формировать эстетически зрелое стремление к физическому совершенству;

-формировать эстетику поведения и межличностных отношений в физкультурной (в частности спортивной) деятельности; вырабатывать активную позицию в утверждении прекрасного, непримиримость к безобразному в любых его проявлениях.

Возможности, представляемые физической культурой для реализации задач, велики и многогранны.

Необходимо отметить, что хорошее здоровье – одна из величайших эстетических ценностей, первая предпосылка ощущений радости и красоты жизни. С потерей здоровья теряются в той или иной мере красота человека и его эстетические восприятия. В процессе освоения ценностей физической культуры достигаемые показатели физического совершенства воплощаются как неотъемлемые грани прекрасного в самом человеке.

Основной путь эстетического воспитания в процессе физического воспитания проходит через формирование творческого отношения к физкультурной, спортивной деятельности, развитие эстетически осмысленной потребности в физическом совершенствовании, достижение все более высоких результатов в реализации этой потребности.

Как одна из широких сфер формирования этических отношений, физическая культура и спорт позволяют на конкретной практической основе соединять нравственные и эстетические нормы в воспитании личности.

Для реализации задач эстетического воспитания в процессе физического воспитания требуется соответствующая эстетическая направленность в применении средств и методов педагогического воздействия. Это достигается умелым использованием эстетических свойств, объективно присущих явлениям физической культуры, направленным подчеркиванием этих свойств, концентрацией на них внимания воспитываемых.

Так, при использовании типичных для физического воспитания методов наглядного воздействия (натуральной демонстрации разучиваемых физических упражнений и т.д.) важно обеспечить высокую выразительность движений, причем в эстетическом отношении особенно ценна экспрессия, передающая одухотворенность двигательного действия, чувства его исполнителя. Направленная демонстрация таких примеров с соответствующим педагогическим комментарием – один из эффективных методов формирования эстетических представлений в процессе физического воспитания, особенно во вспомогательной школе.

В занятиях физическими упражнениями во многих случаях самым естественным образом могут быть использованы такие специальные факторы эстетического воспитания, как хореография, музыка, пение, Хореографию, эту школу выразительного движения, можно, пожалуй, с равнымоснованием считать средством как эстетического, так и физического воспитания. Она, как известно, давно органично вошла в состав гимнастик, особенно художественной, и все глубже проникает в сферу спорта: спортивные танцы, фигурное катание на коньках, прыжкив воду и другие виды спорта. Гармоническая связь движений и музыки, являясь источником эстетического удовлетворения, в то же время играет определенную роль в формировании совершенных движений.

Итак, было отмечено, какую роль играет эстетическое воспитание в физическом, но необходимо также отметить, что и физическое воспитание, в свою очередь, играет очень большое значение в деле эстетического воспитания детей с недостатками интеллекта. Так, существенным препятствием в развитии творческих и художественных навыков учащихся школы VIII вида, как считает В.В.Воронкова, является характерное для многих из них (особенно в младших классах) отставание в физическом развитии, прежде всего в двигательной сфере (патологическая заторможенность или импульсивность движений, нарушение зрительно-двигательной координации, снижение мышечного тонуса, неумение выполнять сложные двигательные акты и т.п.). Эти недостатки отрицательно влияют на эстетическое воспитание. А уроки физической культуры помогают преодолеть имеющиеся у умственно отсталых детей недостатки в двигательной сфере и наряду с другими учебными предметами вносят значительный вклад в эстетическое воспитание учащихся.