logo
брунов б

2. Воля

Выше указывалось, что важнейшей особенностью деятельности умственно отсталого ученика является затрудненность и даже неспособность к целеустремленным действиям

Эта способность связана с недостатками воли умственно отсталого ребенка. Один из виднейших деятелей олигофренопедагогики прошлого Сеген в недостатках воли видел главную причину недоразвития психики умственно отсталого ребенка. В действительности же недоразвитие воли есть следствие недостаточности всей психики олигофрена.

Недоразвитие воли ученика вспомогательной школы связано с его основным дефектом - нарушением познавательной деятельности. Слабость умственного развития отражается и на строении волевых действий и определяет их особенности. В числе этих общих особенностей необходимо указать на незрелость воли ребенка с умственной отсталостью.

Эта незрелость создается поверхностным и неустойчивым мировоззрением умственно отсталого школьника, неясностью его убеждений, плохим пониманием окружающей обстановки. В силу этого ребенок лишен возможности действовать в соответствии с убеждениями и принцами, т.е. лишен того, что является важнейшим условием зрелости волевого акта. Образование произвольных действий, из которых состоит волевая деятельность ученика-дебила, затруднено в связи с неумением самостоятельно определить цель действия, предвидеть его результат, наметить план и выбрать необходимые средства.

Расстройство произвольного действия, этого сложного волевого акта, связано с недоразвитием речи и мышления. Ведь воля - опосредованная форма деятельности, в которой столь важную роль играют мышление и речь. Недоразвитие же последних, нарушение способности оперировать понятиями, формировать отвлеченную мысль не позволяют ученику-олигофрену опосредовать свои действия формулировкой отвлеченной цели, предвидеть их результат, наметить план. Его действия переходят на уровень непроизвольных реакций, оказываются привязанными к конкретным ситуациям. Поэтому ученик вспомогательной школы зачастую неспособен выполнить действие по словесной инструкции.

Сказанное все же не означает, что умственно отсталые ученики вообще не ставят перед собой никаких целей. Они могут действовать по внутренним мотивам, хотя и здесь определяющую роль играют внешние стимулы. Ребенок способен выдвигать ограниченную и конкретную цель, затрагивающую его потребности и интересы. Однако и эту цель он не умеет расчленять на отдельные частные задачи, последовательное выполнение которых можно бы привести к получению искового результата.

Умственно отсталого ребенка характеризует слабость и неустойчивость намерений, которые проявляется в том, что ребенок не испытывает желания активно действовать, а более склонен к короткой и близкой мотивации. Ослабление силы волевых действий, связанное с недостатком стойких побуждений, обусловлено снижением функциональной активности мозга и ослаблением тонуса эмоциональной сферы. Отсюда значительное понижение того оптимального уровня импульсивности, без которого волевой акт состояться не может.

Умственно отсталый ребенок зачастую не доводит до конца задуманное и начатое дело, забывает о нем.

Дети-олигофрены отличаются несамостоятельностью, слепым доверием к указаниям и советам окружающих, они склонны к внушаемости, к механической подражаемости и т.п. Из-за этого дети-олигофрены зачастую попадают под чуждое, социально вредное влияние, толкающее их на совершение отрицательных поступков. В то же время им свойственно тупое, бездумное упрямство, являющееся таким же проявлением несамостоятельности и слабости воли, как и внушаемость.

Воспитание чувств и воли - очень важная задача вспомогательной школы. Воспитание положительных (стенических) чувств способствует активизации ученика с умственной отсталостью, так как эмоциональные процессы, совершающиеся в подкорковой области, тонизирую корковую деятельность.

Основное значение эмоционально-волевой сферы для воспитательной деятельности связано с тем, что вне этой сферы воспитание невозможно. Ведь основная его функция состоит в том, чтобы руководить процессами, которые происходят в связи с формированием взглядов и убеждений, мировоззрения и нравственности, поведения и характера. Другой задачей воспитания как руководства указанными процессами является формирование соответствующих отношений ученика, проявляющихся и в его взглядах, и поведении. Но выполнить эту задачу воспитание может только путем воздействия на эмоционально-волевую сферу ученика как непосредственно, так и через сферу его интеллекта. Нельзя преобразовать получаемые знания в индивидуальное сознание, в убеждения, не пробудив определенных чувств, а через них и необходимых отношений.

Нельзя подготовить умственно отсталого школьника к самостоятельной трудовой деятельности и к жизни в обществе, не воспитав его эмоционально-волевые качества, не научив его правильно вести себя в различной обстановке, проявлять необходимое волевое напряжение при выполнении любой задачи. “Воспитать настоящий характер - значит воспитать человеческое чувство. Я уверен, что если мы не воспитаем человеческого чувства как нужно, то, значит, мы ничего не воспитаем” 1.

Задания к теме:

  1. Каковы особенности эмоционального развития ребенка с интеллектуальными нарушениями?

  2. Можно ли воспитать у детей с умственным недоразвитием высшие духовные чувства?

  3. В чем проявляется специфика волевой сферы учащегося вспомогательной школы?

  4. Каковы задачи воспитания эмоционально-волевой сферы детей с отклонениями в интеллектуальном развитии?

_________________________________________

1 А.С.Макаренко. Соч., т.5. М., Изд-во АПН РСФСР, 1958, стр.410-411