3. Понятие «Этногенез». Теория этногенеза л.Н.Гумилева.
Этногенез (гр. племя+происхожд). Происхожд, зарожд. народа, формиров-е его этнографич. (описат), лингвистич. (языковых) и антропологич. особенн-й.
ГумилевЛ.Н.(1912-1992) историк, геогр., д.и.н. В 1938-39 г - учение о чел-ве и этносах, исслед. биоэнергетич. конц-ю этноген. в (пассионарность). Люди - организмы, живущие в кол-вах, возникшие и исчезающие в историч-м времени. Кол-вы – этносы (от возникн. (от микромут.) до распада – этноген.: рождается, взрослеет, стареет и умирает – 1200-1500л). Выделил - механизм пробуждения, активизации и угасания творческой энергии народов на разных стадиях его развития.
Этногенез – это наука о народе, тесно связанная с НХК (понимание развития, формирования, существования, погибание нации – источник информации, позволяющий понять события и факты, отразившиеся в их культуре). Фазы:
подъема – интенсивный рост творческого напряж-я в этнической системе (от пассионарн. толчка), энергичная экспансия, рост всех видов его активности, демографич. взрыв, повышение подсистем сист-мы, формир-е соц. институтов, высокая дисциплина, жесткая регламентация поведения членов, образование общности крайне активных людей с идеалами (300л);
акматическая – рост числен., наивысшие уровни творческого напряж. системы, господство пассионариев жертвенного типы (стремл. к максим. утвержд. себя как личности), появление актуалистов, наивысшее число подсистем (субэтносов), частота событий этнической истории и наступает «пассионарный перегрев» (избыточная энергия тратится не на бурный рост, а на погашение внутренних конфликтов;
надлома – резкое снижение творческ. напряжения, + раскол этнич. поля, рост числа субпассионарен, острые конфл. внутри системы (ч-з 600л.);
инерционная– повыш. и плавное сниж-е уровня творч. напряж, укрепл. госуд. вл. и соц. институтов, накопление материальн. и культурн. цен-й, активное преобраз. ландшафта, ориентация личности на принятый эталон подражания, успокоение и начало созидат. деят-ти после катаклизмов, тип «золот. поср-ть» (законопослуш., работоспособ. чел-к), культура и порядок;
обскурации– творч. напряжение убывает до 0, этнос существует за счет матер-х ценностей и навыков, накопленных в предыдущую фазу, нет конструктивного действия (из-за множ-ва субпассионар, с потребностями), узаконивается коррупция, распространяется преступность, армия теряет боеспособность, у власти циничные авантюристы, депопуляция;
регенерации – короткий всплеск активности накануне заверш. процесса этногенеза (восстан-е этнич. структур после внутр. катаклизмов и вторж.);
мемориальная – завершение процесса этногенеза, система утеряла пас-ть, но отдельные ее члены еще сохр-т культурн. традицию прошл. (память о героич. деяниях предков живет в виде фолькл. пр-й, легенд).
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Раздел 1.
- 1. Функции народной художественной культуры.
- 2. Сущность, структура нхк.
- 3. Понятие «Этногенез». Теория этногенеза л.Н.Гумилева.
- 4. Понятие ценности в системе нхк.
- 5. Исходные понятия теории нхк: культура, художественная культура, нхк.
- 6. Связь теории нхк с др. Науками. Понятия: этнология, антропология, этнография, этнопсихология, фольклористика.
- 7. Менталитет, нац. Хар-р, нац. Самосоз.-как явл. Народного мышления
- 8. Изучение нхк в контексте хк: акад.Школы и научные направления.
- 9. Нхк как система мифологического сознания.
- 10. Основные виды мифов и история их изучения.
- 11. Мифы и верования древних славян и их отражение в народном творчестве.
- 12. Роль реформ Петра 1 в развитии нхк.
- 13. Мифология древних славян в творчестве писателей и композиторов.
- 14. Многообразие и самобытность традиций художественных культур народов Росси.
- 15. Влияние христ культуры на народн сознание и его отражение в нхк.
- 16. Явления народного творчества в период формирования городской культуры
- 17. Становление и развитие отечественной фольклористики.
- 18. Фольклор как устное нх и как совок. Всех видов нт.
- 19. Понятия традиций в нхк.
- 20. Соотношение понятий «нхк», «нхт», «фольклор».
- Раздел 2 Основные виды и жанры нхк
- 1. Худож-образная система крестьянск жилища и домашняя утварь.
- 2. Традиц. Крестьян одежда, виды её украшения как форма нар. Иск-ва.
- 3. Народный землед календарь в системе художественной культуры.
- 4. Семейно-быт обряды и празд. Рожд и имянареч. Похорон-помин обряд
- 5. Русская свадебная обрядность. Худож своеобразие свадебных плачей.
- 6. Художественные традиции в строительстве русских городов.
- 7. Художественное своеобразие Русской народной инструмен музыки.
- 8. Худож особен народн календ празд-в и обрядов на городской площади.
- 9. Фольклорный театр и его художественные традиции
- 10. Явления площадной культуры. Синтез и самобытность.
- 11. Истоки культового зодчества. Строительство храмов.
- 12. Особенности детского обрядового фольклора и фольклора пестования
- 13. Игровой фольклор. Художественно своеобразие игрового фольклора.
- 15. Эпическая традиция народных сказителей.
- 16. Явления позднетрадиционного фольклора в нхк
- 17. Фольклор периода вов.
- 18. Народное танцевальное творчество.
- 19. Народное декоративно-прикладное творчество
- 20. Региональные традиции певческих стилей.
- Раздел 3.
- 1. Педагогика нхт в этнокультурном пространстве.
- 2. Роль этнических художественных традиций в современном образовании и воспитании.
- 3. Понятие «коллектив». Учение Макаренко а.С. О коллективе.
- 4. Функции художественной самодеятельности.
- 5. Сфера досуга в деятельности любительских коллективов.
- 6. Особенности творчества в авторских коллективах.
- 7. Воспитательные традиции народов мира.
- 8. Творчество - как основная функция художественной деятельности.
- 9. Методика подготовки и проведения праздников, фестивалей, конкурсов, выставок нхт)
- 10. Клубная художественная самодеятельность
- 11. Значение деятельности профессиональных коллективов для коллективов художественной самодеятельности.
- 12. Значение социализации в педагогике нхт и её связь с этническими особенностями.
- 13. Народное творчество в педагогических системах выдающихся новаторов педагогики.
- 14. Государственный стандарт как требования к подготовке учащихся по той или иной предметной области.
- 16. Понятие «учебный план», «программа курса», основные составляющие структуры.
- 17. Методика подготовки и проведения ,учебного занятия по народному художественному творчеству в разных возрастных группах
- 18. Формы и методы проведения учебных занятий в коллективах любительского творчества.
- 19. Понятие «Руководство» и функции руководителя коллектива.
- 20. Организация и организационная деятельность в художественно-творческом коллективе