13. Мифология древних славян в творчестве писателей и композиторов.
Созданные славянами мифологические картины, образы, идеалы, божества, культы, магические действа, ритуалы, символы оказывали большое влияние на творчество русских писателей и композиторов.
В произведениях А.С. Пушкина образ дуба («Руслан и Людмила») – образ мирового древа, отделяющ мир хаоса от мира космически организованного, дающего вечную молодость, обладающего целительными свойствами, символизирующего бессмертие. С мифологическим сознанием трактует он смерть в произведениях (герой не умирает, а засыпает). Пушкин сетует на неразвитость славянской мифологии. Стремится обратиться к славянской мифологии, к национальному видению. Миф о мире, вводит в «Сказку о царе Салтане» (Гвидон с матерью попадают на пустынный остров посреди океана, где «видит холм в широком поле», «море синее кругом»). В романе «Евгений Онегин» (сцена гадания Татьяны в бане, сон после гадания).
В произведениях Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки» - образ колдунов, чародеев, черта, обряд колядования (пища для выкупа как жертвоприношения).
Булгаков «Мастер и Маргарита» (вера в духа, небесные силы, чародейство, волшебство). Островский «Снегурочка», Толстой и др. писатели. Ярким примером творческого претворения образов устного народного творчества является сказка П.П. Ершова «Конек-Горбунок»
Композиторы: Чайковский («лебединое озеро», Римский-Корсаков («Снегурочка»), Мусоргский («Картинки с выставки»: «Баба-Яга»); А.С. Даргомыжский, А.П. Бородин,
Велик был интерес к народному искусству крупнейших русских художников конца 19-нач. 20 вв.: В.М. Васнецова, М.А. Врубеля, Н.К. Рериха, С.В. Малютина, И.Я. Билибина и др. Скульптор С.Т. Коненков оставался верен фольклорной теме на протяжении всей своей творческой жизни.
В русском изобразительном искусстве фольклорная тема зародилась во 2 пол. 19 в. Значительное место фольклорная тема заняла в творчестве В.Г. Перова, в течение ряда лет разрабатывавшего в эскизах сюжеты «Снегурочки» и «Ивана-царевича на сером волке» (но дальше эскизов не пошел).
Тема народа в творчестве Васнецова. Видел «в сказке, песне, былине, драме» «целый облик народа, внутренний и внешний, с прошлым и настоящим, а может быть, и будущим» («После побоища Игоря Святославовича с половцами» - настроение, запечатленное в строках «Слова о Полку Игореве»;. «Три царевны подземного царства», «Ковер-самолет» и «Битва славян со скифами»). Отражал поэтический и героический дух русской эпической поэзии в двух ее направлениях – героическом и лирическом («Побоища», «Витязь на распутье» - богатырь, остановившийся на распутье 3х дорог перед камнем с надписью; «Богатыри» - яркий былинный образ народной богатырской силы, защищающей родную землю от любого врага).
М.А. Врубель работая над циклом своих «Демонов», обращаясь к сказочным сюжетам или через образы античной мифологии или пушкинской поэзии («Богатырь», «Пан», «Царевна-лебедь»), создавая свои собственные сюжеты («К ночи»), уходил в мир поэтического вымысла. Стремление слить в единстве реальное и фантастическое, к созданию образов эпического звучания. Писал декорации, выполнял эскизы костюмов для постановки оперы Н.А. Римского-Корсакова («Садко», «Снегурочка», «Царевна-лебедь»), что усилило его интерес к темам и сюжетам народной поэзии. На его полотнах, в скульптурах – майоликах ожили многочисленные персонажи опер композитора: Царевна-лебедь, царевна Волхова, Снегурочка, Лель, Купава, Мизгирь, царь Берендей и др. Однако образы, созданные Врубелем в живописи и скульптуре не были иллюстрациями ни к народным сказкам, ни к произведениям Пушкина или А.Н. Островского. В «Царевне-лебеди»-женская тоска по счастью (проникновенная грусть в глазах), современники сравнивали ее с Девой-обидой (образ русского фольклора), которая плещет лебедиными крыльями на синем море перед днями великих бедствий. Естественное и чудесное в его картинах тесно переплетаются.
Пристальное внимание к народно-поэтическим образам характерно для русского искусства начала 20в.: сказочные персонажи скульптора Серг.Троф. Коненкова (1874-1971). Он с детства знал и горячо любил народные песни, сказки, былины, проникся искренней любовью к скромной красоте русской природы, что нашло отражение в его произведениях на сюжеты русского фольклора (герои славянского эпоса Великосил, Стрибог, Царевна, Еруслан Лазаревич, выполненные из дерева словно зримое воплощение души самой природы). Работающий с различным материалом: мрамор, бронза, одним из излюбленных считал дерево. Произведения, выполненные из дерева, он нежно называл «деревяшки»: «Старичок-полевичок» (1910), сказочный персонаж, с одной стороны – воплощение духа бескрайних просторов русских полей, а с другой – просто старик-странник (медленно бредущий, опирающийся на тяжелый посох). Сказочное начало получили его кресла, выполненные из громадных пней. В громадных переплетениях корней и сучьев художник увидел живые формы: забавные образы зверей птиц, людей (стул «Алексей Макарович» (1935), кресло «Лебедь» (1938)).
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Раздел 1.
- 1. Функции народной художественной культуры.
- 2. Сущность, структура нхк.
- 3. Понятие «Этногенез». Теория этногенеза л.Н.Гумилева.
- 4. Понятие ценности в системе нхк.
- 5. Исходные понятия теории нхк: культура, художественная культура, нхк.
- 6. Связь теории нхк с др. Науками. Понятия: этнология, антропология, этнография, этнопсихология, фольклористика.
- 7. Менталитет, нац. Хар-р, нац. Самосоз.-как явл. Народного мышления
- 8. Изучение нхк в контексте хк: акад.Школы и научные направления.
- 9. Нхк как система мифологического сознания.
- 10. Основные виды мифов и история их изучения.
- 11. Мифы и верования древних славян и их отражение в народном творчестве.
- 12. Роль реформ Петра 1 в развитии нхк.
- 13. Мифология древних славян в творчестве писателей и композиторов.
- 14. Многообразие и самобытность традиций художественных культур народов Росси.
- 15. Влияние христ культуры на народн сознание и его отражение в нхк.
- 16. Явления народного творчества в период формирования городской культуры
- 17. Становление и развитие отечественной фольклористики.
- 18. Фольклор как устное нх и как совок. Всех видов нт.
- 19. Понятия традиций в нхк.
- 20. Соотношение понятий «нхк», «нхт», «фольклор».
- Раздел 2 Основные виды и жанры нхк
- 1. Худож-образная система крестьянск жилища и домашняя утварь.
- 2. Традиц. Крестьян одежда, виды её украшения как форма нар. Иск-ва.
- 3. Народный землед календарь в системе художественной культуры.
- 4. Семейно-быт обряды и празд. Рожд и имянареч. Похорон-помин обряд
- 5. Русская свадебная обрядность. Худож своеобразие свадебных плачей.
- 6. Художественные традиции в строительстве русских городов.
- 7. Художественное своеобразие Русской народной инструмен музыки.
- 8. Худож особен народн календ празд-в и обрядов на городской площади.
- 9. Фольклорный театр и его художественные традиции
- 10. Явления площадной культуры. Синтез и самобытность.
- 11. Истоки культового зодчества. Строительство храмов.
- 12. Особенности детского обрядового фольклора и фольклора пестования
- 13. Игровой фольклор. Художественно своеобразие игрового фольклора.
- 15. Эпическая традиция народных сказителей.
- 16. Явления позднетрадиционного фольклора в нхк
- 17. Фольклор периода вов.
- 18. Народное танцевальное творчество.
- 19. Народное декоративно-прикладное творчество
- 20. Региональные традиции певческих стилей.
- Раздел 3.
- 1. Педагогика нхт в этнокультурном пространстве.
- 2. Роль этнических художественных традиций в современном образовании и воспитании.
- 3. Понятие «коллектив». Учение Макаренко а.С. О коллективе.
- 4. Функции художественной самодеятельности.
- 5. Сфера досуга в деятельности любительских коллективов.
- 6. Особенности творчества в авторских коллективах.
- 7. Воспитательные традиции народов мира.
- 8. Творчество - как основная функция художественной деятельности.
- 9. Методика подготовки и проведения праздников, фестивалей, конкурсов, выставок нхт)
- 10. Клубная художественная самодеятельность
- 11. Значение деятельности профессиональных коллективов для коллективов художественной самодеятельности.
- 12. Значение социализации в педагогике нхт и её связь с этническими особенностями.
- 13. Народное творчество в педагогических системах выдающихся новаторов педагогики.
- 14. Государственный стандарт как требования к подготовке учащихся по той или иной предметной области.
- 16. Понятие «учебный план», «программа курса», основные составляющие структуры.
- 17. Методика подготовки и проведения ,учебного занятия по народному художественному творчеству в разных возрастных группах
- 18. Формы и методы проведения учебных занятий в коллективах любительского творчества.
- 19. Понятие «Руководство» и функции руководителя коллектива.
- 20. Организация и организационная деятельность в художественно-творческом коллективе