2. Традиц. Крестьян одежда, виды её украшения как форма нар. Иск-ва.
Крестьянскую одежду классифицируют по признакам:
Региональному (южнорусский, северорусский комплексы и др.)
Локальному (местные разновидности региональных комплексов);
Половозрастному (детский, молодых и пожилых женщин и мужчин);
Степени зажиточности владельца;
Сословной принадлежности (однодворцы, казачество и др.);
Соц-бытов (раб, будн, праздн, обряд-е: свадеб, погреб, траурн, поживн);
Практическому назначению (нательная, горничная, верхняя одежда).
Рубаха - основа любого костюмного комплекса. По крою несколько типов: с прямыми поликами (в сарафанном комплексе); косыми (поневный). Шили длинными – от ворота до пола. Будничная - украшалась неширокой тканой полоской, праздничная – имела широкий красный «забранный» подол на всех 4 полотнищах (особенно рукава - красными).
Южнорусский поневный комплекс: богато вышитая рубаха, клетчатая понева, передник, наплечная одежда, украшения, кичкообразный головн. убор, обувь, В композиции комплекса - принцип симметрии, наличие 2х согласов-х центров средоточия декора: наверху (головной убор и плечевой пояс) и внизу (подол поневы, рубахи и низ передника). Овальный силуэт, горизонтальности расположения декора, намеренное сокрытие талии и шеи – подчеркнутая массивность. В основе поневы 3 полотнища черной, синей, реже красной домотканой шерстяной клетчатой ткани. Полотнища сшивались частично или полностью и образов. прямоугольник, верхняя часть собиралась под обшивку, типы: распашная (спереди полы не соединялись и оставляли открытой часть рубахи); понева-юбка (шилась из 4-5 полотнищ); понева с прошвой (вставлялась ткань другой фактуры, нежели сама понева). Передник - поверх рубахи с поневой (интенсивность узора нарастала к подолу). По констр.: туникообразн.; высокий передник; короткий прямой передник. Навершник - «шушпан», «насов», «сукман», «коротай». Были и распашн., в Тамб, Рязанск.-короткие на лямках – «бастроги». В декоре - сочетание горизонт. и вертикальн полос отделки, в контраст по цвету фону.
Северорусский сарафанный комплекс составляет: рубаха, сарафан, пояс, душегрея, кокошник, украшения и дополнения, обувь. Композиционный центр декорировался особенно пышно (верхняя часть костюма – головной убор и плечевой пояс).
Важной частью была душегрея (наплечная одежда) – из когроткого сарафана с рукавами («холодник») или без рукавов «обжим»), коротенькая безрукавка на лямках («перышки», «боры», «епанечка») с трубчатыми складками на спине. Для отделки использ. золотную бахрому, блестки, бисер.
Головные уборы: девичьи (перевязки, накосники, венец) и женские:
Повойник – похож на чепчик, имеет множество видов, закрывал волосы, надевали под парадный головной убор и самостоятельно – дома;
Кика – нарядный убор из 3 частей: кика (чело) – из бересты, кожи, покрыт. дорогой тканью, возвышалась над лицом, сзади стягивалась завязками; сверху кики – сорока – чехол из дорогой ткани; сзади – позатыльник;
Убрус – платок, сложен. в виде 3угольн. (поверх кики, повойника или зимн. шапки), складыв. под подбород, 2 его украшен. конца спадали на грудь;
Кокошник–из тверд. матер-ла, обтянут золотой тканью, расшит жемчугом.
Символика головного убора - представление крестьян о мирозд., связывалась с его верхним ярусом. Часто мотивами орнамента головных уборов были солярные знаки, птицы и древо жизни.
Обувь – лапти, по способу плетения (прямое, косое и смешан.) - «рачки», «коверзни», «ходоки», «ступни», «бахилы». По количеству полос лыка (при плетении), их называли 5риками, 6риками, 7риками.
Дорогая праздничная обувь крестьян - коты (массивные кожаные туфли), с аппликациями из кожи и ткани, медными гвоздиками, закрепляли на ноге шнурками с кисточками из нарезанной разноцветной ткани на концах.
УКРАШЕНИЯ. Обязат часть празднич нарядов женщин и девуш: ушные, височные, шейные, рук и поясов. Обереговое и декоративн назнач.
Ушные: серьги (медные, серебряные, золотые подвески различной формы со вставными гранеными цветными стеклышками. Север – жемчужные, юг – на ремешках через уши надев гусиные «пушки» (белые шарики из гусин пуха), подвеш. у висков или как украшения головных уборов.
Височные: селезневые перышки «кудерьки» (юг), «кружки» и «наушники» (подвески из пучков конского волоса)
Шейные: разноцветные дутые стеклянные бусы, бусы-«янтари» (из янтаря темного оттенка), бисерные и металлические цепи, «гайтаны», «монистры», цветные ленты, жемчужные ожерелья.
Поясные: 1лопастные (Воронежск) и 2лопастные прямоуг подвески (располог сзади), украшен. бусами, бисером, пуговицами, шерст бахромой.
Традиционная крестьянская одежда –это определенная форма народн иск-ва. Отражает бытовой уклад, традиции и обычаи народа, воплощавшиеся в символике, украшениях, орнаменте.
Мужской костюм рус. крестьян однотипен: рубаха, пояс, порты, верхний и нижний кафтаны, головной убор и обувь – лапти, сапоги. Рубахи из льняного, конопляного холста, украшен подол и ворот, оплечья и рукава полосами красноузорного тканья, вышивки. Косоворотка –с разрезом на левой стороне груди. Порты, неширокие штаны.
Детская - по крою и орнаменту повторяла взросл (из дешев мат-лов и из меньше деталей). Дети - длинные подпоясанные рубахи из льняного или коноплян полотна. Подростки: и длинные рубахи, и комплексы из рубахи с сарафаном (или с юбкой) и рубахи со штанами.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Раздел 1.
- 1. Функции народной художественной культуры.
- 2. Сущность, структура нхк.
- 3. Понятие «Этногенез». Теория этногенеза л.Н.Гумилева.
- 4. Понятие ценности в системе нхк.
- 5. Исходные понятия теории нхк: культура, художественная культура, нхк.
- 6. Связь теории нхк с др. Науками. Понятия: этнология, антропология, этнография, этнопсихология, фольклористика.
- 7. Менталитет, нац. Хар-р, нац. Самосоз.-как явл. Народного мышления
- 8. Изучение нхк в контексте хк: акад.Школы и научные направления.
- 9. Нхк как система мифологического сознания.
- 10. Основные виды мифов и история их изучения.
- 11. Мифы и верования древних славян и их отражение в народном творчестве.
- 12. Роль реформ Петра 1 в развитии нхк.
- 13. Мифология древних славян в творчестве писателей и композиторов.
- 14. Многообразие и самобытность традиций художественных культур народов Росси.
- 15. Влияние христ культуры на народн сознание и его отражение в нхк.
- 16. Явления народного творчества в период формирования городской культуры
- 17. Становление и развитие отечественной фольклористики.
- 18. Фольклор как устное нх и как совок. Всех видов нт.
- 19. Понятия традиций в нхк.
- 20. Соотношение понятий «нхк», «нхт», «фольклор».
- Раздел 2 Основные виды и жанры нхк
- 1. Худож-образная система крестьянск жилища и домашняя утварь.
- 2. Традиц. Крестьян одежда, виды её украшения как форма нар. Иск-ва.
- 3. Народный землед календарь в системе художественной культуры.
- 4. Семейно-быт обряды и празд. Рожд и имянареч. Похорон-помин обряд
- 5. Русская свадебная обрядность. Худож своеобразие свадебных плачей.
- 6. Художественные традиции в строительстве русских городов.
- 7. Художественное своеобразие Русской народной инструмен музыки.
- 8. Худож особен народн календ празд-в и обрядов на городской площади.
- 9. Фольклорный театр и его художественные традиции
- 10. Явления площадной культуры. Синтез и самобытность.
- 11. Истоки культового зодчества. Строительство храмов.
- 12. Особенности детского обрядового фольклора и фольклора пестования
- 13. Игровой фольклор. Художественно своеобразие игрового фольклора.
- 15. Эпическая традиция народных сказителей.
- 16. Явления позднетрадиционного фольклора в нхк
- 17. Фольклор периода вов.
- 18. Народное танцевальное творчество.
- 19. Народное декоративно-прикладное творчество
- 20. Региональные традиции певческих стилей.
- Раздел 3.
- 1. Педагогика нхт в этнокультурном пространстве.
- 2. Роль этнических художественных традиций в современном образовании и воспитании.
- 3. Понятие «коллектив». Учение Макаренко а.С. О коллективе.
- 4. Функции художественной самодеятельности.
- 5. Сфера досуга в деятельности любительских коллективов.
- 6. Особенности творчества в авторских коллективах.
- 7. Воспитательные традиции народов мира.
- 8. Творчество - как основная функция художественной деятельности.
- 9. Методика подготовки и проведения праздников, фестивалей, конкурсов, выставок нхт)
- 10. Клубная художественная самодеятельность
- 11. Значение деятельности профессиональных коллективов для коллективов художественной самодеятельности.
- 12. Значение социализации в педагогике нхт и её связь с этническими особенностями.
- 13. Народное творчество в педагогических системах выдающихся новаторов педагогики.
- 14. Государственный стандарт как требования к подготовке учащихся по той или иной предметной области.
- 16. Понятие «учебный план», «программа курса», основные составляющие структуры.
- 17. Методика подготовки и проведения ,учебного занятия по народному художественному творчеству в разных возрастных группах
- 18. Формы и методы проведения учебных занятий в коллективах любительского творчества.
- 19. Понятие «Руководство» и функции руководителя коллектива.
- 20. Организация и организационная деятельность в художественно-творческом коллективе