13. Игровой фольклор. Художественно своеобразие игрового фольклора.
Народные игры с др. времен - одна из важнейших форм развития НХК, в игров сит-ях развивались песенное творчество, танцы, элементы нар театра.
У игры глубокий соц смысл, сопровожд чел-ка на протяж всей его жизни (в различн сит-ях) человек играет различн. роли. Ролевое начало - признак игры. Рассматривалась как развлеч, забава; связана с отправлен религиозн обрядов; канал для освобожд. от избытка жизнен энергии, снятия эмоц. и физич напряж-я; репродукция труда (игры, имитирующ различн рода деят-ть: охоту, земледелие, скотоводство и др.) как тренировочная функция.
Человеческая культура без игры немыслима, игра на ранних стадиях человечества не только искусство, не только особая форма самовыраж, но во многом это и сама жизнь в ее повседневн, бытовом проявлении, обязательная функция человеч жизни, представляющей собой вид непродуктивной деят-ти.
Функции игры:
- коммуникативная –охватывает своим влиянием всех присутствующих (общение между играющими; между теми, кто играет и наблюдает). В игре каждый участник полностью использует свой деятельный потенциал. Наилучшая форма взаимод-я людей друг с другом;
- компенсаторная – человек не только тратит, но и восстанавливает энергию (вовлечение в работу ранее бездействующие органы, восстанавливая жизненное равновесие). Позволяет создать ситуации, направленные на выявление собственных способностей, пределов выносливости, правильной самооценки, способствует физическому развитию (подвижные), подготавливает к труду через разыгрывание ролей взрослых;
- педагогическая – «школа жизни» (подготовительное упражнение к настоящей жизни);
- прогнозирующая и моделирующая – экспериментирование с самим собой, моделирование возможных вариантов своего поведения, осуществление связи с нереальным.
Диапазон видов русских народных игр довольно широк: от хороводной или свадебной игры («играть песню», «играть свадьбу»), до воспроизведения детьми или молодежью, а иногда и взрослыми, бытовых сцен (охоты, войны, сельскохозяйственных работ).
В языческой Руси были распространены различные игрища, имевшие культовый, магический характер (игрище «Ярило» сопровождалось веселыми гуляньями с песнями, плясками, музыкой, хороводами, играми, кулачными боями). На все время игры человек становился своего рода «заменителем» изображаемого им персонажа, от имени которого он действовал в определенной обстановке.
Существует множество классификаций игр:
Каптерева П.О.:
- совершаемые с пом-ю одних органов тела без орудий (простые движ-я руками, ногами, головой, туловищем – прыганье, беганье, скакание, танцы);
- соверш. с помощью разнообразных орудий (бросание вещей на пол, стучание по столу разными предметами, бросание в цель, комканье бумаги);
Покровского Е. – детских игр:
- игры с игрушками (погремушка, волчок, лошадка и т.п.);
- игры с движениями (бег, прыганье, вращательные движения);
- игры с различными орудиями (веревочкой, мячиком, палками);
- игры домашние и зимние;
Гомм А.:
- драматические (в жмурки);
- построенные на ловкости и удаче (метание в цель веревки и камня, игра в пуговицы, вишневые косточки, в камешки, орешки);
Терещенко А.В.:
- детские (просты в сюжетном отношении и соответствуют возрасту детей: «Сорока», «Лошадка», «Серый волк», «Волк и гуси»);
- девические («Мак», «Тарелки», «Скачки на доске», «Жмурки» и т.п.);
- мужские («Мяч», «Пыж», «Городки», «Кулачный бой»);
- игры обоего пола;
Всевологодского-Гроссе В.Н.:
- драматические – наличие художественного образа и драматического действия – диалога и движения. Они воспроизводят производственные, а также бытовые эпизоды, закладывают основание народной драмы. Производственные:
- охотничьи (изображают сам процесс охоты, нападения зверя на человека, нападение диких животных друг на друга, содержание зверя в неволе) - охоту на оленя изображали путем подражания явлениям природы и повадкам зверей (собак, оленя);
- скотоводческие - сюжет их связан с пастьбой, кормлением животных, уходом, лечением, хищением, куплей-продажей (игра в «гуси-лебеди» -воспроизводит эпизоды пастьбы),
- земледельческие – сюжет связан с процессом земледельческих работ. С циклом огородных культур (мак, капуста, хрен, редька). Как правило, это игры-песни («А мы просо сеяли» или «Мак» - играющие становятся в круг и поют песню: Маки, маки. Маковочки. Золотистые головочки, Станьте вы в ряд, как зеленый мак. Затем обращаются к стоящему в кругу «старику»: - Старик! – А! – Поспел мак? – Только с печи слезаю. Песня повторяется и опять вопросы к «старику» и его ответы: «Соху направляю»; «Посеял»; «Всходит» и наконец, когда «старик» скажет «мак поспел», все его хватают и подбрасывают вверх – воспроизводится тряска мака);
Бытовые:
- общественные – преимущественно игры в войну (сюжет воспроизводит определенные исторические военные события);
- семейные: девичьи, любовные, женитьбу и семью (отличительная черта – хороводность, наличие песенного сопровождения);
- спортивные – тренировка тех или иных физических или умственных способностей («Бой на корточках», «Поймай последнего», «Поднять соперника», «Перетягивание каната»);
- орнаментальные – словесный материал песни не имеет никакого отношения к игровым действиям, но определяет основной рисунок передвижения. Песни поются разнообразно, но все сводятся к приглашению в хоровод: «пожалуйте в хоровод», «Приди ко мне в огород, в девичий хоровод».
Игра отвечает празднику и торжеству, создает неповторимую атмосферу веселья и радости, возвышенного мироощущения, например в зимние святки «от Рождества до Крещения». Они выделялись духовным подъемом, весельем («Жмурки». «Сижу-посижу», «Уж я золото хороню», «Пряхи»), примечательная черта – колядование, хождение ряженых. «Масленица» отличалась размахом катания: на лошадях из отдельных упряжек до «поезда из нескольких саней», катание с ледяных горок на салазках, шкурах, соломенных корзинах, взятие снежного города – включало игры, элементы спектакля и спортивного состязания («Царь горы», «Столбики», «Шапка горит»). Для 5десятницы хар-н хороводно-игровой комплекс: «Мак растить», «Садить хрен», «Просо сеять», «Ворота».
на святочных посиделках бытовал набор святочных игр: «Кострома», «Столб», игра «в короли», многие игры сопровождались песней, связанных по содержанию с игрой. Во всех играх включающих поцелуи, парень с девушкой кланялись друг другу в ноги перед поцелуем (иногда обращение по имени и отчеству к партнеру, когда требовали условия игры).
14. Малые жанры устного народного творчества. Сказки и несказочная проза.
Пр-я устного нар. тв-ва – сказки, былины, загадки, пословицы, поговорки, песни и многие другие его виды –сокровища культуры.
Особенности уст. НТ - возникло как бесписьменная форма народной культуры, передавалось «из уст в уста; вариативность (один и тот же сказитель, при повторении одного и того же текста добавлял что-то свое); коллективность (каждый исполнитель наделялся правами творца).
Малые жанры устного народного творчества:
- пословица – коротенькая притча: «голая речь не пословица». Это – суждение, приговор, поучение, высказанное и отточенное народом. Состоит из 2х частей: из иносказания (обиняка), картины, общего суждения и из приложения, толкования, поучения. Она не сочиняется, а является следствием обстоятельств («Торопись на доброе дело, а худое само придет». «Ласковое слово – что весенний день». «От радости кудри вьются, в печали секутся». «День меркнет ночью, а человек – печалью».);
- поговорка – окольное выражение, переносная речь, простое иносказание; обиняк, способ выражения, но без притчи, без суждения, заключения, применения; одна первая половина пословицы. Заменяет прямую речь окольною, не договаривает, но условно весьма ясно намекает;
- приговорка, пустоговорка – изречение, иногда одно слово, часто повт-е, приговариваемое без большого толка и значения, а по местной, личной привычке;
- скороговорка, чистоговорка – слагается для упражнения в скором, чистом произношении, в ней сталкиваются звуки, затрудняющие быстрый говор. Служит для развития речи, устранения его дефектов (народная логопедия);
- загадка – развивает сообразительность, смекалку, образное мышление – через метафорическое описание предмета;
Постигая малые жанры устного народного творчества, человек узнавал о мире не только серьезную, но и веселую правду, учился думать, радоваться и шутить. Народная педагогика – это живое и яркое наставление.
Сказка – «вымышленный рассказ, небывалая, несбыточная повесть, сказание» (Даль); в народе – байка, присказка, побасенка, небылица. Рассказчики - «баяны», «баюны». В ней одушевляются силы природы; животные и растения наделяются человеч. свойствами. Не претендует на достоверность; рассказывают не с познавательной целью, а с развлекательной; не связана с ритуалом. Есть фантастич-й элемент - несбыточность. Действует элемент повтора; часто встречается один и тот же общеизвестный зачин и исход; действуют в разных сказках одни и те же персонажи, возникают одинаковые ситуации (похищение царевны, сражение с чудовищем, разгадывание загадок), внутри текста повторяются (обычно трижды), слова и поступки героев.
Образы (яркие и запоминающиеся) однозначны: богатырь - непобедим; царевна – краше всех на свет; злодей - уродлив. Мотивы поступков просты: герои не ведают сомнений, решительно идут к цели и побеждают. Своего рода упрощенная модель мира. Сказка – поучительна. Воспитательные возможности сказки велики (учит оптимизму, вере в будущее; счастливый конец почти обязателен).
Собиратели народных сказок: А.С. Пушкин, В.А. Жуковский, И.А. Худяков, Д.Н. Садовников, Н.Е. Ончуков, Д.К. Зеленин, А.Н. Афанасьев («Народные русские сказки» в 8ми томах в 1855-1863 г.). Помимо лично собранных в Воронежской губ. (более десятка), включил извлеченные из архива Русского географического общества, а так же записи сказок В.И. Даля, систематизировав все это множество и издал (это самый большой сборник сказок – более 600).
Народные сказки можно подразделить на: сказки о животных (самые древние); волшебные; бытовые; анекдотические.
Русский эпос: песни, сказания, предания повествовательного характера, произведения о событиях из жизни героев, которые создавались устным путем, исполнялись и запоминались на слух, передавались из поколения в поколение.
Былины (самый древний вид устного эпоса) – песни большого объема (неск-ко сот, иногда тысяч стихов). Персонажи былин, непохожи на реальных людей, в них происходят необычные события, которые в действительном мире происходить не могли, много вещей, обладающих чудодейственными свойствами.
Былина вызвала живой интерес, стала предметом исследований после публикаций в 1818 г. эпического сборника 18 в. «Древние российские стихотворения, собр. Киршею Даниловым». В середине 19 в. П.Н. Рыбников открыл факт бытования и живого исполнительства былин на русском Севере (интерес возрос). А.Ф. Гильфердинг сделал важное наблюдение над соотношением традиций и личного почина в пении онежских певцов.
В былине сконцентрирован, поэтически и философски осмыслен, богатый исторический опыт народа (борьбы с завоеват-ми; становления госуд., семейных отношений; социальной борьбы народа с угнетателями; общественные идеалы). Представление о нравственных ценностях, исторический идеал человеческого поведения и образа мысли, идеальный тип русского былинного героя, как воплощ. представл-я народа о личном достоинстве, гуманизме, любви к родной земле, свободолюбии, социальной активности и бесстрашии.
В центре –герои-богатыри. (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Садко, Василий Буслаевич). Веками существовали исключительно в устной традиции, потому вариативны и многослойны, в них сохранились приметы разных эпох, соединены языческие и христианские элементы.
Все русские былины можно подразделить на 2 цикла:
- киевский – героические песни о подвигах богатырей – воинов, защищающих Русскую землю от несметных полчищ врагов;
- новгородский – былины говорят о мирной жизни, быте, торговле, приключениях купцов.
В.Я. Пропп выделяет следующие песенные жанры:
- героические. Бой, открытое столкновение, героическая схватка богатыря с врагом (Змей, Соловей-разбойник, Тугарин, Идолище), освобождает Киев, очищает Рус. землю от насильника (о Добрыне-змееборце, Алеше Поповиче и Тугарине, Илье Муромце и Соловье-разбойнике, Илье и Идолище). Посвящены и социальной борьбе, герой борется с князем и его боярским окружением за свое попранное достоинство (былина о Сухмане), бунтует против власти богатых и знатных, возглавляя бунт неимущих и простолюдинов (былина о бунте Ильи Муромца против князя Владимира; борьба Василия Буслаевича с новгородцами);
- сказочные – типичные образы и ситуации волшебной сказки (в былине о Садко - волшебный даритель, посылающего Садко со дна Ильмень-озера чудесный дар -волшебное средство – рыбку с золотыми перьями). Дар позволяет Садко в споре выиграть богатый заклад у новгор. купцов. Он попадает в иной мир - подводное царство, где ему предлагают выбрать невесту среди дочерей морского царя. Героя другой сказочной былины – Михайло Потыка – закапывают вместе с умершей женой. Будучи погребен, он припасенными металлическими прутами убивает змею, пытающуюся погубить его;
- новеллистические – нет открытой схватки, боя, военного столкновения. Бытовой эпизод встречи, спора, сватовства или какого-либо иного происшествия. Песня о Микуле и Вольге – крестьянин-труженник, землепашец противопоставлен князю-феодалу. Тема былины о Соловье Будимировиче – сватовство, не осложненное безысходно трагическим расхождением между будущими супругами. Носит светлый характер, тон веселый, заканчивается она счастливо.
Баллада – трагические истории любовных и семейных отношений (песня о Даниле Ловчанине; заключительная часть былины о Дунае и Настасье, где герой ревнуя жену-воительницу к своей богатырской славе, убивает ее, ожидающую рождения сына, а затем сам кончает самоубийством в порыве отчаяния).
Духовные стихи – эпические или лирические пр-я религиозного характера или народные произведения на религиозные темы. Разрешается их петь во время постных дней, когда запрещается исполнение песен, и во время постов (кроме Великого). Репертуары стихов в разных регионах различны. На севере (Карелия) стихами (ударение на первый слог) называют, кроме самих стихов, ряд баллад (о братьях-разбойниках и сестре или Василии и Софье). На юге (Бесарабия) старообрядцы белокринского согласия делят стихи на постовые (существуют в устной традиции местного населения и связаны с календарем) и монастырские (пелись иноками в старообрядческих монастырях и мели письменную традицию). Функция его – посредник между книжной христианкой и устной народной культурой. Источник их содержания – сюжет Ветхого и Нового завета (в толковании христианских писателей). На духовный стих большое воздействие оказали иконы и фрески (стихи о Страшном суде).
Создателями и исполн. духовных стихов в Др. Руси были калики (калики перехожие), паломники по святым местам и монастырям. - бродячими певцами с серьезным «божественным» репертуаром. Новое развитие творчества в области духовных стихов получило со времени церковного раскола в 50-70 г. 17 в. В старообрядческой среде духовный стих пережил свое второе рождение.
Духовные стихи складывались: как ответвление церковных песнопений; постоянно испытывая воздействие различных «языческих» песенных жанров русского фольклора. В устном бытовании духовные стихи взаимодействовали с былинами, обрядовыми и историческими песнями, подвергались их влиянию и сами оказывали значительное воздействие на них.
Несказочная проза:
- предания; - исторические песни;
- легенды; - баллады;
- демонологические рассказы; - духовные стихи (4 последние – эпос)
- былины;
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Раздел 1.
- 1. Функции народной художественной культуры.
- 2. Сущность, структура нхк.
- 3. Понятие «Этногенез». Теория этногенеза л.Н.Гумилева.
- 4. Понятие ценности в системе нхк.
- 5. Исходные понятия теории нхк: культура, художественная культура, нхк.
- 6. Связь теории нхк с др. Науками. Понятия: этнология, антропология, этнография, этнопсихология, фольклористика.
- 7. Менталитет, нац. Хар-р, нац. Самосоз.-как явл. Народного мышления
- 8. Изучение нхк в контексте хк: акад.Школы и научные направления.
- 9. Нхк как система мифологического сознания.
- 10. Основные виды мифов и история их изучения.
- 11. Мифы и верования древних славян и их отражение в народном творчестве.
- 12. Роль реформ Петра 1 в развитии нхк.
- 13. Мифология древних славян в творчестве писателей и композиторов.
- 14. Многообразие и самобытность традиций художественных культур народов Росси.
- 15. Влияние христ культуры на народн сознание и его отражение в нхк.
- 16. Явления народного творчества в период формирования городской культуры
- 17. Становление и развитие отечественной фольклористики.
- 18. Фольклор как устное нх и как совок. Всех видов нт.
- 19. Понятия традиций в нхк.
- 20. Соотношение понятий «нхк», «нхт», «фольклор».
- Раздел 2 Основные виды и жанры нхк
- 1. Худож-образная система крестьянск жилища и домашняя утварь.
- 2. Традиц. Крестьян одежда, виды её украшения как форма нар. Иск-ва.
- 3. Народный землед календарь в системе художественной культуры.
- 4. Семейно-быт обряды и празд. Рожд и имянареч. Похорон-помин обряд
- 5. Русская свадебная обрядность. Худож своеобразие свадебных плачей.
- 6. Художественные традиции в строительстве русских городов.
- 7. Художественное своеобразие Русской народной инструмен музыки.
- 8. Худож особен народн календ празд-в и обрядов на городской площади.
- 9. Фольклорный театр и его художественные традиции
- 10. Явления площадной культуры. Синтез и самобытность.
- 11. Истоки культового зодчества. Строительство храмов.
- 12. Особенности детского обрядового фольклора и фольклора пестования
- 13. Игровой фольклор. Художественно своеобразие игрового фольклора.
- 15. Эпическая традиция народных сказителей.
- 16. Явления позднетрадиционного фольклора в нхк
- 17. Фольклор периода вов.
- 18. Народное танцевальное творчество.
- 19. Народное декоративно-прикладное творчество
- 20. Региональные традиции певческих стилей.
- Раздел 3.
- 1. Педагогика нхт в этнокультурном пространстве.
- 2. Роль этнических художественных традиций в современном образовании и воспитании.
- 3. Понятие «коллектив». Учение Макаренко а.С. О коллективе.
- 4. Функции художественной самодеятельности.
- 5. Сфера досуга в деятельности любительских коллективов.
- 6. Особенности творчества в авторских коллективах.
- 7. Воспитательные традиции народов мира.
- 8. Творчество - как основная функция художественной деятельности.
- 9. Методика подготовки и проведения праздников, фестивалей, конкурсов, выставок нхт)
- 10. Клубная художественная самодеятельность
- 11. Значение деятельности профессиональных коллективов для коллективов художественной самодеятельности.
- 12. Значение социализации в педагогике нхт и её связь с этническими особенностями.
- 13. Народное творчество в педагогических системах выдающихся новаторов педагогики.
- 14. Государственный стандарт как требования к подготовке учащихся по той или иной предметной области.
- 16. Понятие «учебный план», «программа курса», основные составляющие структуры.
- 17. Методика подготовки и проведения ,учебного занятия по народному художественному творчеству в разных возрастных группах
- 18. Формы и методы проведения учебных занятий в коллективах любительского творчества.
- 19. Понятие «Руководство» и функции руководителя коллектива.
- 20. Организация и организационная деятельность в художественно-творческом коллективе