1. Худож-образная система крестьянск жилища и домашняя утварь.
Крестьянская изба – срубное жилище.
Значение при строит. жилища - выбор места (не строили на перепутье дорог, местах захоронений, выбирали с помощью ритуалов - пускали икону по реке). Важен - выбор дерева. Дерево - доступный материал - возводились различные типы построек: жилища, хозяйств-е сооруж., укрепления, храмы. Дерево - «живое» сущ-во (рубка с определенными обрядово-магическими действиями). Не применяли деревья с изъянами или аномалиями, сухие деревья (мертвые, лишенные жизненных соков), росшие на могилах, заброшенных дорогах (вела на тот свет), молодой лес, старые могучие «священные» деревья. Предпочиталась сосна, иногда и ель. Осина - проклятое дерево - не применялась. Дуб - материал дорогой и применялся выборочно (для подпечных фундаментов и др.).
С древних времен русским мастерам были известны срубная, столбовая и каркасная конструкции. В центре и на Севере - срубная констр. – в основе сруб или клеть из горизонтальных рядов бревен образуют 4 стены. Стены сполбовых построек из сплошных рядов вертикально поставленных и вкопанных в землю бревен. В каркасной - промежутки между вертикальными каркасными бревнами зашивались горизонтальными рядами досок.
В разных частях России существовали свои региональные традиции в конструкции построек. Большинство из них сформировались на основе избы-пятистенки (с 10-11 до 17-18 вв.), пятая стена делила сруб на избу и сени.
Север - 2ярусн дом с 2скатной крыш с подклетом для хоз-х целей и крыт двор.
В Центр.– 2ярусные, двор не крытый, примык к боков стороне, подклет невыс.
На Юге – избы низкие без подклета, двор по периметру хоз. постройки с 4-хскатн крышей на расстоянии от дома с летней печью или кухней.
В Сибири – усадьбы-крепости, высокая деревянная изба, амбар на расстоянии с глухим массивным забором.
пространство избы делилось на несколько зон или «углов», составляющих определенную иерархию:
- «Красный» («святой») угол – парадное помещение с полкой-«божницей»;
- «бабий угол» или «куть» - пространство около печи;
- «подпорожье» или «кут» - мужское простр (для занятий хозяина ремеслом).
Главным предметом в избе - стол. Лавки- вдоль стен по всему периметру избы, заканчивающиеся «коником» у двери, функциональная деталь постройки.
Дом олицетв - окружающий мир (как и мир - целостный ансамбль). В его устройстве отраж. космологич представления чел-ка (противопост «своего» (обжитого) и «чужого» (враждебного - с нечистой силой) - оберегающая сила дома). В жилище человек - композицион центр (антропоцентризм). Изба - ансамбль (во внутренней и внешней, в вертикальной и горизонтальной структуре). Основа вертикальной структуры – троичность: крыша (внутри – потолок) символизировала небо, связывала дом с небесами (в древнем – не было потолка); из слухового окна под крышей на фронтоне лился основной поток света. Снаружи декор фронтона изобилует солярн символикой: образ коня – свет, солнце, бог Перун. Причелины вдоль фронтонов крыши с их несложным геометрическим орнаментом символ. воду, ее запасы на небесах – «хляби небесные». Солнце изображалось на резных досках, свисающих с правого и левого скатов крыши (восходящее и закатное) и под коньком (полуденное). Окно светелка оформлялось солярной символикой, его конструктивные детали – курицы – делались в виде силуэтов птиц.
Средняя часть - жилое простр-во (дом и его обитатели- с окружающая среда, с миром природы). Краснае окна, украшенные снаружи наличниками с солярной символикой и вышитыми полотенцами изнутри (лазейки внешних таинственных сил- должны быть защищены охранно-магическим декором, также связывали с окруж-м миром, были источн. света),.
С распространением крыши на стропилах появляется лобовая доска (широкая, прикрывала место стыка сруба и фронтона) - граница небесного и земного мира, покрывавшаяся глухой резьбой (зооморфные, растительные – природа, окружающий человека мир). Образы лобовой доски взаимодействовали с солярной символикой наличников и как бы привлекали в дом свет, благополучие, плодородие и богатство. В жилищах Рус. Севера чаще вертикальные ритмы - идея взаимодействия с небом. Декор домов лаконичен и сосредоточен в верхней части постройки (солярная символика).
В средней полосе и Поволжье - горизонтальные ритмы (взаимодействие с окружающим миром). Декор домов Поволжья (обилие глухой резьбы) - образцы воплощения древних мотивов народн иск-ва, стилист-х приемов корабельной резьбы и заимствований из классической каменной арх-ры.
В интерьере жилого пространства, декора почти не была (кроме Урала и Сибири – активно использовалась роспись). Декор жилища - с помощью тканей, предметов ДПИ, предметов обстановки. Образы архитек-го декора повторяются в декоре предметов - объединяет жилище в ансамбль. Основа ансамбля интерьера - горизонтальная иерархия пространства. В красном углу (божий, святой) – обитал Бог, собиралась вместе семья (торж. события), помещался стол (как престол в церкви). В противоположность красному углу была печь (древний языческий центр жилища; запечное и подпечное пространство – обиталище домового). В вертикальной структуре интерьера – особое значение пола и потолка (границы с обиталищем злых духов – подполье и чердак). Важное смысловое значение матицы – символически делившей пространство избы: пройдя под ней, человек попадал как бы из прихожей в парадное помещение. Подполье – подземный мир, полон духов.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Раздел 1.
- 1. Функции народной художественной культуры.
- 2. Сущность, структура нхк.
- 3. Понятие «Этногенез». Теория этногенеза л.Н.Гумилева.
- 4. Понятие ценности в системе нхк.
- 5. Исходные понятия теории нхк: культура, художественная культура, нхк.
- 6. Связь теории нхк с др. Науками. Понятия: этнология, антропология, этнография, этнопсихология, фольклористика.
- 7. Менталитет, нац. Хар-р, нац. Самосоз.-как явл. Народного мышления
- 8. Изучение нхк в контексте хк: акад.Школы и научные направления.
- 9. Нхк как система мифологического сознания.
- 10. Основные виды мифов и история их изучения.
- 11. Мифы и верования древних славян и их отражение в народном творчестве.
- 12. Роль реформ Петра 1 в развитии нхк.
- 13. Мифология древних славян в творчестве писателей и композиторов.
- 14. Многообразие и самобытность традиций художественных культур народов Росси.
- 15. Влияние христ культуры на народн сознание и его отражение в нхк.
- 16. Явления народного творчества в период формирования городской культуры
- 17. Становление и развитие отечественной фольклористики.
- 18. Фольклор как устное нх и как совок. Всех видов нт.
- 19. Понятия традиций в нхк.
- 20. Соотношение понятий «нхк», «нхт», «фольклор».
- Раздел 2 Основные виды и жанры нхк
- 1. Худож-образная система крестьянск жилища и домашняя утварь.
- 2. Традиц. Крестьян одежда, виды её украшения как форма нар. Иск-ва.
- 3. Народный землед календарь в системе художественной культуры.
- 4. Семейно-быт обряды и празд. Рожд и имянареч. Похорон-помин обряд
- 5. Русская свадебная обрядность. Худож своеобразие свадебных плачей.
- 6. Художественные традиции в строительстве русских городов.
- 7. Художественное своеобразие Русской народной инструмен музыки.
- 8. Худож особен народн календ празд-в и обрядов на городской площади.
- 9. Фольклорный театр и его художественные традиции
- 10. Явления площадной культуры. Синтез и самобытность.
- 11. Истоки культового зодчества. Строительство храмов.
- 12. Особенности детского обрядового фольклора и фольклора пестования
- 13. Игровой фольклор. Художественно своеобразие игрового фольклора.
- 15. Эпическая традиция народных сказителей.
- 16. Явления позднетрадиционного фольклора в нхк
- 17. Фольклор периода вов.
- 18. Народное танцевальное творчество.
- 19. Народное декоративно-прикладное творчество
- 20. Региональные традиции певческих стилей.
- Раздел 3.
- 1. Педагогика нхт в этнокультурном пространстве.
- 2. Роль этнических художественных традиций в современном образовании и воспитании.
- 3. Понятие «коллектив». Учение Макаренко а.С. О коллективе.
- 4. Функции художественной самодеятельности.
- 5. Сфера досуга в деятельности любительских коллективов.
- 6. Особенности творчества в авторских коллективах.
- 7. Воспитательные традиции народов мира.
- 8. Творчество - как основная функция художественной деятельности.
- 9. Методика подготовки и проведения праздников, фестивалей, конкурсов, выставок нхт)
- 10. Клубная художественная самодеятельность
- 11. Значение деятельности профессиональных коллективов для коллективов художественной самодеятельности.
- 12. Значение социализации в педагогике нхт и её связь с этническими особенностями.
- 13. Народное творчество в педагогических системах выдающихся новаторов педагогики.
- 14. Государственный стандарт как требования к подготовке учащихся по той или иной предметной области.
- 16. Понятие «учебный план», «программа курса», основные составляющие структуры.
- 17. Методика подготовки и проведения ,учебного занятия по народному художественному творчеству в разных возрастных группах
- 18. Формы и методы проведения учебных занятий в коллективах любительского творчества.
- 19. Понятие «Руководство» и функции руководителя коллектива.
- 20. Организация и организационная деятельность в художественно-творческом коллективе