10. Явления площадной культуры. Синтез и самобытность.
Праздничн площ – явл-е, сформировавш на стыке 2х культур – аграрной и индустриальн. Это породило пестроту зрелищн форм, ставшую специфич праздником городской площади во время народн гуляния по календ празд-м.
В рус город 19в. в году - много гуляний, приуроч к сезон празд-м, ярмаркам. В Москве, до 30 в год. Главные в праздн площ - горы, и катания на лошадях.
К древн зимним увеселен-м в городах прибавились балаганы, представл-я в них шли на протяжении всей масленицы.
Весенние городские праздники нач за нед до Пасхи, в субботу, канун вербного воскресенья. Вербный базар и гулянье в Москве: вдоль кремл стены- полотняные палатки и лари (детские игрушки, искусств цветы, лубоч картинки, старые книги, браков посуду). Греки - рахат-лукум, франц -вафли.
В Петербурге ярмарка перед Гостиным двором. Гулянье народа и бойкая торговля пучками верб, украшенными бумажными цветами и херувимами из воска, игрушками и лакомствами. Веселья не было (шел пост), массовый выход на простор улиц, шум и толкотня– как репет перед гуляньем на пасху.
Через нед - качели, карусели, представления в балаганах. Качели – 1 из самых люб развлеч рус народа, еще с древнейш времен, в 18-19в. 2 типа: 2 вкопан в землю столба, к которым привяз-сь доска; на 2-х столбах была прикреплена вращающ ось, от кот с краев по радиусам шли балки, на концах двух паралл балок была подвешена кабина, в которую помещались желающие покататься (ось-во вращение и кабинки с земли поднимались высоко над толпой). Качели притяг торговцев, лицедеев, дрессировщ, увеселителей и забавников.
Широкий размах гулянья в семик и троицу, за городом, «на природе». В Казани троицу отмечали «в Публичной роще, где выстраивались качели, коньки (вид карусели), балаганы и куда стекались торговцы сластями, фруктами, мороженым и т.д.». Гуляньями сопровождались все ярмарки, чем богаче ярмарка, тем более широкого размаха гулянье. Балаганы, театры, карусели, раешные панорамы, медведчики с учеными медведями, кукольные комедии, цирки и прочие увеселения, действовали с первого до последнего дня ярмарок, длившихся месяц и больше. Карусели украшались, а позже иллюминировались. Они имели специальную площадку для выступления зазывал. Особо популярны были «самокаты» - двухэтажные крытые карусели с наружной и внутренней галереями, в них соединение действа-катания с театрализованным зрелищем достигло наибольшей полноты. Карусельное катание сопровождалось выступлениями на галереях актеров самого разного плана. В Нижнем Новгороде популярность самокатной карусели стала настолько велика, что площадь для ярмарочных увеселений называли Самокатной.
Балаганы, карусели, качели, горы составляли основу гуляний. Вниманием публики пользовалась также и разнообразная реклама:
- устная – громкие зазывы торговцев и ремесленников, в будни и в праздники 18-19 вв. в 2-х разновидностях: в форме выкриков («Картофель, картофель, картофель!». «Владимирская, крупная, отборная, самая холодная клюква!») и в форме прибауток, развернутых приговоров, отличавшихся большим размером, сложным строением, существовавших в форме раешного стиха, с различными художественными приемами (Оладьи, оладушки, Для деда и бабушки. Для малых ребяток На гривну десяток. Вот оладьи…);
- живописная – всевозможные вывески и афиши. Подготовка населения к предстоящему празднику начиналась задолго до ярмарки, главную роль - широковещательные афиши, расклеивавшиеся, развешивавшиеся по всему городу. Сообщалось о приезде талантливых артистов, об ангажировании известных гимнастов, турнистов, клоунов, комиков, шутов, жонглеров, виртуозов, геркулесов, рассказчиков, куплетистов, гармонистов, балалаечников, танцовщиц, мимиков и др., обещались удивительные представления. Во время праздника программки раздавались в толпе специально нанятыми людьми, самими актерами или разбрасывались с балконов. Вывески и афиши близки лубку как по цвету и композиции, так и по способу подачи материала, по отношению к изображаемому, по ориентации на посетителя из народа с его фольклорным восприятием зрелищных форм ярмарки, гулянья. Цвет, рисунок и подпись – три компонента, с помощью которых зримая реклама выполняла на ярмарочной площади свою основную обязанность – раскрыть содержание объекта и заинтересовать потребителя. Разрисовка балаганов продолжала то, что было достигнуто лубком 17-18 вв. Лубочные картинки отличались монументальностью рисунка, декоративностью, пренебрежением к деталям и минимальным включением текста. Все это перешло в настенную роспись ярмарочных строений и вывесок, для которых характерно отсутствие печатного текста, четкая прорисовка контура главной фигуры, уравновешенная композиция, яркие и сочные краски. Афиши, программки, объявления с их многофигурностью, сложной композицией, обильным вкраплением текста продолжали традицию камерного лубка 19 в., предназначавшегося для внимательного рассмотрения дома;
- театрализованная – выступления балаганных, качельных, карусельных «дедов», а также разыгрывавшиеся на балконах балаганов, на специальных подмостках качелей и цирков пантомимы, комические диалоги и целые сценки. Театрализованная реклама (в отличии от устной и живописной) существовала только на ярмарке, на гулянье.
Гулянье на праздничной площади представляло хаос не только со стороны содержания, исполнения, но и со стороны звукового и внешнего оформления. Разноцветные яркие наряды гуляющих, броские костюма артистов, кричащие вывески балаганов, качелей, лавок, трактиров, переливающиеся всеми цветами радуги изделиями кустарных промыслов.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Раздел 1.
- 1. Функции народной художественной культуры.
- 2. Сущность, структура нхк.
- 3. Понятие «Этногенез». Теория этногенеза л.Н.Гумилева.
- 4. Понятие ценности в системе нхк.
- 5. Исходные понятия теории нхк: культура, художественная культура, нхк.
- 6. Связь теории нхк с др. Науками. Понятия: этнология, антропология, этнография, этнопсихология, фольклористика.
- 7. Менталитет, нац. Хар-р, нац. Самосоз.-как явл. Народного мышления
- 8. Изучение нхк в контексте хк: акад.Школы и научные направления.
- 9. Нхк как система мифологического сознания.
- 10. Основные виды мифов и история их изучения.
- 11. Мифы и верования древних славян и их отражение в народном творчестве.
- 12. Роль реформ Петра 1 в развитии нхк.
- 13. Мифология древних славян в творчестве писателей и композиторов.
- 14. Многообразие и самобытность традиций художественных культур народов Росси.
- 15. Влияние христ культуры на народн сознание и его отражение в нхк.
- 16. Явления народного творчества в период формирования городской культуры
- 17. Становление и развитие отечественной фольклористики.
- 18. Фольклор как устное нх и как совок. Всех видов нт.
- 19. Понятия традиций в нхк.
- 20. Соотношение понятий «нхк», «нхт», «фольклор».
- Раздел 2 Основные виды и жанры нхк
- 1. Худож-образная система крестьянск жилища и домашняя утварь.
- 2. Традиц. Крестьян одежда, виды её украшения как форма нар. Иск-ва.
- 3. Народный землед календарь в системе художественной культуры.
- 4. Семейно-быт обряды и празд. Рожд и имянареч. Похорон-помин обряд
- 5. Русская свадебная обрядность. Худож своеобразие свадебных плачей.
- 6. Художественные традиции в строительстве русских городов.
- 7. Художественное своеобразие Русской народной инструмен музыки.
- 8. Худож особен народн календ празд-в и обрядов на городской площади.
- 9. Фольклорный театр и его художественные традиции
- 10. Явления площадной культуры. Синтез и самобытность.
- 11. Истоки культового зодчества. Строительство храмов.
- 12. Особенности детского обрядового фольклора и фольклора пестования
- 13. Игровой фольклор. Художественно своеобразие игрового фольклора.
- 15. Эпическая традиция народных сказителей.
- 16. Явления позднетрадиционного фольклора в нхк
- 17. Фольклор периода вов.
- 18. Народное танцевальное творчество.
- 19. Народное декоративно-прикладное творчество
- 20. Региональные традиции певческих стилей.
- Раздел 3.
- 1. Педагогика нхт в этнокультурном пространстве.
- 2. Роль этнических художественных традиций в современном образовании и воспитании.
- 3. Понятие «коллектив». Учение Макаренко а.С. О коллективе.
- 4. Функции художественной самодеятельности.
- 5. Сфера досуга в деятельности любительских коллективов.
- 6. Особенности творчества в авторских коллективах.
- 7. Воспитательные традиции народов мира.
- 8. Творчество - как основная функция художественной деятельности.
- 9. Методика подготовки и проведения праздников, фестивалей, конкурсов, выставок нхт)
- 10. Клубная художественная самодеятельность
- 11. Значение деятельности профессиональных коллективов для коллективов художественной самодеятельности.
- 12. Значение социализации в педагогике нхт и её связь с этническими особенностями.
- 13. Народное творчество в педагогических системах выдающихся новаторов педагогики.
- 14. Государственный стандарт как требования к подготовке учащихся по той или иной предметной области.
- 16. Понятие «учебный план», «программа курса», основные составляющие структуры.
- 17. Методика подготовки и проведения ,учебного занятия по народному художественному творчеству в разных возрастных группах
- 18. Формы и методы проведения учебных занятий в коллективах любительского творчества.
- 19. Понятие «Руководство» и функции руководителя коллектива.
- 20. Организация и организационная деятельность в художественно-творческом коллективе