17. Фольклор периода вов.
В годы ВОВ процессы создания и бытования устного народного творчества протекали особенно быстро. Фольклор ВОВ составляют произведения различных жанров: песенные, прозаические, афористические, создававшиеся самими участниками событий и боев, тружениками фабрик и заводов, партизанами, жителями временно оккупированных районов, узниками концлагерей. В них нашли художественное отражение жизнь и борьба народов страны, героизм защитников отечества, вера в победу, горечь отступления, радость победы, преданность Родине и предательство, верность в любви и любовные измены.
Фронтовой фольклор – произведения народного поэтического творчества, созданные на фронтах ВОВ воинами всех национальностей СССР (бытовал преимущественно на русском языке). Был распространен во всех родах войск: среди летчиков, моряков, танкистов, связистов, пехотинцев, саперов. Основные жанры: - песни, частушки, предания, устные рассказы, анекдоты, пословицы, поговорки, загадки. Особенно распространено было песенное творчество фронтовиков (марши, баллады, песни юмористические, лирические песни-письма и песни-ответы, сатирические песни-пародии). (песня «Крутится, вертится шар голубой» имела много переделок: «Крутится, вертится Гитлер чумной – влип он в историю с этой войной»). (и другие популярные песни: «Катюша», «Синий платочек», «В землянке», «Темная ночь»).
Фронтовые песни распространялись не только устно, но и в письменной форме (вкладывались в письма, заносились в записные книжки, девичьи альбомы, помещались в боевых листках, печатались в дивизионных и армейских газетах). Сложены песни об обороне Одессы, Москвы, Севастополя, Ленинграда, Сталинграда. Главная тема – защита Родины, русской земли. Десятки тысяч произведений возникали по горячим следам, устный репертуар изменялся вслед за изменяющейся обстановкой («Раскинулось море широко» в 1942 г. изменилась «Раскинулось море широко у крымских родных берегов» - песня защитников Севастополя, «Если, товарищ, нам здесь умирать, умрем же в бою как герои, ни шагу назад нельзя отступать, пусть нас в эту землю зароют» - так пели до конца мая, а в начале июня: «Так значит, товарищ, нам здесь умирать, умрем же в бою как герои», после усиленной бомбардировки немцами: «Прощай, Севастополь, наш город-боец, прощайте орлята-ребята, патронам в обойме приходит конец, одна лишь осталась граната», и добавлялось «»Пускай мы погибнем в неравном бою, но братья победы добьются, взойдут они снова на землю свою, с врагами сполна разочтутся», а когда фашисты захватили: «Мы долгие месяцы дрались в кольце, за свой Севастополь сражались, дома эти, улицы, камни его недешево гадам достались», а в августе 1942 года: «Так яркое солнце нельзя потушить, Так шторм успокоить нет силы, не будут враги в Севастополе жить, он станет им только могилой» (9 мая 1944 г. Севастополь освободили) – Б.П. Кирдан.
Сказки и многочисленные анекдоты исполнялись в госпиталях и на фронте – во время кратковременного отдыха бойцов. Популярны сказки о солдатах и о военной службе. Герои фронтовых сказок, поступали на военную службу, быстро продвигались по служебной лестнице и дослуживались до генералов. Военный быт врывался в традиционную волшебную сказку, особенно богатырскую, описывающую битвы и сражения (Сказки о Еруслане Лазаревиче и Бове Королевиче: «Царь Вахрамей говорит Еруслану: «Отдаю тебе половину царства». А Еруслан ему рапортует: «Мне не нужно полцарства, а я хочу жениться на твоей дочери!...»; встреча Еруслана с богатырской ратью: «… Наехал на силу богатырскую побитую. Ну, не так много побито, как под Сталинградом, но все же порядочно…»; обращаясь к своим богатырям, действует совсем не в рамках воинского устава: «…Он скомандовал: По коням! – и поехал в чистое поле, в широкое раздолье, в зеленые луга разгуляться».)- Л.Н. Пушкарев – фольклорист-фронтовик.
Партизанский фольклор и фольклор населения временно оккупированных врагом территорий – в жанровом отношении имел сходство с фронтовым, но отличался тематическим своеобразием. Партизанский фольклор отражал боевые подвиги партизан, подневольную жизнь населения, бесчинства захватчиков. Партизаны с песней шли в бой, возвращались с боевого задания, с песней вступали в освобожденные села. Рассказывали сказки, анекдоты, всевозможные истории, легенды, пели частушки. Многие из них осуждали старост, полицаев (Для продажной псины – кол из осины; Партизана - к обеду, а предателя - к ответу).
Особый фольклор – фольклор полонянок, произведения, созданные девушками в фашисткой неволе. В них острая тоска по родине (Жалко до слез родных берез). В песнях девушки жаловались на подневольную жизнь.
Фольклор тыла – произведения народного поэтического творчества, созданные и бытовавшие среди рабочих, колхозников и других тружеников тыла (песни, причитания, частушки, легенды, предания, сказки). Он отразил патриотическое чувство народа. Лирические произведения запечатлели проникновенные образы девушек и женщин, стойко выдерживающих трудности военного времени. Их любовь к родному фронтовику сливалась с любовью к Родине (частушка: Соловейка за рекою Громко песни распевал. Как пришел фашист поганый, Соловейка замолчал).
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Раздел 1.
- 1. Функции народной художественной культуры.
- 2. Сущность, структура нхк.
- 3. Понятие «Этногенез». Теория этногенеза л.Н.Гумилева.
- 4. Понятие ценности в системе нхк.
- 5. Исходные понятия теории нхк: культура, художественная культура, нхк.
- 6. Связь теории нхк с др. Науками. Понятия: этнология, антропология, этнография, этнопсихология, фольклористика.
- 7. Менталитет, нац. Хар-р, нац. Самосоз.-как явл. Народного мышления
- 8. Изучение нхк в контексте хк: акад.Школы и научные направления.
- 9. Нхк как система мифологического сознания.
- 10. Основные виды мифов и история их изучения.
- 11. Мифы и верования древних славян и их отражение в народном творчестве.
- 12. Роль реформ Петра 1 в развитии нхк.
- 13. Мифология древних славян в творчестве писателей и композиторов.
- 14. Многообразие и самобытность традиций художественных культур народов Росси.
- 15. Влияние христ культуры на народн сознание и его отражение в нхк.
- 16. Явления народного творчества в период формирования городской культуры
- 17. Становление и развитие отечественной фольклористики.
- 18. Фольклор как устное нх и как совок. Всех видов нт.
- 19. Понятия традиций в нхк.
- 20. Соотношение понятий «нхк», «нхт», «фольклор».
- Раздел 2 Основные виды и жанры нхк
- 1. Худож-образная система крестьянск жилища и домашняя утварь.
- 2. Традиц. Крестьян одежда, виды её украшения как форма нар. Иск-ва.
- 3. Народный землед календарь в системе художественной культуры.
- 4. Семейно-быт обряды и празд. Рожд и имянареч. Похорон-помин обряд
- 5. Русская свадебная обрядность. Худож своеобразие свадебных плачей.
- 6. Художественные традиции в строительстве русских городов.
- 7. Художественное своеобразие Русской народной инструмен музыки.
- 8. Худож особен народн календ празд-в и обрядов на городской площади.
- 9. Фольклорный театр и его художественные традиции
- 10. Явления площадной культуры. Синтез и самобытность.
- 11. Истоки культового зодчества. Строительство храмов.
- 12. Особенности детского обрядового фольклора и фольклора пестования
- 13. Игровой фольклор. Художественно своеобразие игрового фольклора.
- 15. Эпическая традиция народных сказителей.
- 16. Явления позднетрадиционного фольклора в нхк
- 17. Фольклор периода вов.
- 18. Народное танцевальное творчество.
- 19. Народное декоративно-прикладное творчество
- 20. Региональные традиции певческих стилей.
- Раздел 3.
- 1. Педагогика нхт в этнокультурном пространстве.
- 2. Роль этнических художественных традиций в современном образовании и воспитании.
- 3. Понятие «коллектив». Учение Макаренко а.С. О коллективе.
- 4. Функции художественной самодеятельности.
- 5. Сфера досуга в деятельности любительских коллективов.
- 6. Особенности творчества в авторских коллективах.
- 7. Воспитательные традиции народов мира.
- 8. Творчество - как основная функция художественной деятельности.
- 9. Методика подготовки и проведения праздников, фестивалей, конкурсов, выставок нхт)
- 10. Клубная художественная самодеятельность
- 11. Значение деятельности профессиональных коллективов для коллективов художественной самодеятельности.
- 12. Значение социализации в педагогике нхт и её связь с этническими особенностями.
- 13. Народное творчество в педагогических системах выдающихся новаторов педагогики.
- 14. Государственный стандарт как требования к подготовке учащихся по той или иной предметной области.
- 16. Понятие «учебный план», «программа курса», основные составляющие структуры.
- 17. Методика подготовки и проведения ,учебного занятия по народному художественному творчеству в разных возрастных группах
- 18. Формы и методы проведения учебных занятий в коллективах любительского творчества.
- 19. Понятие «Руководство» и функции руководителя коллектива.
- 20. Организация и организационная деятельность в художественно-творческом коллективе