3. Народный землед календарь в системе художественной культуры.
Календарь (лат.1 день месяца).
Основное занятие славян – земледелие - культура, масса праздн-в и обрядов носила земледельч-й характер. Зимний и летний солнцеворот, весеннее и осеннее равнод-вие. 3 календаря: гражданск, церковн, народн (аграрн).
Встреча Нов года в марте, с 14в. церк перенести на 1сент. (в1492). В 1699г. ПетрI - Юлианск календ. (с 1янв). В 1918г Рос. перешла на Григориан календ.
Но народное времяисчисле опирается на смену времен года - основа период зимнего солнцеворота. Праздники аграрного года насыщ приметами и пословицами, запретами и наставлениями, играми и плясками, обрядами и обрядовым фольклором, развлечением и обильной едой и др.
С принят Христ-ва смеш 2 картины мира – языч-я и христ-я (почит-е святых, закреплен определ день в году, вплелись в канву народнх знаний земледел-в).
Русская церковь века боролась с язычеством. Ни гонения, ни угрозы не помогли, язычество растворилось в религии, образуя новое – народный землед-й календарь. От христ-ва – приуроченье к святым, от язычества – распределение между святыми забот о погоде, здоровье и сельском хозяйстве.
Зимние: Рождество – совпадало с зимн солнцев - увеличение светового дня (25дек). Святки отмечались с 25дек/7ян по 6янв/19 янв. У Др. Славян - праздники, связан с культом прир, ее возрожд. 31дек/13янв-«индрец» Васильев Вечер (щедр вечер) дети, молод ходили по домам, пели колядки, мотивы их связаны с весен-летн крестьянск работами (магия 1го дня – все, происх распростр на год).
Крещение – накануне - крещенский сочельн. На Руси Крещение связано с верой в живородящую силу воды. В народе устраивали смотрины невест. В этот день если в воду падает снег, то год будет плодородным.
Масленица – прощ с зимой и встреча весны- черты аграрного и семейно-родового культа. Усл-символич действ (связь с ожид будущ урожая и припл скота) обращ к солнцу «идущему на лето», атриб - помочь солнцу справиться с зимой. Солярные знаки (катящ горящ колесо, блин, катание на лошадях по кругу). Блины –символ солнца, и древняя обрядов. поминальн пища вост славян (обычай оставлять 1й блин за окошком- расклевывали птицы, или отдавать нищему для поминания усопших - от культа предков).
В суб отмеч «малую маслу». Дети кат с горы - кто дальше, у того родится самый длинный лен. Воскр-е - наносить визиты родным, приглаш их на масл.
Пон– «встреча» - дети делали горки и пригов: Позвал семик масл-цу, прилетай
Вт–«заигрыш» - молод приглаша друг к другу в гости, на горах покататься.
Ср–«лакомка» - тещи приглашали своих зятей на блины.
Чт–«Шиширок чт» - гулянье широк, игрища, кулачн бои 1на1, стен на стенк.
Пт–«тещины вечерки» - зятья угощали тещ блинами.
Сб–«золовк посиделк» -невестк пригл родн к себе или подр. Дети-в городки.
Вск–«проводы», «целовник», «прощ воскр». За 50 дн до Пасхи. Покаяться, попрос прощ-я у живых и усопших. Сжигали чучело Масл-цы стоявшее всю неделю. Огонь очищ и оберегал, призывал растопить снега и приблиз весну.
ВЕСЕН 22мар–Сороки. Празд 40 великом. Прилет жавор и кулик. Сорока - вить гнездо. Хоз-ки пекли из теста птиц. Дети пели заклики. Песни, хоровод.
7 апр – Благовещенье. Грех заниматься делом. Гавриил принес Бл весть Марии о грядущем рождении Иисуса.
Пасха – 1 воскр 1 полнол от дня весен равнод-я – издревле великий праздник скотоводч и землед племен. В канун убир избу, пекли куличи, красили яйца.
Радуница – почитание предков. Вт после пасх недели (радеть, заботиться).
Красная горка –начиналась с Фомина воск. Встречали весну, играли свадьбы. Солнце - ярче, окрашивая оттаявшие пригорки в красный цвет. После обеда на кладбище, поминали усопш, украш могилы. С восхода солнца молодые на холм, держа круглый хлеб в одной руке, а красн яйцо в друг, хороводы.
Семик–чт (7нед.от Пасхи) – зелен святки. Егоров день (23 апр/6мая). Скотину, гладили по хребту краш яйцом, которым одар пастуха, выгоняли веткой вербы. Катали яйца с красн горы. Др.славяне почит прир, украш дом ветками- конец весны–нач лета. Культ зелени. Завив березки, плели венки, в реку.
Троица – 50ца – воскр. после семика, день накануне поминания усопших, Вождение хороводов у «субботних костров». Символ – русская береза. Праздничное шествие, хороводы, шуточное обливание, катание на лодках.
ЛЕТНИЕ Иван Купала – посвящен солнцу (культ огня и воды). Купальная ночь самая короткая – нельзя спать. Сбор трав, цветов папоротника.
Ильин День – 20июл/2авг. В честь Ильи-пророка. Оконч сенокоса, нач жатвы. Символ – колос. Перунов день у язычников.
Спас – 1/14 авг. – Медовый спас (спас на воде); 6/19ав – Яблочный спас (спас на горе); 16/24ав – ореховый спас (спас на полотне).
ОСЕННИЕ
Семенов день – 1/14 сент. Встреча осени, Осенины. Утром женщины выход на берег реки или пруда, встречали матуш Осенину с хлебом в руках.
Капустки- сбор капусты собирались в доме, солили капусту, пекли пироги.
Зажинки – нач жатвы. 1й сноп именинный. Ставили в красн угол до дожинок.
Жожинки – оконч жатвы. После – пекли общий пирог из свежей муки. Собир с полей оставшиеся несрез колосья, свивали венок, одевали девицы, шли по деревне с песнями, впереди - мальчик с последн снопом украш лента в руках. Стави под образа (до Покрова, вынос во двор и с заклинан скармл животным).
Покров – 1/14 окт. Явление Богородицы в сер10в. Первое зазимье. Откуда ветер – оттуда зима. Крестьяне начинали конопатить избу, затыкать щели до Покрова, а то не будет тепла. «Покровитель свадеб».
Стужень–1; Лютень–2; Березень–3; Перезозон–4; Правень–5; Червень–6; Липень–7; Серпень–8; Вересень–9; Желтень–10 Листопад-11 Прудень-12.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Раздел 1.
- 1. Функции народной художественной культуры.
- 2. Сущность, структура нхк.
- 3. Понятие «Этногенез». Теория этногенеза л.Н.Гумилева.
- 4. Понятие ценности в системе нхк.
- 5. Исходные понятия теории нхк: культура, художественная культура, нхк.
- 6. Связь теории нхк с др. Науками. Понятия: этнология, антропология, этнография, этнопсихология, фольклористика.
- 7. Менталитет, нац. Хар-р, нац. Самосоз.-как явл. Народного мышления
- 8. Изучение нхк в контексте хк: акад.Школы и научные направления.
- 9. Нхк как система мифологического сознания.
- 10. Основные виды мифов и история их изучения.
- 11. Мифы и верования древних славян и их отражение в народном творчестве.
- 12. Роль реформ Петра 1 в развитии нхк.
- 13. Мифология древних славян в творчестве писателей и композиторов.
- 14. Многообразие и самобытность традиций художественных культур народов Росси.
- 15. Влияние христ культуры на народн сознание и его отражение в нхк.
- 16. Явления народного творчества в период формирования городской культуры
- 17. Становление и развитие отечественной фольклористики.
- 18. Фольклор как устное нх и как совок. Всех видов нт.
- 19. Понятия традиций в нхк.
- 20. Соотношение понятий «нхк», «нхт», «фольклор».
- Раздел 2 Основные виды и жанры нхк
- 1. Худож-образная система крестьянск жилища и домашняя утварь.
- 2. Традиц. Крестьян одежда, виды её украшения как форма нар. Иск-ва.
- 3. Народный землед календарь в системе художественной культуры.
- 4. Семейно-быт обряды и празд. Рожд и имянареч. Похорон-помин обряд
- 5. Русская свадебная обрядность. Худож своеобразие свадебных плачей.
- 6. Художественные традиции в строительстве русских городов.
- 7. Художественное своеобразие Русской народной инструмен музыки.
- 8. Худож особен народн календ празд-в и обрядов на городской площади.
- 9. Фольклорный театр и его художественные традиции
- 10. Явления площадной культуры. Синтез и самобытность.
- 11. Истоки культового зодчества. Строительство храмов.
- 12. Особенности детского обрядового фольклора и фольклора пестования
- 13. Игровой фольклор. Художественно своеобразие игрового фольклора.
- 15. Эпическая традиция народных сказителей.
- 16. Явления позднетрадиционного фольклора в нхк
- 17. Фольклор периода вов.
- 18. Народное танцевальное творчество.
- 19. Народное декоративно-прикладное творчество
- 20. Региональные традиции певческих стилей.
- Раздел 3.
- 1. Педагогика нхт в этнокультурном пространстве.
- 2. Роль этнических художественных традиций в современном образовании и воспитании.
- 3. Понятие «коллектив». Учение Макаренко а.С. О коллективе.
- 4. Функции художественной самодеятельности.
- 5. Сфера досуга в деятельности любительских коллективов.
- 6. Особенности творчества в авторских коллективах.
- 7. Воспитательные традиции народов мира.
- 8. Творчество - как основная функция художественной деятельности.
- 9. Методика подготовки и проведения праздников, фестивалей, конкурсов, выставок нхт)
- 10. Клубная художественная самодеятельность
- 11. Значение деятельности профессиональных коллективов для коллективов художественной самодеятельности.
- 12. Значение социализации в педагогике нхт и её связь с этническими особенностями.
- 13. Народное творчество в педагогических системах выдающихся новаторов педагогики.
- 14. Государственный стандарт как требования к подготовке учащихся по той или иной предметной области.
- 16. Понятие «учебный план», «программа курса», основные составляющие структуры.
- 17. Методика подготовки и проведения ,учебного занятия по народному художественному творчеству в разных возрастных группах
- 18. Формы и методы проведения учебных занятий в коллективах любительского творчества.
- 19. Понятие «Руководство» и функции руководителя коллектива.
- 20. Организация и организационная деятельность в художественно-творческом коллективе