16. Понятие «учебный план», «программа курса», основные составляющие структуры.
Учебный план – документ, определяющий состав учебных дисциплин, изучаемых в данном учебном заведении, их распределение по годам в течение всего срока обучения. Он включает 3 части: график учебного процесса (периоды теоретических занятий, учебной и производственной практики, экзаменационных сессий, дипломной работы, каникул и их чередования в течение всего срока обучения); сводные данные по бюджету времени (общая продолжительность каждого периода учебного процесса по годам и за весь срок обучения); план учебного процесса (перечень обязательных, альтернативных и факультативных дисциплин с указанием объема каждой из них в академически часах по неделям, семестрам, учебным годам, сроки сдачи экзаменов, зачетов и курсовых работ и количество часов, отводимых на лекции, семинары, лабораторные работы и упражнения по каждому предмету).
Учебные планы в нашей стране, как правило, едины для учебных заведений одного типа. Преемственность учебных планов общеобразовательных, средних специальных и высших школ гарантирует единый объем знаний и равные возможности выпускникам продолжать образование в школе следующей ступени. В учебном плане предусматривается необходимое соотношение гуманитарных и естественнонаучных дисциплин, соединение теоретического обучения с практикой. Последовательность изучения предметов, предусматриваемая учебная программа направлена на установление между ними объективно существующих связей и зависимостей. Количество времени, выделяемого на изучение отдельных предметов, определяется их значением в системе образования данного уровня, воспитательно-образовательными задачами, объемом курса, соотношением в нем теоретического материала и практических работ; учитываются также объем и характер необходимых умений и навыков. Содержание образования, определяемое учебным планом, конкретизируется в учебных программах, учебниках, учебных пособиях.
Учебный план может считаться самостоятельным документом. Его нужно располагать после пояснительной записки. В учебном плане отражается объем материала и количество занятий. Объем часов для начинающих (1 год изучения) -140 часов, а старшие классы – 216 часов в год. Учебный план может сопровождаться календарным (тема = количество часов в месяце). Очень часто в календарно-тематическом плане указывается конкретная дата.
Учебная программа – документ, определяющий содержание и объем знаний, умений и навыков, подлежащих обязательному усвоению по каждой учебной дисциплине, объяснительной запиской, в которой раскрываются задачи обучения данному предмету, последовательность изучения материала, особенности методов и организационных форм обучения, связь с преподаванием других предметов. Основные принципы построения учебной программы: соответствие содержания современным достижениям науки, техники и культуры, социальным целям воспитания учащихся и развитию их творческих способностей; преемственность между изучаемым и ранее изученным материалами; взаимосвязь между учебными предметами, отражающая естественные связи между соответствующими явлениями объективного мира. Содержание образования, определяемое учебной программой, конкретизируется в учебниках, учебных пособиях и методических указаниях.
Программа – документ, отражающий деятельность педагога, учителя, объединения или целого региона.
В программах содержится:
- базовый объем информации;
- перечень основных знаний, умений на всех этапах;
- форма контроля, учебно-воспитательный процесс в целом (анализ исходного состояния объекта; образ желаемого, будущее состояние; структура действия – от исходного – к желаемому).
Программа должна обладать 7-ю основными качествами:
Актуальность (ориентация на решение значимых проблем);
Прогнозтичность (способность соответствовать изменяющимся требованиям или условиям ее реализации);
Рациональность (возможность получить максимально полезный результат при достижении поставленной цели);
Реалистичность (согласованность и полнота действий);
Целостность (согласованность и полнота действий);
Контролируемость (действенный способ проверки полученных результатов);
Чувствительность к сбоям (возможность оперативно обнаруживать отклонения и корректировать их);
Три основных типа программ учебно-воспитательного процесса:
Общая программа (общая характеристика предполагаемого результата). Адресована всем участникам образовательного процесса, рассматривает личность в целом. Реализуется в период всего образовательного процесса. Целевое назначение.
Частная программа. Вырабатывается на основе общей, охватывает не все направления воспитания и образования. Реализуется на одном этапе учебно-воспитательного процесса. Строится по принципу расшифровки и детализации общей программы. В части программы рассматриваются качества личности на уроке привычных поступков, а также умений и навыков, усваивании понятий и идей, объема знаний. Этот документ, отражающий деятельность педагога, объединения, учреждения. Также – это вид творческой разработки по какому-либо виду деятельности педагога и детей. Данная программа дает четкие представления о целях, задачах и путях достижения. Два вида: собственно дополнительного образования, театральной студии, музыкального кружка; программа типа хобби (вид деятельности не связан с базовым учреждением).
Индивидуальная программа воспитательной работы. Создается на основе общей и частной программ индивидуально отдельным педагогом по конкретному его замыслу. Реализуется в практической работе с отдельными воспитанниками в короткий срок (индивидуальные, творческие, авторские). Индивидуальная – должна содержать новообразования. Авторская – разработана и апробирована одним или группой педагогов. Эти обе программы могут быть творческими, т.к. каждый педагог реализует ее в своих условиях.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Раздел 1.
- 1. Функции народной художественной культуры.
- 2. Сущность, структура нхк.
- 3. Понятие «Этногенез». Теория этногенеза л.Н.Гумилева.
- 4. Понятие ценности в системе нхк.
- 5. Исходные понятия теории нхк: культура, художественная культура, нхк.
- 6. Связь теории нхк с др. Науками. Понятия: этнология, антропология, этнография, этнопсихология, фольклористика.
- 7. Менталитет, нац. Хар-р, нац. Самосоз.-как явл. Народного мышления
- 8. Изучение нхк в контексте хк: акад.Школы и научные направления.
- 9. Нхк как система мифологического сознания.
- 10. Основные виды мифов и история их изучения.
- 11. Мифы и верования древних славян и их отражение в народном творчестве.
- 12. Роль реформ Петра 1 в развитии нхк.
- 13. Мифология древних славян в творчестве писателей и композиторов.
- 14. Многообразие и самобытность традиций художественных культур народов Росси.
- 15. Влияние христ культуры на народн сознание и его отражение в нхк.
- 16. Явления народного творчества в период формирования городской культуры
- 17. Становление и развитие отечественной фольклористики.
- 18. Фольклор как устное нх и как совок. Всех видов нт.
- 19. Понятия традиций в нхк.
- 20. Соотношение понятий «нхк», «нхт», «фольклор».
- Раздел 2 Основные виды и жанры нхк
- 1. Худож-образная система крестьянск жилища и домашняя утварь.
- 2. Традиц. Крестьян одежда, виды её украшения как форма нар. Иск-ва.
- 3. Народный землед календарь в системе художественной культуры.
- 4. Семейно-быт обряды и празд. Рожд и имянареч. Похорон-помин обряд
- 5. Русская свадебная обрядность. Худож своеобразие свадебных плачей.
- 6. Художественные традиции в строительстве русских городов.
- 7. Художественное своеобразие Русской народной инструмен музыки.
- 8. Худож особен народн календ празд-в и обрядов на городской площади.
- 9. Фольклорный театр и его художественные традиции
- 10. Явления площадной культуры. Синтез и самобытность.
- 11. Истоки культового зодчества. Строительство храмов.
- 12. Особенности детского обрядового фольклора и фольклора пестования
- 13. Игровой фольклор. Художественно своеобразие игрового фольклора.
- 15. Эпическая традиция народных сказителей.
- 16. Явления позднетрадиционного фольклора в нхк
- 17. Фольклор периода вов.
- 18. Народное танцевальное творчество.
- 19. Народное декоративно-прикладное творчество
- 20. Региональные традиции певческих стилей.
- Раздел 3.
- 1. Педагогика нхт в этнокультурном пространстве.
- 2. Роль этнических художественных традиций в современном образовании и воспитании.
- 3. Понятие «коллектив». Учение Макаренко а.С. О коллективе.
- 4. Функции художественной самодеятельности.
- 5. Сфера досуга в деятельности любительских коллективов.
- 6. Особенности творчества в авторских коллективах.
- 7. Воспитательные традиции народов мира.
- 8. Творчество - как основная функция художественной деятельности.
- 9. Методика подготовки и проведения праздников, фестивалей, конкурсов, выставок нхт)
- 10. Клубная художественная самодеятельность
- 11. Значение деятельности профессиональных коллективов для коллективов художественной самодеятельности.
- 12. Значение социализации в педагогике нхт и её связь с этническими особенностями.
- 13. Народное творчество в педагогических системах выдающихся новаторов педагогики.
- 14. Государственный стандарт как требования к подготовке учащихся по той или иной предметной области.
- 16. Понятие «учебный план», «программа курса», основные составляющие структуры.
- 17. Методика подготовки и проведения ,учебного занятия по народному художественному творчеству в разных возрастных группах
- 18. Формы и методы проведения учебных занятий в коллективах любительского творчества.
- 19. Понятие «Руководство» и функции руководителя коллектива.
- 20. Организация и организационная деятельность в художественно-творческом коллективе