9. Фольклорный театр и его художественные традиции
Фольклорн. театр многообразен: представления скоморохов, кукольный театр Петрушки, балаганы, раек, вертеп, народная драма.
Истоки его в глубокой древности (древнеславянские праздники и обряды с ряженьем, пением, игрой на музыкальных инструментах, плясками).
Первые актеры на Руси скоморохи – «потешники», развлекали народ своими шутками и веселыми сатирическими сценками.
Скоморохи: оседлые и прохожие (бродячие), были и скоморохи одиночки, скоморохи-кукольники, скоморохи с медведем. Бродячие ском. разносили по стране народное искусство, распевали озорные песни, разыгрывали «небывальщины» (сюжет: мужик и барин, мужик и церковнослужитель, хитрый старик, который притворяется глухим, но все слышит), исполняли «скоморощины» (иногда былины). На ярмарках показывали «Медвежью комедию» (с настоящим медведем) из 3-х частей: пляски медведя с козой (изображал мальчик, держа в руках на палке козлиную голову с рогами); пляска медведя с поводырем; борьба медведя со скоморохом.
Скоморохи выражали мысли и чувства народа, осмеивали бояр и попов, прославляли силу и удаль богатырей. В 1648г. царским указом запретили скоморошество, но не искоренили.
Появление кукольного театра также связано со скоморошьими играми. Скоморохи-кукловоды устраивали кукольные спектакли с главным персон. – озорным и веселым Петрушкой, который часто заполнял паузы между различными театрализ. действами. Любимый герой, удалой смельчак и задира, сохранявший чувство юмора и оптимизма в любой ситуации, выразитель социального протеста. Постоянно действовали 2 героя – Петрушка и городовой; Петрушка и лекарь и т.д. Сюжеты самые обычные, жизненные: Петрушка женится; покупает лошадь у цыгана; спорит с городовым и т.п., но он неизменный участник конфликтной ситуации, которую зачастую сам же и провоцирует. Герой с острым языком и дубинкой всегда чинит суд и расправу над враждебными силами (поп, который обманывал народ; лекарь, который плохо лечил; татарин – память о татарском нашествии; полицейский; обманщик и т.д.). В конце предст-я – появляется черт, либо смерть.
Комедия о Петрушке – памятник устной народной драмы (она не имела постоянного текста и бытовала во многих вариантах).
Был распространен и вертеп (особенно в южных обл.) – переносной деревянный ящик, в котором могли передвигаться изготовленные из дерева и других материалов куклы. «Зеркало сцены», открытое публике, было разделено на 2 этажа: сверху на крышке – миниатюрная колокольня; на ней за стеклом горела свеча (волшебный характер действию). Куклу прикрепляли к стержню, нижнюю часть которого держал кукловод, скрытый ящиком, на верхнем этаже вертепа разыгрывались библейские сюжеты (Рождества Иисуса Христа, произошедшего в пещере – в переводе «вертеп»; «Царь Ирод» - предание об истреблении Иродом младенцев и о каре, настигшей его за злодеяние), на нижнем – житейские, чаще всего комедийные.
С ростом городов и популярности русских ярмарок, набирают силу ярмарочные зрелища, Наиболее распространенным был раек.
Раек – небольшой в аршин во все стороны ящик с 2 увеличительными стеклами впереди. Внутри его перематывается с одного катка на другой длинная полоса с доморощенным изображением разным городов, великих людей и событий. Раешник передвигает картинки и рассказывает присказки к каждому номеру, часто очень замысловатые. Раешник показывал картинки, комментировал их, рассказывая об изображен. там событиях, иногда критикуя власть и установленный порядок, затрагивал животрепещущие проблемы.
Основа райка - лубочные картинки (своеобразная народная библиотек). Раешники развернули эти картинки в «потешную панораму», прибавили к этому игру со зрителями. Раешное представление включало в себя 3 вида воздействия на публику: изображение, слово и игру. Они по-своему просвещали посетителей ярмарки, расширяли их кругозор, занимая и потешая зрителей. Своими прибаутками оживляли картинки (лубочные картинки утрачивали статичность), пояснения делали из злободневными.
Популярность приобрел и балаган. Его строили прямо на площади из досок и полотна. Внутри размещалась сцена, занавес и скамейки для зрителей. Снаружи – гирлянды, вывески. Труппа балаганов состояла из бродяч. артистов, дававших несколько представлений в день – интермедии, фокусы, клоунады. Выступали певцы, танцоры и просто «диковинные люди».
Народные драмы ставились на праздники в деревнях и городах – своеобразные спектакли на исторические, бытовые, религиозные темы и сюжеты. Разыгрывались обычно в избе, просторных сараях или под открытым небом. Их тексты – произведения устного народного творчества, созданы неизвестными авторами (они варьировались).
Фольклорный театр включал в себя многообразные, яркие представления, - он отражение жизни, взглядов народа, их ценностей и идеалов через смешные, порой не затейливые представления и увеселения.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Раздел 1.
- 1. Функции народной художественной культуры.
- 2. Сущность, структура нхк.
- 3. Понятие «Этногенез». Теория этногенеза л.Н.Гумилева.
- 4. Понятие ценности в системе нхк.
- 5. Исходные понятия теории нхк: культура, художественная культура, нхк.
- 6. Связь теории нхк с др. Науками. Понятия: этнология, антропология, этнография, этнопсихология, фольклористика.
- 7. Менталитет, нац. Хар-р, нац. Самосоз.-как явл. Народного мышления
- 8. Изучение нхк в контексте хк: акад.Школы и научные направления.
- 9. Нхк как система мифологического сознания.
- 10. Основные виды мифов и история их изучения.
- 11. Мифы и верования древних славян и их отражение в народном творчестве.
- 12. Роль реформ Петра 1 в развитии нхк.
- 13. Мифология древних славян в творчестве писателей и композиторов.
- 14. Многообразие и самобытность традиций художественных культур народов Росси.
- 15. Влияние христ культуры на народн сознание и его отражение в нхк.
- 16. Явления народного творчества в период формирования городской культуры
- 17. Становление и развитие отечественной фольклористики.
- 18. Фольклор как устное нх и как совок. Всех видов нт.
- 19. Понятия традиций в нхк.
- 20. Соотношение понятий «нхк», «нхт», «фольклор».
- Раздел 2 Основные виды и жанры нхк
- 1. Худож-образная система крестьянск жилища и домашняя утварь.
- 2. Традиц. Крестьян одежда, виды её украшения как форма нар. Иск-ва.
- 3. Народный землед календарь в системе художественной культуры.
- 4. Семейно-быт обряды и празд. Рожд и имянареч. Похорон-помин обряд
- 5. Русская свадебная обрядность. Худож своеобразие свадебных плачей.
- 6. Художественные традиции в строительстве русских городов.
- 7. Художественное своеобразие Русской народной инструмен музыки.
- 8. Худож особен народн календ празд-в и обрядов на городской площади.
- 9. Фольклорный театр и его художественные традиции
- 10. Явления площадной культуры. Синтез и самобытность.
- 11. Истоки культового зодчества. Строительство храмов.
- 12. Особенности детского обрядового фольклора и фольклора пестования
- 13. Игровой фольклор. Художественно своеобразие игрового фольклора.
- 15. Эпическая традиция народных сказителей.
- 16. Явления позднетрадиционного фольклора в нхк
- 17. Фольклор периода вов.
- 18. Народное танцевальное творчество.
- 19. Народное декоративно-прикладное творчество
- 20. Региональные традиции певческих стилей.
- Раздел 3.
- 1. Педагогика нхт в этнокультурном пространстве.
- 2. Роль этнических художественных традиций в современном образовании и воспитании.
- 3. Понятие «коллектив». Учение Макаренко а.С. О коллективе.
- 4. Функции художественной самодеятельности.
- 5. Сфера досуга в деятельности любительских коллективов.
- 6. Особенности творчества в авторских коллективах.
- 7. Воспитательные традиции народов мира.
- 8. Творчество - как основная функция художественной деятельности.
- 9. Методика подготовки и проведения праздников, фестивалей, конкурсов, выставок нхт)
- 10. Клубная художественная самодеятельность
- 11. Значение деятельности профессиональных коллективов для коллективов художественной самодеятельности.
- 12. Значение социализации в педагогике нхт и её связь с этническими особенностями.
- 13. Народное творчество в педагогических системах выдающихся новаторов педагогики.
- 14. Государственный стандарт как требования к подготовке учащихся по той или иной предметной области.
- 16. Понятие «учебный план», «программа курса», основные составляющие структуры.
- 17. Методика подготовки и проведения ,учебного занятия по народному художественному творчеству в разных возрастных группах
- 18. Формы и методы проведения учебных занятий в коллективах любительского творчества.
- 19. Понятие «Руководство» и функции руководителя коллектива.
- 20. Организация и организационная деятельность в художественно-творческом коллективе