4. Семейно-быт обряды и празд. Рожд и имянареч. Похорон-помин обряд
Семейно-быт празд и обр сопровожд чел-ка от момента рождения до смерти. Оберег-е чел-ка от злых духов, злого языка, сохр. Здоровье. Человек зависит от прир, духов и божеств - отражено в пр-ях нар тв-ва, плачах и причитах.
Обряд – универсальный способ взаимод-я людей с внешним миром (как с силами природы – божествами, духами и нечистой силой, так и с другими сообществами людей) и их влияния на этот внешний мир.
Рожд-е и имянареч. Забота о рожд-и здор ребенка, жизни и здор матери. Для беремен налагали ряд запретов: контактир-ть с определ предм (веник, хомут, жердь, веревку); времен, пространствен (кладбище, строящ-ся дом); питье, еда (рыбу,зайчатину, сросш плод,спиртн); социальные (смотреть неприметн).
Желание берем женщ - исполнять. Пол ребенка (больш знач для материальн сост семьи, наблюд (полнеет, живот округл– девочка, обостряющ – мальчик).
При наст родов, с рожен все прощаются. Остается бабка–повитуха и муж. Повитуха: доброжелательная, не отмыв усопших, не молод, желат вдова.
Муж – развязывал. на ней пояс, испить из своего сапога. Если рожать стоя – обводят ее 3 раза вокруг стола (в углах его соль), держась за привязан к брусу кушак. Облегчен родов - помещали в больш купель из дуба, березы, в хорошо истоплен бане. Открывали все замки, расплетали волосы, снимали украшения
Повит, обрезала, завяз пупов. Мыли младенца теплой воде, с серебр монетами.
Дитя оборачивали отцовскими портами, старыми рубаш –был спокойным (оберег и связь м-ду ними). Для красоты – покрывали материей зелен цвета.
Крещ. натощак (8,40день). Кум покупал крестик, подарки родне, одарив повит. Кума–крестильн рубаху, матери–отрез холста. При выходе из дома кум нес мальч, кума – девоч, нельзя было оборачив-ся, громко говорить, спотык-ся.
После крестин - поздравл отцу и матери, кумовьям, повитухе. Ребенка свивали и клали к матери на расстелен шерстью вверх шубу. Ссобытия при родах и крестинах - указание на будущ судьбу – счастл: родился в «сорочке», девочка похожа на отца и наобор, в день рожд случилась прибыль).
Воду после крещ-я выливали в укром место, не ступала нога чел-ка и жив-го.
Младенца клали под образа или печь и обращались к домовому с просьбой принять в дом: «Родной приходи, да смотри, в доме укрепи».
На крестины все члены семьи. Гости - подарки. Бабка-повитуха накрыв на стол, варила «крестильную кашу» (пшенная каша с петухом или курицей, украшенная яйцами) – ритуальн блюдо – отожд рождения младенца с плодор земли, скота. Кашу на стол в горшке, горшок – в меховой шапке.
Поверья: люльку не качают пустой – чтобы спал спокойно; не стригут ногти и волосы до года – чтобы рос хорошо; не дают смотреться в зеркало – чтобы не запоздал в разговорной речи; не метут около него – чтобы быстро пошел.
Похор-помин. Смерть (неизбежна) сопровожд опред ритуалами. Согл др.слав. предст, душа покидает тело со смертью чел-ка, возносится с дымом погребальн костра, уходит в страну мертвых (на небе, на земле, под землей...)
Согл Христ. Вееров-ю, душа проповедн - в рай, грешника – в ад. С установл. христ-х обрядов многие черты народной обрядности сохранились.
Подгот к смерти. Заранее готовиться к смерти, приготовить себе смертную одежду. Предчувств-й близость смерти, старался совершать добрые дела.
После смерти. Зажигают свечи (горят пока в доме покойник). Тело обмывают у порога (на стол ногами к печи, омыв 2-3р. тепл водой с мылом из глиняного горшка). В новую одежду (шили левой рукой, иголкой от себя, без узлов, застегивают наоборот). Покойник лежал на лавке, на соломе (пот сжигали), в передн углу избы, лицом к иконам. В избе - тишина. Над телом чит молитвы, приходили прощаться. Гроб изнутри устелем мягким, под головой подушка, сверху покрывало. Окропляли гроб святой водой. Тело с молитвами переносили в гроб с закрытыми устами, скрещенными руками на груди, правая рука поверх левой, в левой – платок. Возле гроба ставили 4 свечи в виде креста (над головой, под ногами, сбоку). В гроб - деньги. На лбу венчик – полученный при отпевании. Хорон на 3-е сутки, после обеда, до заката.
Следование похорон (не по путям живых люд.): 1м - несший икону; несущие крышку гроба (узкой частью вперед); духовенство; несли гроб (на полотенце, жердях, носилках, санях – перевернутых кверху полозьями); близкие родственники; соседи, знакомые, любопытные.
Перед опусканием в могилу - целование умершего. В могилу - церковн свечи, горсть земли. Лицом к востоку, в ногах уст крест. Ели кутью, бедным и нищим раздавали угощения и деньги. Самоубийц хоронили в лесу.
До 1пол. 18 в. хоронили в церквах, вблизи них, после – на кладбищах.
Обряд сопровожд плачи, в них - мифологич представл о смерти как о сущ-ве, от которого зависит прекращ-е жизни чел-ка и религиозн взгляды о вере в загробн жизнь. Отношение к умершему двояко (старались обеспечить всем нужным; боялись и старались от него уберечься). В деревнях существовали специальные плакальщицы. Все диалоги, благодарен после помин обеда идут именно как причет. Причетный напев характериз фальцетным регистром исполнения, экспрессивн интонац (со всхлипами, рыд-ми).
Рус причит, по идейно-худож содерж делят на: северные (разверн-ю картину жизни и быта крестьянск семей)- повествоват-ны, поэтич текст метафоричен, образен, с 2ударным тоническим стихом; южные – меньшие объемом, состоят из отдельно взятых фраз, чередующихся с возгласами – жалобные песни, с прозаическим текстом с нестабильн ритмическ организац-й.
Композ-я: зачин (обращ к умерш); повествование (не прерыв-ся лирич-ми отступл, содерж оценку). Поэтический язык эмоционален с вопросительными и восклицательными интонациями, часто описание прир явл, уменьши-но-ласк-х суффиксов. Много эпитетов («ясный сокол», «добрый молодец»).
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Раздел 1.
- 1. Функции народной художественной культуры.
- 2. Сущность, структура нхк.
- 3. Понятие «Этногенез». Теория этногенеза л.Н.Гумилева.
- 4. Понятие ценности в системе нхк.
- 5. Исходные понятия теории нхк: культура, художественная культура, нхк.
- 6. Связь теории нхк с др. Науками. Понятия: этнология, антропология, этнография, этнопсихология, фольклористика.
- 7. Менталитет, нац. Хар-р, нац. Самосоз.-как явл. Народного мышления
- 8. Изучение нхк в контексте хк: акад.Школы и научные направления.
- 9. Нхк как система мифологического сознания.
- 10. Основные виды мифов и история их изучения.
- 11. Мифы и верования древних славян и их отражение в народном творчестве.
- 12. Роль реформ Петра 1 в развитии нхк.
- 13. Мифология древних славян в творчестве писателей и композиторов.
- 14. Многообразие и самобытность традиций художественных культур народов Росси.
- 15. Влияние христ культуры на народн сознание и его отражение в нхк.
- 16. Явления народного творчества в период формирования городской культуры
- 17. Становление и развитие отечественной фольклористики.
- 18. Фольклор как устное нх и как совок. Всех видов нт.
- 19. Понятия традиций в нхк.
- 20. Соотношение понятий «нхк», «нхт», «фольклор».
- Раздел 2 Основные виды и жанры нхк
- 1. Худож-образная система крестьянск жилища и домашняя утварь.
- 2. Традиц. Крестьян одежда, виды её украшения как форма нар. Иск-ва.
- 3. Народный землед календарь в системе художественной культуры.
- 4. Семейно-быт обряды и празд. Рожд и имянареч. Похорон-помин обряд
- 5. Русская свадебная обрядность. Худож своеобразие свадебных плачей.
- 6. Художественные традиции в строительстве русских городов.
- 7. Художественное своеобразие Русской народной инструмен музыки.
- 8. Худож особен народн календ празд-в и обрядов на городской площади.
- 9. Фольклорный театр и его художественные традиции
- 10. Явления площадной культуры. Синтез и самобытность.
- 11. Истоки культового зодчества. Строительство храмов.
- 12. Особенности детского обрядового фольклора и фольклора пестования
- 13. Игровой фольклор. Художественно своеобразие игрового фольклора.
- 15. Эпическая традиция народных сказителей.
- 16. Явления позднетрадиционного фольклора в нхк
- 17. Фольклор периода вов.
- 18. Народное танцевальное творчество.
- 19. Народное декоративно-прикладное творчество
- 20. Региональные традиции певческих стилей.
- Раздел 3.
- 1. Педагогика нхт в этнокультурном пространстве.
- 2. Роль этнических художественных традиций в современном образовании и воспитании.
- 3. Понятие «коллектив». Учение Макаренко а.С. О коллективе.
- 4. Функции художественной самодеятельности.
- 5. Сфера досуга в деятельности любительских коллективов.
- 6. Особенности творчества в авторских коллективах.
- 7. Воспитательные традиции народов мира.
- 8. Творчество - как основная функция художественной деятельности.
- 9. Методика подготовки и проведения праздников, фестивалей, конкурсов, выставок нхт)
- 10. Клубная художественная самодеятельность
- 11. Значение деятельности профессиональных коллективов для коллективов художественной самодеятельности.
- 12. Значение социализации в педагогике нхт и её связь с этническими особенностями.
- 13. Народное творчество в педагогических системах выдающихся новаторов педагогики.
- 14. Государственный стандарт как требования к подготовке учащихся по той или иной предметной области.
- 16. Понятие «учебный план», «программа курса», основные составляющие структуры.
- 17. Методика подготовки и проведения ,учебного занятия по народному художественному творчеству в разных возрастных группах
- 18. Формы и методы проведения учебных занятий в коллективах любительского творчества.
- 19. Понятие «Руководство» и функции руководителя коллектива.
- 20. Организация и организационная деятельность в художественно-творческом коллективе