7. Менталитет, нац. Хар-р, нац. Самосоз.-как явл. Народного мышления
«Менталитет» - близко к понят. установки умствен. функции и мышления.
По Лурье- менталитет выступ. в паре с «традицией». Традиция выражается в менталитете нар. или менталитет – нематериальная составляющая традиции.
Структура М: «картина мира» и «кодекс поведения» (стержень в сознании чел-ка, при разных внешних условиях может выступать в разных обличиях, является единственным для всего этноса, его внутрикультурный интеграл).
Нац.хар-р. -присущий кажд. нар. свой, отличный от друг психологич. склад.
Воплощен в НХК, в самобытных мат-лах и духовн формах. Особенности НХ - в произв. нар. тв-ва (песни, сказки); в традиц-х формах их бытов-я (календ и семейных праздн). Научн школа исслед. нац. хар-ра зарод в сер.20в. Лурье - НХ вымысел (члены разных наций имеют общие психолог-е характ-ки), (60гг. Дайкер, Фрейд, Иннельс, Левенсон, отеч. - Бердяев, Ильин, Соловьев).
Сознание – выраж-е психич. процессов, позволяющ. понимать и оценивать объективный мир и свою собственную жизнь (восприним. окружающ мир).
Самосознание – осознание и оценка человеком самого себя как субъекта познават., нравствен, религиозн., эстетич. деят-ти; своего интеллектуального потенциала, нравственного облика, интересов, идеалов, мотивов поведения.
Нация– истор. сложивш. форма организации человеч. жизнедеят., с объект. (социокультурн. связи и госуд. объед.) и субъективн-и кач-ми (нац. самосоз).
Нац. самосознание – сознание своего единства и места среди др. общностей подобного типа на основе представл. о самом себе и о представит. др. наций.
Осозн. общности нации (интересов своей нации, ее места в системе межнац. отнош., ее прошлого, настоящего и будущего, ч-з приверженность к нац. ценностям – территория, язык, культура, истор.прошл-е). Вырабатывается общая и индивидуальная оценка, социальная позиция, активное отношение личности как к своей соц.-этнической общности, так и к другим общностям.
Структура национального самосознания (компоненты):
- когнитивный (знания о собств. нац-й к-ре, сходстве соб. к-ры с др. нац культурами – проявл. в самосозн-и (этнониме), язык);
- эмоционально-оценочный (переживания относит. собствен. этнич. гр.);
- поведенческий (взаимоотн с другими нациями межэтнич. коммуникаб-ть).
Признаки осозн-я своей этнической принадлежн: чув-во единой Родины, родств. связи; знание родного языка; отношение к историч-м традициям, матер-й, духовн. культ. народа; знание антропологич. особенностей этноса, характерных для него имен.
Нац.самосозн– формир. под влиян. объектив и субъект факторов, продукт соц развит личности и самовоспитания (не врожденно, формир-ся вместе с личностью чел-ка под влиянием наслед. биофонда от родителей, на его основе развиваются нац-е черты личности – влиян. родителей, среды, идеологии, соц.системы образования и воспит. в школе и др. учебно-воспит-х завед-х получают нац-е и общечеловеч. ценности.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Раздел 1.
- 1. Функции народной художественной культуры.
- 2. Сущность, структура нхк.
- 3. Понятие «Этногенез». Теория этногенеза л.Н.Гумилева.
- 4. Понятие ценности в системе нхк.
- 5. Исходные понятия теории нхк: культура, художественная культура, нхк.
- 6. Связь теории нхк с др. Науками. Понятия: этнология, антропология, этнография, этнопсихология, фольклористика.
- 7. Менталитет, нац. Хар-р, нац. Самосоз.-как явл. Народного мышления
- 8. Изучение нхк в контексте хк: акад.Школы и научные направления.
- 9. Нхк как система мифологического сознания.
- 10. Основные виды мифов и история их изучения.
- 11. Мифы и верования древних славян и их отражение в народном творчестве.
- 12. Роль реформ Петра 1 в развитии нхк.
- 13. Мифология древних славян в творчестве писателей и композиторов.
- 14. Многообразие и самобытность традиций художественных культур народов Росси.
- 15. Влияние христ культуры на народн сознание и его отражение в нхк.
- 16. Явления народного творчества в период формирования городской культуры
- 17. Становление и развитие отечественной фольклористики.
- 18. Фольклор как устное нх и как совок. Всех видов нт.
- 19. Понятия традиций в нхк.
- 20. Соотношение понятий «нхк», «нхт», «фольклор».
- Раздел 2 Основные виды и жанры нхк
- 1. Худож-образная система крестьянск жилища и домашняя утварь.
- 2. Традиц. Крестьян одежда, виды её украшения как форма нар. Иск-ва.
- 3. Народный землед календарь в системе художественной культуры.
- 4. Семейно-быт обряды и празд. Рожд и имянареч. Похорон-помин обряд
- 5. Русская свадебная обрядность. Худож своеобразие свадебных плачей.
- 6. Художественные традиции в строительстве русских городов.
- 7. Художественное своеобразие Русской народной инструмен музыки.
- 8. Худож особен народн календ празд-в и обрядов на городской площади.
- 9. Фольклорный театр и его художественные традиции
- 10. Явления площадной культуры. Синтез и самобытность.
- 11. Истоки культового зодчества. Строительство храмов.
- 12. Особенности детского обрядового фольклора и фольклора пестования
- 13. Игровой фольклор. Художественно своеобразие игрового фольклора.
- 15. Эпическая традиция народных сказителей.
- 16. Явления позднетрадиционного фольклора в нхк
- 17. Фольклор периода вов.
- 18. Народное танцевальное творчество.
- 19. Народное декоративно-прикладное творчество
- 20. Региональные традиции певческих стилей.
- Раздел 3.
- 1. Педагогика нхт в этнокультурном пространстве.
- 2. Роль этнических художественных традиций в современном образовании и воспитании.
- 3. Понятие «коллектив». Учение Макаренко а.С. О коллективе.
- 4. Функции художественной самодеятельности.
- 5. Сфера досуга в деятельности любительских коллективов.
- 6. Особенности творчества в авторских коллективах.
- 7. Воспитательные традиции народов мира.
- 8. Творчество - как основная функция художественной деятельности.
- 9. Методика подготовки и проведения праздников, фестивалей, конкурсов, выставок нхт)
- 10. Клубная художественная самодеятельность
- 11. Значение деятельности профессиональных коллективов для коллективов художественной самодеятельности.
- 12. Значение социализации в педагогике нхт и её связь с этническими особенностями.
- 13. Народное творчество в педагогических системах выдающихся новаторов педагогики.
- 14. Государственный стандарт как требования к подготовке учащихся по той или иной предметной области.
- 16. Понятие «учебный план», «программа курса», основные составляющие структуры.
- 17. Методика подготовки и проведения ,учебного занятия по народному художественному творчеству в разных возрастных группах
- 18. Формы и методы проведения учебных занятий в коллективах любительского творчества.
- 19. Понятие «Руководство» и функции руководителя коллектива.
- 20. Организация и организационная деятельность в художественно-творческом коллективе