18. Фольклор как устное нх и как совок. Всех видов нт.
Фольклор – массовое тв-во, форма создания, распространения и бытования произведений. И передаваясь «из уст в уста», из поколения к поколению, произведения теряли то, что несло на себе печать индивидуальности, но одновременно углубляли то, что интересовало их. На традиционной основе рождалось новое - не просто копируя традицию, а дополняя ее.
Фольклор (англ. – народн мудрость) – обозначение деятельности народных масс, или устного народного творчества, возникшего в дописьменный период. Ввел У.Дж. Томсом в 1846г - совокупность духовной и материальной культуры народа, его обычаев, верований, обрядов, различных форм искусств. Сейчас трактуют: устное поэтическое творчество; совокупность словесных, музыкальных, игровых видов НТ.
Общие черты: анонимность; коллективность творчества; традиционность; тесная связь с трудовой деятельностью, бытом; передача устно. Коллективн жизнь определяла появление у разных нар. однотипн жанров, сюжетов, ср-в худож. выразит-ти (гипербола, параллелизм, различные виды повторов, постоянный и сложный эпитет, сравнения). Роль фольклора особ. сильна в период преоблад-я мифопоэтического сознания. С появл. письмен-ти многие виды фольк. развивались параллельно с худож. литер, взаимод-я с ней, оказывая на нее влияние и испытывая обратное возд-е.
Народное тв-во – коллективн. творческая деят-ть народа, отраж-я его жизнь, верования, идеалы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предания, песни, сказки, эпос), музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы), театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол), танец, архит, ИЗО и ДПИ. Историч-я основа всей МХК, источник национальных художественных традиций, выразитель народного самосознания.
Духовное богат-во Др.Руси - устное нар. твор-во: песни (бытовые, обрядовые, исторические), пословицы и поговорки, сказки и былины.
Многое не сохранилось (записывать в 18 в., когда многое уже было утеряно-Рус. Правосл. Церковь стремилась искоренить остатки язычества).
В фолькл. тв-ве Руси - предания о природе, жизни и смерти, культов. обряды (с приурочен. песнями и плясками, гаданиями и заклинаниями).
Распространены песни (за работой, на праздниках, на тризнах и пирах, плачи –в похоронных обрядах). Заговоры, заклинания - средство воздействия на внешний мир. Обращения к силам природы, духам (способствовавшим выздоровлению, удачной охоте, урожаю).
В сказках - борьба добра и зла, добро побеждает (стремление людей силой слова, заговора повлиять на стихийные враждебные силы). Мечта о хорошей, счастливой жизни (ковер-самолет, сапоги-скороходы, скатерть-самобранка, дворцы, вырастающие за одну ночь).
Пословицы, поговорки вплетены в письмен. источн. Летописцы использовали и народн загадки (в Новгор. летописи 1016г. - о разведчике, направленном Ярославом в лагерь противника на встречу со сторонником с вопросом: «что ты тому (Ярославу) велиши творити? Меду мало варено, а дружины много». Ответ: «да аще меду мало, а дружины много, да к вечеру дати». Ярослав понял, что в ночь нужно идти в бой).
Особое место занимают былины, возникшие в период развития феодальных отношений (о борьбе Добрыни со змеем, о Добрыне-свате, об Алеше Поповиче и Тугарине, о Соловье-разбойнике, об Илье Муромце, Микуле Селениновиче). Наиболее ранние былины о князе Вольге Святославовиче во многом переплетаются с языч мировоззрением (образ князя-кудесника, искусного охотника, хитреца и оборотня). В нихх нет идиллич-й картины прошлого, а мечты народа о справедливом мире, о могуществе Руси, которых можно добиться руками самого народа в лице его богатырей. В былине о борьбе Добрыне со змеем - борьба Руси с внешними врагами (змей - воплощение злой силы, победа над ним – победа над недругами). В Илье Муромце слились все лучшие черты русских богатырей: патриотизм, сила, любовь к родине, к людям, отсутствие корысти.
Фолькл. тв-во, возникло до письменности, жадно вбирало в себя культурное наследие разных эпох. Годы наслаивались друг на друга новые темы, идеи, отражая прошлое и надежды на будущее, переплетаясь с умелой выдумкой.
Нар тв-во в настоящее время существует в разных проявлениях: бытовое художественное творчество досугового хар-ра;, сценическая форма фольклора, подготовленная и осмысленная с учетом закономерностей демонстрации зрителям; декоративно-прикладное и художественно-прикладное искусство, изобразительный фольклор. Все это связано с народной основой: в одних случаях сохраняются традиции, в других, возможны вольные обработки народных мотивов. Художественная самодеятельность как форма народного творчества, занимающаяся созданием и исполнением художественных произведений силами любителей, активно осваивает фольклорные традиции: исполнительские приемы, выразительные средства, формы подачи материала, характер общения с публикой.
Фольклор неотъемлемая часть живой культуры, имеет специфические черты: коллективн-ть тв-ва, бытование в народе; импровизационность в рамках заданной традиции; вариативность (неск-ко вариантов текстов, мелодий, сцен); синтетический характер (одноврем-е использ-е нескольких искусств: инструмент-го, вокальн, хореографич, театральн); синкретизм (сочетание творческой и социальной деят-ти; условность действий (отсутствие сцены, декораций, традиционность костюмов, грима и т.п.); игровая сущность (ряжение на Коляду, Масленицу; нар празд всегда сопровожд-сь играми).
Фольклор – не материальное явление культуры, народная мудрость и коллективная творческая деятельность народа с помощью устного народного творчества (словесных, музыкальных, игровых).
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Раздел 1.
- 1. Функции народной художественной культуры.
- 2. Сущность, структура нхк.
- 3. Понятие «Этногенез». Теория этногенеза л.Н.Гумилева.
- 4. Понятие ценности в системе нхк.
- 5. Исходные понятия теории нхк: культура, художественная культура, нхк.
- 6. Связь теории нхк с др. Науками. Понятия: этнология, антропология, этнография, этнопсихология, фольклористика.
- 7. Менталитет, нац. Хар-р, нац. Самосоз.-как явл. Народного мышления
- 8. Изучение нхк в контексте хк: акад.Школы и научные направления.
- 9. Нхк как система мифологического сознания.
- 10. Основные виды мифов и история их изучения.
- 11. Мифы и верования древних славян и их отражение в народном творчестве.
- 12. Роль реформ Петра 1 в развитии нхк.
- 13. Мифология древних славян в творчестве писателей и композиторов.
- 14. Многообразие и самобытность традиций художественных культур народов Росси.
- 15. Влияние христ культуры на народн сознание и его отражение в нхк.
- 16. Явления народного творчества в период формирования городской культуры
- 17. Становление и развитие отечественной фольклористики.
- 18. Фольклор как устное нх и как совок. Всех видов нт.
- 19. Понятия традиций в нхк.
- 20. Соотношение понятий «нхк», «нхт», «фольклор».
- Раздел 2 Основные виды и жанры нхк
- 1. Худож-образная система крестьянск жилища и домашняя утварь.
- 2. Традиц. Крестьян одежда, виды её украшения как форма нар. Иск-ва.
- 3. Народный землед календарь в системе художественной культуры.
- 4. Семейно-быт обряды и празд. Рожд и имянареч. Похорон-помин обряд
- 5. Русская свадебная обрядность. Худож своеобразие свадебных плачей.
- 6. Художественные традиции в строительстве русских городов.
- 7. Художественное своеобразие Русской народной инструмен музыки.
- 8. Худож особен народн календ празд-в и обрядов на городской площади.
- 9. Фольклорный театр и его художественные традиции
- 10. Явления площадной культуры. Синтез и самобытность.
- 11. Истоки культового зодчества. Строительство храмов.
- 12. Особенности детского обрядового фольклора и фольклора пестования
- 13. Игровой фольклор. Художественно своеобразие игрового фольклора.
- 15. Эпическая традиция народных сказителей.
- 16. Явления позднетрадиционного фольклора в нхк
- 17. Фольклор периода вов.
- 18. Народное танцевальное творчество.
- 19. Народное декоративно-прикладное творчество
- 20. Региональные традиции певческих стилей.
- Раздел 3.
- 1. Педагогика нхт в этнокультурном пространстве.
- 2. Роль этнических художественных традиций в современном образовании и воспитании.
- 3. Понятие «коллектив». Учение Макаренко а.С. О коллективе.
- 4. Функции художественной самодеятельности.
- 5. Сфера досуга в деятельности любительских коллективов.
- 6. Особенности творчества в авторских коллективах.
- 7. Воспитательные традиции народов мира.
- 8. Творчество - как основная функция художественной деятельности.
- 9. Методика подготовки и проведения праздников, фестивалей, конкурсов, выставок нхт)
- 10. Клубная художественная самодеятельность
- 11. Значение деятельности профессиональных коллективов для коллективов художественной самодеятельности.
- 12. Значение социализации в педагогике нхт и её связь с этническими особенностями.
- 13. Народное творчество в педагогических системах выдающихся новаторов педагогики.
- 14. Государственный стандарт как требования к подготовке учащихся по той или иной предметной области.
- 16. Понятие «учебный план», «программа курса», основные составляющие структуры.
- 17. Методика подготовки и проведения ,учебного занятия по народному художественному творчеству в разных возрастных группах
- 18. Формы и методы проведения учебных занятий в коллективах любительского творчества.
- 19. Понятие «Руководство» и функции руководителя коллектива.
- 20. Организация и организационная деятельность в художественно-творческом коллективе