6. Связь теории нхк с др. Науками. Понятия: этнология, антропология, этнография, этнопсихология, фольклористика.
НХК развивается на основе неск-х системных научных знаний, имеющих свою специфику, но объед-х воедино, (все рассматрив-т к-ру народа); помогающих понять формы и способы существования того или иного этноса, разобраться в ценностях и идеалах народа, в их мировоз-и и особен. развития их культуры.
Этнология. Цель – описать культурные различия между народами и объяснить их развитие через призму времени.
Предмет – теория этносов (теоретическое народоведение). Возникновение, развитие и распространение этносов, расселение, происхождение, социально-политческая структура, родство между этносами. НХК в контексте всех сфер развития этносов. Теории: эволюционизма Лурье «Историческая этнология»; дифференцизма – Ратцель (в формиров-и культуры – географич-я среда); функционализма – Турнвальд (в разв. культ. – процесс распространения из одного или неск-х определен. центров). Малиновский (связь м-ду сферами общественной жизни; функции культурного явления; культура служит индивидам; культура – механизм, с помощью которого человек решает проблемы окружающей среды)
Антропология. Цель – изучение человека. Предмет – соотношение между этнологией и антропологией.
Проблемы – особенности человеческих рас, специфики физического строения, умственных способностей, морали, традиций языка. Изучает НХК через призму проблем человека и человечества.
Этнография – описат.наука. Цель – описать жизнь и быт различн. народов, их материальную культуру, традиции и обычаи.
Предмет – «практическое народоведение». Создает базу данных, факты осмысления художественных аспектов жизни и быта различных народов, сохраняет самобытные формы народного творчества, отслеживает традиции развития НХК в разных регионах.
Этнопсихология. Цель – исследовать психологические особенности различных народов. Создание научной базы для выявления глубинных знаний и смысла НХТ, образов и языка, определенных менталитетом, психологией и представлением о мире. Проблемы – историческая динамика; закономерн. развития этнического сознания; национальные образы мира; этнические модели и стереотипы творчества. Ученые: Шпет «Введение в этнич. психологию», Гачев «Нац. образы мира», Юнг «Психол. бессознат.».
Фольклористика. Цель – сбор, систематизация и изучение фольклора. Особое место в развитии теории НХК, пополняет банк данных теории НХК, о конк. видах и жанрах НХК, позволяя выявить его существен. черты и закономерн. Предмет – жанры традиц. нар. тв-ва. Проблемы – спасение памятников НХК; сохранение имен народных мастеров с помощью фольклорных экспедиций.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Раздел 1.
- 1. Функции народной художественной культуры.
- 2. Сущность, структура нхк.
- 3. Понятие «Этногенез». Теория этногенеза л.Н.Гумилева.
- 4. Понятие ценности в системе нхк.
- 5. Исходные понятия теории нхк: культура, художественная культура, нхк.
- 6. Связь теории нхк с др. Науками. Понятия: этнология, антропология, этнография, этнопсихология, фольклористика.
- 7. Менталитет, нац. Хар-р, нац. Самосоз.-как явл. Народного мышления
- 8. Изучение нхк в контексте хк: акад.Школы и научные направления.
- 9. Нхк как система мифологического сознания.
- 10. Основные виды мифов и история их изучения.
- 11. Мифы и верования древних славян и их отражение в народном творчестве.
- 12. Роль реформ Петра 1 в развитии нхк.
- 13. Мифология древних славян в творчестве писателей и композиторов.
- 14. Многообразие и самобытность традиций художественных культур народов Росси.
- 15. Влияние христ культуры на народн сознание и его отражение в нхк.
- 16. Явления народного творчества в период формирования городской культуры
- 17. Становление и развитие отечественной фольклористики.
- 18. Фольклор как устное нх и как совок. Всех видов нт.
- 19. Понятия традиций в нхк.
- 20. Соотношение понятий «нхк», «нхт», «фольклор».
- Раздел 2 Основные виды и жанры нхк
- 1. Худож-образная система крестьянск жилища и домашняя утварь.
- 2. Традиц. Крестьян одежда, виды её украшения как форма нар. Иск-ва.
- 3. Народный землед календарь в системе художественной культуры.
- 4. Семейно-быт обряды и празд. Рожд и имянареч. Похорон-помин обряд
- 5. Русская свадебная обрядность. Худож своеобразие свадебных плачей.
- 6. Художественные традиции в строительстве русских городов.
- 7. Художественное своеобразие Русской народной инструмен музыки.
- 8. Худож особен народн календ празд-в и обрядов на городской площади.
- 9. Фольклорный театр и его художественные традиции
- 10. Явления площадной культуры. Синтез и самобытность.
- 11. Истоки культового зодчества. Строительство храмов.
- 12. Особенности детского обрядового фольклора и фольклора пестования
- 13. Игровой фольклор. Художественно своеобразие игрового фольклора.
- 15. Эпическая традиция народных сказителей.
- 16. Явления позднетрадиционного фольклора в нхк
- 17. Фольклор периода вов.
- 18. Народное танцевальное творчество.
- 19. Народное декоративно-прикладное творчество
- 20. Региональные традиции певческих стилей.
- Раздел 3.
- 1. Педагогика нхт в этнокультурном пространстве.
- 2. Роль этнических художественных традиций в современном образовании и воспитании.
- 3. Понятие «коллектив». Учение Макаренко а.С. О коллективе.
- 4. Функции художественной самодеятельности.
- 5. Сфера досуга в деятельности любительских коллективов.
- 6. Особенности творчества в авторских коллективах.
- 7. Воспитательные традиции народов мира.
- 8. Творчество - как основная функция художественной деятельности.
- 9. Методика подготовки и проведения праздников, фестивалей, конкурсов, выставок нхт)
- 10. Клубная художественная самодеятельность
- 11. Значение деятельности профессиональных коллективов для коллективов художественной самодеятельности.
- 12. Значение социализации в педагогике нхт и её связь с этническими особенностями.
- 13. Народное творчество в педагогических системах выдающихся новаторов педагогики.
- 14. Государственный стандарт как требования к подготовке учащихся по той или иной предметной области.
- 16. Понятие «учебный план», «программа курса», основные составляющие структуры.
- 17. Методика подготовки и проведения ,учебного занятия по народному художественному творчеству в разных возрастных группах
- 18. Формы и методы проведения учебных занятий в коллективах любительского творчества.
- 19. Понятие «Руководство» и функции руководителя коллектива.
- 20. Организация и организационная деятельность в художественно-творческом коллективе