7. Художественное своеобразие Русской народной инструмен музыки.
Рус наре муз инструменты - важная составн часть нац культуры. История их развития и возникновения связана с этапами формир духовн обществ созн.
Арсенал их велик и многообразен. В исполнительской практике утвердился большой унифиц-й ряд нар инструм-в, использ-е как в любительской, так и в профессион-й сфере (жалейка, домра, балалайка, гитара, бубен, баян и др.).
По признаку источника звука и способу извлечения:
1. Духовые: 3. Клавишно-духовые язычковые:
Флейтовые – свирель, кувинлы и др.; Гармонь, Баян; Аккордеон.
Язычковые – жалейка, брелка, волынка;
Мундштучные – рог, рожок.
2. Струнные 4. Ударные
Щипковые –гусли(шлемовид;крыловид Мембранные барабан, набат,
Домра, бубен, бандура, 7струн гитара кокры, тулумбус;
балалайка Самозвучные – ложки,рубень,
Смычковые – гудок; коса, ухват,косточки, трещетки
Фрикционные – лира колесная. колокол, барабанка, рогач, коса, било
Одними из 1х инструментов в КиевРусь - духовые и ударные (ратная служба – сигнальн ф-ция) – било, колокол, варгон, бубны, набат, трубы, рог, сурка.
1е рус муз-професс-лы–скоморохи (рожок, жалейка, сопель, свирель, волынка, бубен, колокольч, трещетка, ложка; гусли, домра, гудок).
В 17-19 вв. распростре балалайка, лира, бандура, 7-струнная гитара. В кон19в. ряд гармоник, влияние на развитие инструмент и вокального искусства.
В конце 19 в. В. Андреев (музык просвет, реформ рус нар инструм, дирижер, виртуоз) реконстр-л балалайку и домру, усоверш-л дух и ударн инструменты.
В нач.20в. О.Смоленский сконстр-л жалейки разн размер, (квартет в Петерб ).
Рожок (мажорный звукоряд) – в Поволжье - ансамблевое исполн на рожках (бас, полубасок, тенор-й, альт, сопран). 70е19в. Н.Кондратьев организ хор из 12 рожечников – успех и за границей). Ансамбл-я игра на них близка по звуч к хоровому пению. Репертуар – традиц лирические протяжные и плясовые песни, склад игры песенный- с запева высок рожка основн мелод, вступление остальных и разработка мелодии.
Кугиклы (куга – трава) – из стеблей травы камыша,бузины, многоств флейты-3-5 трубок одинак диаметра, разн длины (от10до16см), стволы не скреплены – женский инструмент. Ансамблем (3-4 иполн), в составе с нар скрипкой, жалейкой, свирелью. Танцевальн хар-р и сопровожд припевк и припляс (юг).
Волынка (от Волынь) – общий для всех вост.славян дух язычков инструм (круглый кожан мех со вставлен трубками – 1 для нагнет воздуха, и обратный клапан; 2я – игровая с пальцевыми отверстиями для исполнения мелодии;+ 1-2 бурдонные трубки для низких тянущихся звуков). Звук сильный, резкий, применяется для сопровожд массовых народных танцев на открытом воздухе. В русской волынке мех сделан из бычьего пузыря, 3 отверстия.
гусли – древн инструм (северо-зап.), бытов в 3х видах: шлемовидные, крыловидные (створчатые), прямоугольн (столбообразные) – последн 2 до наших дней. Уложенный в ящик-резонатор музыкальн лук с большим кол-вом струн (от 5-7 до 30). Каждому звуку гаммы соответств определен струна. Использ-ся в основн как ударн инструмент, ритмично сопровожд-й пляску. 2 приема игры – бряцание по струнам и защипывание. Рубеж 19-20вв. усовершенств Н. Павловым и О. Смоленским. В настоящее время: 1)Госуд академический ансамбль гусляров (Ю. Евтушенко), 2) «Ансамбль гусляров» (Л. Жук), 3) Академич нац оркестр им. Н. Осипова (К.Калинин);
домра – одно из ведущих мест (струнно-щипк), существов в Рос с 16-17 в., излюблен инструм скоморохов (исчез из-за гонения на скомор-в). Овальный корпус, 2-3 струны, играли щепкой или пером. В 1895 г. представлен-й одним из участников кружка Андреева А. Мартыновым 1 из типов балалайки был ошибочно принят за образец древнерус домры и подвергнут усовершенств, - появилось сем-во оркестр-х разновидн, получ-х назв «домра». Корпус в виде полушария, коротенькая шейка с закрепленными ладами, распол в хроматической послед-ти, игра медиатором (нар артист РФ А. Цыганоков);
балалайка – струнно-щипк, 1е образцы в кон.19-нач.20в. - 3струн щипк инструм, с 3угольным усеченным внизу корпусом и недлинной шейкой, заканчивавшейся головкой в виде прямоуг-ка или завитка. Звук извлекается бряцанием указательным пальцем прав. руки по всем струнам сверху вниз и обр, либо защипыванием. Звучит звонко - не громко, наигрыши сопровожд другие инструм. Танцев и плясов мелодии. В сер.80-х19в. скрипичн. маст. Иванов по заказу Андреева сдел балал улучш. кач-ва. После: «пикколо», «дискант», «прима», «альт», «тенор», «бас» и «контрабас». Пикколо, дискант и тенор заменили на «секунду» (нар. арт РФ М. Рожков, Тихонов, Болырев).
Гудок – древнесл. 3струн смычк инструм с овальн корп, чуть больше скрипки и коротк лукообразн смычком (прообр скрипки), подставка под струн плоск – струны на одном уровне и звучали одноврем, 2 в унисон, 3я в кварту, квинту. Смычком водили по всем струнам сразу, мелодию выводили на одной струне, 2-бурдонировали на одном звуке. Основн инструм скоморох.
Цимбалы – струнно-ударный инструмент (Укр, Белор, и Зап. Рос), разновидность гуслей с металлическими струнами в ряды (от 9до24), в каждом ряду от 3до8 струн. Чем больше струн на звук, тем он объемнее. Играют 2мя деревянными палочками. Имеет звонкий, несравнимый звук. Исполнялись самостоятельные пьесы, а так же плясовые свадебного обряда.
гармоника –сер.19в., 1е - ручные и губные в Рос в 30-40-е19в. (небольш разм, сильный звук, легкое овладение). К кон19в. преоблад «городская песня» гомофонно-гармоническим складом (гармоника по вкусу). В 1х образцах гармоник отсутствует хроматич строй. Родина хроматич гармоник –Тула. В начале 20в. в Петерб 2а гармониста смастер хроматич гармонику и назв ее в честь поэта и певца Баяна. (засл арт: Дербенко, Казаков, Вострелов).
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Раздел 1.
- 1. Функции народной художественной культуры.
- 2. Сущность, структура нхк.
- 3. Понятие «Этногенез». Теория этногенеза л.Н.Гумилева.
- 4. Понятие ценности в системе нхк.
- 5. Исходные понятия теории нхк: культура, художественная культура, нхк.
- 6. Связь теории нхк с др. Науками. Понятия: этнология, антропология, этнография, этнопсихология, фольклористика.
- 7. Менталитет, нац. Хар-р, нац. Самосоз.-как явл. Народного мышления
- 8. Изучение нхк в контексте хк: акад.Школы и научные направления.
- 9. Нхк как система мифологического сознания.
- 10. Основные виды мифов и история их изучения.
- 11. Мифы и верования древних славян и их отражение в народном творчестве.
- 12. Роль реформ Петра 1 в развитии нхк.
- 13. Мифология древних славян в творчестве писателей и композиторов.
- 14. Многообразие и самобытность традиций художественных культур народов Росси.
- 15. Влияние христ культуры на народн сознание и его отражение в нхк.
- 16. Явления народного творчества в период формирования городской культуры
- 17. Становление и развитие отечественной фольклористики.
- 18. Фольклор как устное нх и как совок. Всех видов нт.
- 19. Понятия традиций в нхк.
- 20. Соотношение понятий «нхк», «нхт», «фольклор».
- Раздел 2 Основные виды и жанры нхк
- 1. Худож-образная система крестьянск жилища и домашняя утварь.
- 2. Традиц. Крестьян одежда, виды её украшения как форма нар. Иск-ва.
- 3. Народный землед календарь в системе художественной культуры.
- 4. Семейно-быт обряды и празд. Рожд и имянареч. Похорон-помин обряд
- 5. Русская свадебная обрядность. Худож своеобразие свадебных плачей.
- 6. Художественные традиции в строительстве русских городов.
- 7. Художественное своеобразие Русской народной инструмен музыки.
- 8. Худож особен народн календ празд-в и обрядов на городской площади.
- 9. Фольклорный театр и его художественные традиции
- 10. Явления площадной культуры. Синтез и самобытность.
- 11. Истоки культового зодчества. Строительство храмов.
- 12. Особенности детского обрядового фольклора и фольклора пестования
- 13. Игровой фольклор. Художественно своеобразие игрового фольклора.
- 15. Эпическая традиция народных сказителей.
- 16. Явления позднетрадиционного фольклора в нхк
- 17. Фольклор периода вов.
- 18. Народное танцевальное творчество.
- 19. Народное декоративно-прикладное творчество
- 20. Региональные традиции певческих стилей.
- Раздел 3.
- 1. Педагогика нхт в этнокультурном пространстве.
- 2. Роль этнических художественных традиций в современном образовании и воспитании.
- 3. Понятие «коллектив». Учение Макаренко а.С. О коллективе.
- 4. Функции художественной самодеятельности.
- 5. Сфера досуга в деятельности любительских коллективов.
- 6. Особенности творчества в авторских коллективах.
- 7. Воспитательные традиции народов мира.
- 8. Творчество - как основная функция художественной деятельности.
- 9. Методика подготовки и проведения праздников, фестивалей, конкурсов, выставок нхт)
- 10. Клубная художественная самодеятельность
- 11. Значение деятельности профессиональных коллективов для коллективов художественной самодеятельности.
- 12. Значение социализации в педагогике нхт и её связь с этническими особенностями.
- 13. Народное творчество в педагогических системах выдающихся новаторов педагогики.
- 14. Государственный стандарт как требования к подготовке учащихся по той или иной предметной области.
- 16. Понятие «учебный план», «программа курса», основные составляющие структуры.
- 17. Методика подготовки и проведения ,учебного занятия по народному художественному творчеству в разных возрастных группах
- 18. Формы и методы проведения учебных занятий в коллективах любительского творчества.
- 19. Понятие «Руководство» и функции руководителя коллектива.
- 20. Организация и организационная деятельность в художественно-творческом коллективе