10. Основные виды мифов и история их изучения.
По внутренним свойствам ученые выделяют мифы:
1. Этиологические (объяснительные). Причинность тех или иных природн, культурн и социальн событий, предметов, явлений. Происхожд. животных, природного мира, отдельных видов хозяйств. и иной деят-ти людей;
культовые мифы объясняют происхожд. обрядов и культовых действ;
2. Космогонические. Происхожд. солнца, луны, земли, планет, космоса в целом и отд-х его частей. У мног. древн. нар. Тенденция к гармонии, порядку, когда хаос превращается в космос. Представл о строен Вселен-й (рождение из хаотич, бесформ стихии земли, неба; возникновен огня, воздуха воды). Становл-е мира: небо отдел-ся от земли, земная твердь - из океана, светила - место на небе, земля - ясные очертания и на ней появляются растения, животные, люди. Созд-е Вселен-й причудливо фантастично;
антропогонические– происх. чел-ка– из животных, земли, глины, дерева;
Астральные. О звездах и планет (рис-ся животными и людьми, перемещ с неба на землю, принимая облик чел-ка или животн; и обратно - из людей в животных и звезды). В некоторых мифол-х (БлижВост, Кит) созвездия отожд-сь с животными - картины движ небесн светил - влияют на судьбу всего мира и кажд чел-ка. Солярные и лунарные - Солнца (главн, царств, всевид божество) и Луны. В греч. - Гелиос разъезж на огнен колесн (Солнце ассоц-ся с колесом), запряженной 4ркой огнедыш-х коней. Солнце - мужское начало, Луна –женское. Восх - зах Солнца - суточн цикл и смена времен года (оживл и увяд прир, рожд-е живоносного света и наступл тягостного мрака).
3. Тотемические. Чудесное, сверхъест и фантастич родство м-ду людьми и тотемами (животн, раст). Животн, раст-я и люди - общими св-вами, т.е. люди имеют черты животных и растений, а животные и растения – черты людей. Распр-ны среди австрал. и африк. нар. Есть и в егип. и греч. (о нарциссе, прекрасном юноше, кот влюбился в свое отраже и умер от этой любви - боги превратили в цветок). Часты взаимные превращения людей и животных.
4. Календарные. Регулярная смена времен года породила мифологические представления о плодоносящей силе земли (умирании зимой и воскреш весной). В некот мифах герой, влияющ на судьбу растит-ти, урожая, уходит и снова возвращается, умирает и возрождается. Иногда вступает в битву с демоном или другим мифич сущ-вом, гибнет в схватке или исчезает, но его находят, воскрешают, и он одерживает победу над своим противником;
5. Героические. О судьбе героя, важных событ в его жизни - от чудесн рожд, с разн испытаниями, подвигами, кончая смертью. Фантастич-я судьба героя (рожден от бога и земной женщины; от бессмертной богини и смертного мужчины), уходит, изгоняется из семьи (гонения божества, собственные проступки, угроза для власти отца), странств-ет в других краях, приобрет. друзей или духов-помощников, переживает временную смерть, и воскресает.
6. Эсхатологические - о конце мира, его гибели. Хаос поглощает, разрушает порядок, космос, суша исчезает из-за всемирн потопа и т.д. О всемир катастр, гибели великанов, смерти богов, живших до появл-я людей, катаклизмах, связ-х с обновлением мира. Рассказывают о возмездии всему человеческому роду со стороны богов (грехи людей столь велики). Наказывая за преступления, боги насылают на мир огонь, потоп, мор, холод и голод.
История изучения мифов.
Мифол-я – изуч содерж, сюжеты, образы, распростран, трансформ мифов.
Миф в зачаточн. состоянии переплетает элементы религии, философии, искусства и науки (греч. миф толчок к зарождению театра с 4 в до н.э.; космогонический миф повлиял на творчество Гомера и Гесиода, на воззрения Пифагора, Гераклита, Демокрита.
Методология изучения мифов:
- Философская традиция (кон 18-нач 19 в.) – Шеллинг, братья Гримм, позже Ницше, Бергсон. В 20 в. Фрейд и Юнг;
- Этнографическая – изучение архаического мифа и его функциониров-я в первобытной. культуре. Тайлор, Азеги, Малиновский;
- Филологическое направление – Фрэйзер, Мюллер, Мэррей;
- Материалистический подход – миф - фантастическое отражение реальности. Вольтер, Маркс, Энгельс, Дидро;
- Структуралистический подход – Р. Барт - создатель структуры антропологии.
В Рос. 1е работы появл-ся в 18 в. (М.Д. Чулков «Краткий мифологический лексикон»; М.В. Попов «Краткое описание славянского беснословия») - импульсы к выходу в свет новых работ, связанных со славянскими мифологическими образами, персонажами:
- 1804г. «Древние религии славян» Гр. Глинка – изложение мифол. знаний и предст. автора, система описания славянских богов;
- 1804 «Славянская и рос-я мифол-я» Кайсаров – словарь славянских мифов, попыт. создать сист. классифик-и славянских богов.
Мифологич. школа– Афанасьев, Потебня, Буслаев, Миллер, Веселовский – сбор фольклора, народных сказок, легенд, обрядов, былин. Попытка установить взаимосвязь между языком, эпосом, мифом (Буслаев: Перун – Илья-пророк – Илья Муромец).
1870г. принцип историзма. Мифол.- как результат развития первобытной культуры, и как часть совокупной исторической памяти.
Все это дало толчок к изучению мифа, появилось много ученых, заинтересовавшихся мифом (Гальковский, Лосев, Рыбаков и др.).
Исследование мифа многое может рассказать о истории народа, помочь понять значение и смысл обрядов и традиций. Через миф, раскрываются духовные ценности и идеалы народа (ценностное отношение к природе, семье, предкам и др.).
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Раздел 1.
- 1. Функции народной художественной культуры.
- 2. Сущность, структура нхк.
- 3. Понятие «Этногенез». Теория этногенеза л.Н.Гумилева.
- 4. Понятие ценности в системе нхк.
- 5. Исходные понятия теории нхк: культура, художественная культура, нхк.
- 6. Связь теории нхк с др. Науками. Понятия: этнология, антропология, этнография, этнопсихология, фольклористика.
- 7. Менталитет, нац. Хар-р, нац. Самосоз.-как явл. Народного мышления
- 8. Изучение нхк в контексте хк: акад.Школы и научные направления.
- 9. Нхк как система мифологического сознания.
- 10. Основные виды мифов и история их изучения.
- 11. Мифы и верования древних славян и их отражение в народном творчестве.
- 12. Роль реформ Петра 1 в развитии нхк.
- 13. Мифология древних славян в творчестве писателей и композиторов.
- 14. Многообразие и самобытность традиций художественных культур народов Росси.
- 15. Влияние христ культуры на народн сознание и его отражение в нхк.
- 16. Явления народного творчества в период формирования городской культуры
- 17. Становление и развитие отечественной фольклористики.
- 18. Фольклор как устное нх и как совок. Всех видов нт.
- 19. Понятия традиций в нхк.
- 20. Соотношение понятий «нхк», «нхт», «фольклор».
- Раздел 2 Основные виды и жанры нхк
- 1. Худож-образная система крестьянск жилища и домашняя утварь.
- 2. Традиц. Крестьян одежда, виды её украшения как форма нар. Иск-ва.
- 3. Народный землед календарь в системе художественной культуры.
- 4. Семейно-быт обряды и празд. Рожд и имянареч. Похорон-помин обряд
- 5. Русская свадебная обрядность. Худож своеобразие свадебных плачей.
- 6. Художественные традиции в строительстве русских городов.
- 7. Художественное своеобразие Русской народной инструмен музыки.
- 8. Худож особен народн календ празд-в и обрядов на городской площади.
- 9. Фольклорный театр и его художественные традиции
- 10. Явления площадной культуры. Синтез и самобытность.
- 11. Истоки культового зодчества. Строительство храмов.
- 12. Особенности детского обрядового фольклора и фольклора пестования
- 13. Игровой фольклор. Художественно своеобразие игрового фольклора.
- 15. Эпическая традиция народных сказителей.
- 16. Явления позднетрадиционного фольклора в нхк
- 17. Фольклор периода вов.
- 18. Народное танцевальное творчество.
- 19. Народное декоративно-прикладное творчество
- 20. Региональные традиции певческих стилей.
- Раздел 3.
- 1. Педагогика нхт в этнокультурном пространстве.
- 2. Роль этнических художественных традиций в современном образовании и воспитании.
- 3. Понятие «коллектив». Учение Макаренко а.С. О коллективе.
- 4. Функции художественной самодеятельности.
- 5. Сфера досуга в деятельности любительских коллективов.
- 6. Особенности творчества в авторских коллективах.
- 7. Воспитательные традиции народов мира.
- 8. Творчество - как основная функция художественной деятельности.
- 9. Методика подготовки и проведения праздников, фестивалей, конкурсов, выставок нхт)
- 10. Клубная художественная самодеятельность
- 11. Значение деятельности профессиональных коллективов для коллективов художественной самодеятельности.
- 12. Значение социализации в педагогике нхт и её связь с этническими особенностями.
- 13. Народное творчество в педагогических системах выдающихся новаторов педагогики.
- 14. Государственный стандарт как требования к подготовке учащихся по той или иной предметной области.
- 16. Понятие «учебный план», «программа курса», основные составляющие структуры.
- 17. Методика подготовки и проведения ,учебного занятия по народному художественному творчеству в разных возрастных группах
- 18. Формы и методы проведения учебных занятий в коллективах любительского творчества.
- 19. Понятие «Руководство» и функции руководителя коллектива.
- 20. Организация и организационная деятельность в художественно-творческом коллективе