15. Эпическая традиция народных сказителей.
Русский эпос: песни, сказания, предания повествовательного характера, произведения о событиях из жизни героев, которые создавались устным путем, исполнялись и запоминались на слух, передавались из поколения в поколение.
Былины (самый древний вид устного эпоса) – песни большого объема (неск-ко сот, иногда тысяч стихов), имеют особый стихотворный размер (2-3ударный тонический стих, кол-во слогов варьируется незначительно, но число ударений в каждой строке одинаково). Персонажи былин, непохожи на реальных людей, в них происходят необычные события, которые в действительном мире происходить не могли, много вещей, обладающих чудодейственными свойствами.
Былина вызвала живой интерес, стала предметом исследований после публикаций в 1818 г. эпического сборника 18 в. «Древние российские стихотворения, собр. Киршею Даниловым». В середине 19 в. П.Н. Рыбников открыл факт бытования и живого исполнительства былин на русском Севере (интерес возрос). А.Ф. Гильфердинг сделал важное наблюдение над соотношением традиций и личного почина в пении онежских певцов.
В былине сконцентрирован, поэтически и философски осмыслен, богатый исторический опыт народа (борьбы с завоеват-ми; становления госуд., семейных отношений; социальной борьбы народа с угнетателями; общественные идеалы). Представление о нравственных ценностях, исторический идеал человеческого поведения и образа мысли, идеальный тип русского былинного героя, как воплощ. представл-я народа о личном достоинстве, гуманизме, любви к родной земле, свободолюбии, социальной активности и бесстрашии.
В центре –герои-богатыри. (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Садко, Василий Буслаевич). Веками существовали исключительно в устной традиции, потому вариативны и многослойны, в них сохранились приметы разных эпох, соединены языческие и христианские элементы.
Худож. приемы: гипербола (один противостоит войску, выдергивает дуб с кореньями); метафоричность языка; использование сравнений и психологического параллелизма (события жизни людей с природными явлениями); роль устойчивых эпитетов.
Композиция: запев (не связан с сюжетом); зачин – начало рассказа, экспозиция; завязка действия (стремительно); кульминация и развязка (повержен враг).
Все русские былины можно подразделить на 2 цикла:
- киевский – героические песни о подвигах богатырей – воинов, защищающих Русскую землю от несметных полчищ врагов;
- новгородский – былины говорят о мирной жизни, быте, торговле, приключениях купцов.
В.Я. Пропп выделяет следующие песенные жанры:
- героические. Бой, открытое столкновение, героическая схватка богатыря с врагом (Змей, Соловей-разбойник, Тугарин, Идолище), освобождает Киев, очищает Рус. землю от насильника (о Добрыне-змееборце, Алеше Поповиче и Тугарине, Илье Муромце и Соловье-разбойнике, Илье и Идолище). Посвящены и социальной борьбе, герой борется с князем и его боярским окружением за свое попранное достоинство (былина о Сухмане), бунтует против власти богатых и знатных, возглавляя бунт неимущих и простолюдинов (былина о бунте Ильи Муромца против князя Владимира; борьба Василия Буслаевича с новгородцами);
- сказочные – типичные образы и ситуации волшебной сказки (в былине о Садко - волшебный даритель, посылающего Садко со дна Ильмень-озера чудесный дар -волшебное средство – рыбку с золотыми перьями). Дар позволяет Садко в споре выиграть богатый заклад у новгор. купцов. Он попадает в иной мир - подводное царство, где ему предлагают выбрать невесту среди дочерей морского царя. Героя другой сказочной былины – Михайло Потыка – закапывают вместе с умершей женой. Будучи погребен, он припасенными металлическими прутами убивает змею, пытающуюся погубить его;
- новеллистические – нет открытой схватки, боя, военного столкновения. Бытовой эпизод встречи, спора, сватовства или какого-либо иного происшествия. Песня о Микуле и Вольге – крестьянин-труженник, землепашец противопоставлен князю-феодалу. Тема былины о Соловье Будимировиче – сватовство, не осложненное безысходно трагическим расхождением между будущими супругами. Носит светлый характер, тон веселый, заканчивается она счастливо.
Баллада – трагические истории любовных и семейных отношений (песня о Даниле Ловчанине; заключительная часть былины о Дунае и Настасье, где герой ревнуя жену-воительницу к своей богатырской славе, убивает ее, ожидающую рождения сына, а затем сам кончает самоубийством в порыве отчаяния).
Духовные стихи – эпические или лирические пр-я религиозного характера или народные произведения на религиозные темы. Разрешается их петь во время постных дней, когда запрещается исполнение песен, и во время постов (кроме Великого). Репертуары стихов в разных регионах различны. На севере (Карелия) стихами (ударение на первый слог) называют, кроме самих стихов, ряд баллад (о братьях-разбойниках и сестре или Василии и Софье). На юге (Бесарабия) старообрядцы белокринского согласия делят стихи на постовые (существуют в устной традиции местного населения и связаны с календарем) и монастырские (пелись иноками в старообрядческих монастырях и мели письменную традицию). Функция его – посредник между книжной христианкой и устной народной культурой. Источник их содержания – сюжет Ветхого и Нового завета (в толковании христианских писателей). На духовный стих большое воздействие оказали иконы и фрески (стихи о Страшном суде).
Создателями и исполн. духовных стихов в Др. Руси были калики (калики перехожие), паломники по святым местам и монастырям. - бродячими певцами с серьезным «божественным» репертуаром. Новое развитие творчества в области духовных стихов получило со времени церковного раскола в 50-70 г. 17 в. В старообрядческой среде духовный стих пережил свое второе рождение.
Духовные стихи складывались: как ответвление церковных песнопений; постоянно испытывая воздействие различных «языческих» песенных жанров русского фольклора. В устном бытовании духовные стихи взаимодействовали с былинами, обрядовыми и историческими песнями, подвергались их влиянию и сами оказывали значительное воздействие на них.
Исторические песни. Жанр лирико-эпических песен, посвященных конкретным историческим событиям и лицам 14-нач.19в. Идея единства Рус.земли, борьба, с отражением определенного события, конкретный исторический факт (точны): «Взятие Казани», «Взятие Астрахани», «Женитьба Ивана Грозного», «Набег крымского хана», «Взятие Сибири Ермаком»; цикл о Сеньке Разине. Характерно: стилевое единство с эпическими жанрами; сольная традиция исполнения; политекстовость напевов (на Севере) и: нет политекстовых напевов в традиции их исполнения; нет сольной традиции их пения-коллективом; внутрислоговая мелодика и развитое многоголосие (на Юге).
Сказители. Сказителем былин мог быть не каждый, нужно умение слагать сюжеты, повествовать особым языком и в особой манере, необходимы и актерские навыки (преподнесение интонации во избежание монотонности). Существовали династии сказителей: Рябининых – отец, сын, пасынок (Север). Аграфена Матв. Крюкова, передала дочери. Традиция исполнения исключительно сольная, передающаяся чаще по мужской линии, каждая семья исполняла на свой напев (1-2). Рябинины: на 2 напева: с нисходящей мелодической интонацией с трехударным поэтическим текстом (тонический) и ?
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Раздел 1.
- 1. Функции народной художественной культуры.
- 2. Сущность, структура нхк.
- 3. Понятие «Этногенез». Теория этногенеза л.Н.Гумилева.
- 4. Понятие ценности в системе нхк.
- 5. Исходные понятия теории нхк: культура, художественная культура, нхк.
- 6. Связь теории нхк с др. Науками. Понятия: этнология, антропология, этнография, этнопсихология, фольклористика.
- 7. Менталитет, нац. Хар-р, нац. Самосоз.-как явл. Народного мышления
- 8. Изучение нхк в контексте хк: акад.Школы и научные направления.
- 9. Нхк как система мифологического сознания.
- 10. Основные виды мифов и история их изучения.
- 11. Мифы и верования древних славян и их отражение в народном творчестве.
- 12. Роль реформ Петра 1 в развитии нхк.
- 13. Мифология древних славян в творчестве писателей и композиторов.
- 14. Многообразие и самобытность традиций художественных культур народов Росси.
- 15. Влияние христ культуры на народн сознание и его отражение в нхк.
- 16. Явления народного творчества в период формирования городской культуры
- 17. Становление и развитие отечественной фольклористики.
- 18. Фольклор как устное нх и как совок. Всех видов нт.
- 19. Понятия традиций в нхк.
- 20. Соотношение понятий «нхк», «нхт», «фольклор».
- Раздел 2 Основные виды и жанры нхк
- 1. Худож-образная система крестьянск жилища и домашняя утварь.
- 2. Традиц. Крестьян одежда, виды её украшения как форма нар. Иск-ва.
- 3. Народный землед календарь в системе художественной культуры.
- 4. Семейно-быт обряды и празд. Рожд и имянареч. Похорон-помин обряд
- 5. Русская свадебная обрядность. Худож своеобразие свадебных плачей.
- 6. Художественные традиции в строительстве русских городов.
- 7. Художественное своеобразие Русской народной инструмен музыки.
- 8. Худож особен народн календ празд-в и обрядов на городской площади.
- 9. Фольклорный театр и его художественные традиции
- 10. Явления площадной культуры. Синтез и самобытность.
- 11. Истоки культового зодчества. Строительство храмов.
- 12. Особенности детского обрядового фольклора и фольклора пестования
- 13. Игровой фольклор. Художественно своеобразие игрового фольклора.
- 15. Эпическая традиция народных сказителей.
- 16. Явления позднетрадиционного фольклора в нхк
- 17. Фольклор периода вов.
- 18. Народное танцевальное творчество.
- 19. Народное декоративно-прикладное творчество
- 20. Региональные традиции певческих стилей.
- Раздел 3.
- 1. Педагогика нхт в этнокультурном пространстве.
- 2. Роль этнических художественных традиций в современном образовании и воспитании.
- 3. Понятие «коллектив». Учение Макаренко а.С. О коллективе.
- 4. Функции художественной самодеятельности.
- 5. Сфера досуга в деятельности любительских коллективов.
- 6. Особенности творчества в авторских коллективах.
- 7. Воспитательные традиции народов мира.
- 8. Творчество - как основная функция художественной деятельности.
- 9. Методика подготовки и проведения праздников, фестивалей, конкурсов, выставок нхт)
- 10. Клубная художественная самодеятельность
- 11. Значение деятельности профессиональных коллективов для коллективов художественной самодеятельности.
- 12. Значение социализации в педагогике нхт и её связь с этническими особенностями.
- 13. Народное творчество в педагогических системах выдающихся новаторов педагогики.
- 14. Государственный стандарт как требования к подготовке учащихся по той или иной предметной области.
- 16. Понятие «учебный план», «программа курса», основные составляющие структуры.
- 17. Методика подготовки и проведения ,учебного занятия по народному художественному творчеству в разных возрастных группах
- 18. Формы и методы проведения учебных занятий в коллективах любительского творчества.
- 19. Понятие «Руководство» и функции руководителя коллектива.
- 20. Организация и организационная деятельность в художественно-творческом коллективе