18. Формы и методы проведения учебных занятий в коллективах любительского творчества.
Методы обучения (греч. способ, путь) – способ деятельности учителя и обучающегося, позволяющий им овладеть ЗУНами и использовать их на практике.
Методы подбираются:
- с учетом возрастных особенностей;
- содержания и особенностей предмета;
- целей и задач занятия.
Методы бывают:
Теоретические:
- наглядные;
- словесные (рассказ - словесное описание события, беседа – диалогическая форма, лекция - односторонняя передача информации большого объема, дискуссия - строится на обмене взглядов учащихся с учителем, в ее основе лежит какая-либо проблема; работа с книгой, пересказ, анализ)
Практические:
- упражнение – репродуктивный вид деятельности (повторение), без которого невозможно выработать навыки.
Стимулирущие:
- эффект удивлении;
- построение проблемных ситуаций.
Методика – часть педагогики, которая помогает с помощью принципов, приемов, способов, методов наиболее целесообразно строить учебный процесс и решать входящие в него задачи.
Прием – частный метод.
Способ – средство.
Урок – основная форма, которая обязательная для всех, четко ограничена по времени, строго распределен материал по темам.
Урок народного творчества включает различные виды деятельности:
- слушание музыки;
- элементы театрализации;
- песня, танец.
Структура урока народного творчества свободна, зависит от цели, содержания материала, его сложности и объема.
Типы уроков:
- урок-введение;
- углубления темы;
- закрепления.
Но все они имеют сходство в:
- цели;
- основа их – психолого-педагогическая закономерность;
- применение общих принципов;
- единая форма организации (структура);
- целостность урока;
- общие методы обучения.
Структура:
- организационный момент
- вводная часть
- повтор пройденного материала
- новый материал
- подведение итогов (домашнее задание)
Формы – репетиция, урок, занятия, лекция, беседа, концерт, мероприятие, экскурсия, семинар, конкурс, фестиваль.
Общая программа. Побуждение ребенка к добросовестному выполнению основных социальных функций гражданина. Программная организация процесса позволяет осуществить переход от элементарных навыков до сознательного выбора жизненного пути, а также выстраивает мировоззрение ребенка. Если мировоззрение интегрирует (соединяет) все качества личности, трудовая физическая закалка составляет содержательную основу, мораль и нравственность определяет их направленность и подчиненность главным принципам поведения.
Частная программа. Вырабатывается на основе общей, охватывает не все направления воспитания и образования. Реализуется на одном этапе учебно-воспитательного процесса. Строится по принципу расшифровки и детализации общей программы. В части программы рассматриваются качества личности на уроке привычных поступков, а также умений и навыков, усваивании понятий и идей, объема знаний. Этот документ, отражающий деятельность педагога, объединения, учреждения. Также – это вид творческой разработки по какому-либо виду деятельности педагога и детей. Данная программа дает четкие представления о целях, задачах и путях достижения. Два вида: собственно дополнительного образования, театральной студии, музыкального кружка; программа типа хобби (вид деятельности не связан с базовым учреждением).
Индивидуальная программа воспитательной работы. Создается на основе общей и частной программ индивидуально отдельным педагогом по конкретному его замыслу. Реализуется в практической работе с отдельными воспитанниками в короткий срок (индивидуальные, творческие, авторские). Индивидуальная – должна содержать новообразования. Авторская – разработана и апробирована одним или группой педагогов. Эти обе программы могут быть творческими, т.к. каждый педагог реализует ее в своих условиях.
Актуальность разработки программ обусловлена тем, что УДОД не могут иметь базисной основы в силу своей специфики. Деятельность УДОД значительно отличается от других образовательных учреждений. Здесь есть 3 основы: интерес, свобода выбора, необязательность посещения занятий.
Программа дает всем участникам педагогического процесса (педагог, родитель, ребенок) представить цели и задачи совместной деятельности, а также указывает пути достижения цели и определяет результаты. Программа позволяет педагогу оперативно корректировать процесс, изменять методику работы. В ней выстраиваются перспективы педагогической деятельности. В первую очередь определяются проблемы, обосновываются цели и задачи, а также тематическое планирование, фиксируются критерии оценки. Педагог может использовать различные типы программ, но программа должна быть продуманной, объемной, логичной, содержательной.
Согласно государственным требованиям в программу государственного стандарта должны входить:
- учебный план;
- учебно-тематический план;
- сама программа (содержание);
- методические рекомендации;
- список литературы
Они могут быть приближены к базовым программам, а могут выходить за пределы базового образования.
Система: цель – средства – результат.
Функции цели:
- модификация;
- концентрация;
- побуждение;
- стимуляция;
- коррекция;
- направляющая;
- приспособительная;
- структурообразующая.
Ведущая цель – развитие личности, в зависимости от содержания, методов и форм программы, правильно поставленные цели и задачи позволяют педагогу перейти от авторитарного педагога до демократического.
Обязательны в программе – титульная страница и пояснительная записка, а также могут появиться приложения.
Титульная страница оформляется с требованиями ГОСТа. 14 шрифт, 1,5 интервал. Поля: верх -2, низ – 2,5, лево – 3,5, право -1,2 см. Шапка – вверху, по центру – название учреждения полностью. Ниже шапки, по правому краю – резолюция директора, дата, подпись (с расшифровкой) и печать. Ниже – ПРОГРАММА и в кавычках – название программы, ниже – сколько лет используется. Ниже, у правого поля - Ф.И.О., должность составителя. Внизу -город и год. На следующей странице – оглавление.
Пояснительная записка. При большом объеме программы может быть разделена на 2 части: введение и сама пояснительная записка. Во введении помещается информация, касающаяся данного вида деятельности (историческая справка, география), следуют кратко обосновать сущность сложившейся ситуации, выходы на социальную действительность и потребности ребенка. В пояснительной – информация о конкретной программе, наименование, актуальность, значимость данного вида деятельности, цели и задачи, краткая характеристика возрастных и индивидуальных особенностей детей, обоснование материальной базы.
Цели и задачи образуют 3 направления: обучение, воспитание, развитие.
Цели и задачи могут отвечать на 4 основных вопроса:
обеспечение каждому ребенку требуемого уровня образования, формирование у ребенка умения получать самостоятельно образование;
воспитание морально-нравственных ценностей, экологического самосознания и общественно-ценностных личностных качеств;
обеспечение гармонического, физического и эстетического развития;
выработка навыков здорового образа жизни.
4 элемента учебно-воспитательного процесса:
1. овладение воспитанниками основами наук;
2. трудовая подготовка;
3. активное участие в жизни общества;
4. нравственно-эстетическое и физическое воспитание.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Раздел 1.
- 1. Функции народной художественной культуры.
- 2. Сущность, структура нхк.
- 3. Понятие «Этногенез». Теория этногенеза л.Н.Гумилева.
- 4. Понятие ценности в системе нхк.
- 5. Исходные понятия теории нхк: культура, художественная культура, нхк.
- 6. Связь теории нхк с др. Науками. Понятия: этнология, антропология, этнография, этнопсихология, фольклористика.
- 7. Менталитет, нац. Хар-р, нац. Самосоз.-как явл. Народного мышления
- 8. Изучение нхк в контексте хк: акад.Школы и научные направления.
- 9. Нхк как система мифологического сознания.
- 10. Основные виды мифов и история их изучения.
- 11. Мифы и верования древних славян и их отражение в народном творчестве.
- 12. Роль реформ Петра 1 в развитии нхк.
- 13. Мифология древних славян в творчестве писателей и композиторов.
- 14. Многообразие и самобытность традиций художественных культур народов Росси.
- 15. Влияние христ культуры на народн сознание и его отражение в нхк.
- 16. Явления народного творчества в период формирования городской культуры
- 17. Становление и развитие отечественной фольклористики.
- 18. Фольклор как устное нх и как совок. Всех видов нт.
- 19. Понятия традиций в нхк.
- 20. Соотношение понятий «нхк», «нхт», «фольклор».
- Раздел 2 Основные виды и жанры нхк
- 1. Худож-образная система крестьянск жилища и домашняя утварь.
- 2. Традиц. Крестьян одежда, виды её украшения как форма нар. Иск-ва.
- 3. Народный землед календарь в системе художественной культуры.
- 4. Семейно-быт обряды и празд. Рожд и имянареч. Похорон-помин обряд
- 5. Русская свадебная обрядность. Худож своеобразие свадебных плачей.
- 6. Художественные традиции в строительстве русских городов.
- 7. Художественное своеобразие Русской народной инструмен музыки.
- 8. Худож особен народн календ празд-в и обрядов на городской площади.
- 9. Фольклорный театр и его художественные традиции
- 10. Явления площадной культуры. Синтез и самобытность.
- 11. Истоки культового зодчества. Строительство храмов.
- 12. Особенности детского обрядового фольклора и фольклора пестования
- 13. Игровой фольклор. Художественно своеобразие игрового фольклора.
- 15. Эпическая традиция народных сказителей.
- 16. Явления позднетрадиционного фольклора в нхк
- 17. Фольклор периода вов.
- 18. Народное танцевальное творчество.
- 19. Народное декоративно-прикладное творчество
- 20. Региональные традиции певческих стилей.
- Раздел 3.
- 1. Педагогика нхт в этнокультурном пространстве.
- 2. Роль этнических художественных традиций в современном образовании и воспитании.
- 3. Понятие «коллектив». Учение Макаренко а.С. О коллективе.
- 4. Функции художественной самодеятельности.
- 5. Сфера досуга в деятельности любительских коллективов.
- 6. Особенности творчества в авторских коллективах.
- 7. Воспитательные традиции народов мира.
- 8. Творчество - как основная функция художественной деятельности.
- 9. Методика подготовки и проведения праздников, фестивалей, конкурсов, выставок нхт)
- 10. Клубная художественная самодеятельность
- 11. Значение деятельности профессиональных коллективов для коллективов художественной самодеятельности.
- 12. Значение социализации в педагогике нхт и её связь с этническими особенностями.
- 13. Народное творчество в педагогических системах выдающихся новаторов педагогики.
- 14. Государственный стандарт как требования к подготовке учащихся по той или иной предметной области.
- 16. Понятие «учебный план», «программа курса», основные составляющие структуры.
- 17. Методика подготовки и проведения ,учебного занятия по народному художественному творчеству в разных возрастных группах
- 18. Формы и методы проведения учебных занятий в коллективах любительского творчества.
- 19. Понятие «Руководство» и функции руководителя коллектива.
- 20. Организация и организационная деятельность в художественно-творческом коллективе