19. Понятие «Руководство» и функции руководителя коллектива.
Организация и организационная деятельность в художественно-творческом коллективе
Руководить объединения не всегда чему-то учит его членов. Но он всегда возглавляет и рационально строит совместную деятельность, т.е. выступает как организатор.
Организаторская работа направлена на конкретных людей и выражается в их мобилизации, координации их совместных усилий, налаживания отношений и сотрудничества.
Руководитель – человек, объединяющий группу (эта функция требует соответствующих качеств лидера).
Лидер – человек, обладающий свойствами, благодаря которым он, даже не занимая официального поста, с согласия группы (открытого или молчаливого) возглавляет ее. Лидер инициативен, заинтересован в достижении общей цели, хорошо информирован о делах группы, общителен, обладает личной привлекательностью.
Руководитель призван систематически заботиться о сплочении группы, о развитии ее внутренних связей, нужных для лучшего достижения общих целей. Он должен помочь каждому ее члену найти достойное и прочное место в системе межличностных связей (проявляя одновременно настойчивость и такт).
Руководитель – воспитатель коллектива (формирование личности через организацию деятельности, комплексный подход к воспитанию), внимание созданию «воспитательных ситуаций». Один из главнейших воспитательных факторов – сама личность руководителя (принцип параллельного действия Макаренко – влияние на человека через группу, которой он принадлежит; принцип равной требовательности ко всем).
Руководитель – организатор целевой деятельности (в организацию любых дел всегда вплетены определенные воспитательные задачи; работа начинается с постановки задач, с выработки стратегии и тактики их решения). Распределять задания с учетом как деловых, так и дидактически-воспитательных соображений.
У функций руководителя: социально-психологических; педагогических; профессиональных, не мало точек соприкосновения, подлинный успех приносит только гармоническое их сочетание.
Качества руководителя:
- понимание природы человеческих отношений;
- умение быстро и точно оценивать психологические особенности людей, мотивы их поведения, внутреннее состояние, отношения с партнерами; способность правильно соотносить задачи коллектива с его составом, ориентироваться в возникающих ситуациях и прогнозировать их развитие;
- способность к эмоционально-волевому воздействию; умение передать другим свое отношение к делу, владение многообразными формами побуждения (просьба, призыв, приказ и т.п.);
- требовательность и доброжелательная критичность.
Типы руководителя:
- авторитарный – характерно неограниченное единовластие руководителя во всех существенных вопросах. Стиль управления при этом может быть довольно мягким, но первое и последнее слово – за единоличным руководителем. Такое руководство можно считать целесообразным на ранних стадиях развития кружка, а также в отдельных критических ситуациях (когда есть разногласия участников и непродуктивные и нездоровые споры);
- демократический - противоположен авторитарному: все существенные вопросы (в том числе и оперативные) разрешаются сообща, каждое значимое решение обсуждается и принимается совместно. Функция лидера в данном случае в том, чтобы выявить и кристаллизовать общее мнение, содействовать точному выполнению принятого плана. Такой тип характерен и приемлем для небольших любительских объединений;
- консультативный – своеобразная комбинация первых двух типов. Руководитель активно формирует решения, обычно выносит их от своего имени, не апеллируя каждый раз к общему суждению; он руководит всей повседневной деятельностью, но каждому принципиальному решению предшествуют консультации – или со всем объединением, или с наиболее компетентной в этом вопросе его частью. Решение принимается сообща, а ответственность единолична.
По мере развития коллектива тип руководства и его внешние проявления неизбежно меняются.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Раздел 1.
- 1. Функции народной художественной культуры.
- 2. Сущность, структура нхк.
- 3. Понятие «Этногенез». Теория этногенеза л.Н.Гумилева.
- 4. Понятие ценности в системе нхк.
- 5. Исходные понятия теории нхк: культура, художественная культура, нхк.
- 6. Связь теории нхк с др. Науками. Понятия: этнология, антропология, этнография, этнопсихология, фольклористика.
- 7. Менталитет, нац. Хар-р, нац. Самосоз.-как явл. Народного мышления
- 8. Изучение нхк в контексте хк: акад.Школы и научные направления.
- 9. Нхк как система мифологического сознания.
- 10. Основные виды мифов и история их изучения.
- 11. Мифы и верования древних славян и их отражение в народном творчестве.
- 12. Роль реформ Петра 1 в развитии нхк.
- 13. Мифология древних славян в творчестве писателей и композиторов.
- 14. Многообразие и самобытность традиций художественных культур народов Росси.
- 15. Влияние христ культуры на народн сознание и его отражение в нхк.
- 16. Явления народного творчества в период формирования городской культуры
- 17. Становление и развитие отечественной фольклористики.
- 18. Фольклор как устное нх и как совок. Всех видов нт.
- 19. Понятия традиций в нхк.
- 20. Соотношение понятий «нхк», «нхт», «фольклор».
- Раздел 2 Основные виды и жанры нхк
- 1. Худож-образная система крестьянск жилища и домашняя утварь.
- 2. Традиц. Крестьян одежда, виды её украшения как форма нар. Иск-ва.
- 3. Народный землед календарь в системе художественной культуры.
- 4. Семейно-быт обряды и празд. Рожд и имянареч. Похорон-помин обряд
- 5. Русская свадебная обрядность. Худож своеобразие свадебных плачей.
- 6. Художественные традиции в строительстве русских городов.
- 7. Художественное своеобразие Русской народной инструмен музыки.
- 8. Худож особен народн календ празд-в и обрядов на городской площади.
- 9. Фольклорный театр и его художественные традиции
- 10. Явления площадной культуры. Синтез и самобытность.
- 11. Истоки культового зодчества. Строительство храмов.
- 12. Особенности детского обрядового фольклора и фольклора пестования
- 13. Игровой фольклор. Художественно своеобразие игрового фольклора.
- 15. Эпическая традиция народных сказителей.
- 16. Явления позднетрадиционного фольклора в нхк
- 17. Фольклор периода вов.
- 18. Народное танцевальное творчество.
- 19. Народное декоративно-прикладное творчество
- 20. Региональные традиции певческих стилей.
- Раздел 3.
- 1. Педагогика нхт в этнокультурном пространстве.
- 2. Роль этнических художественных традиций в современном образовании и воспитании.
- 3. Понятие «коллектив». Учение Макаренко а.С. О коллективе.
- 4. Функции художественной самодеятельности.
- 5. Сфера досуга в деятельности любительских коллективов.
- 6. Особенности творчества в авторских коллективах.
- 7. Воспитательные традиции народов мира.
- 8. Творчество - как основная функция художественной деятельности.
- 9. Методика подготовки и проведения праздников, фестивалей, конкурсов, выставок нхт)
- 10. Клубная художественная самодеятельность
- 11. Значение деятельности профессиональных коллективов для коллективов художественной самодеятельности.
- 12. Значение социализации в педагогике нхт и её связь с этническими особенностями.
- 13. Народное творчество в педагогических системах выдающихся новаторов педагогики.
- 14. Государственный стандарт как требования к подготовке учащихся по той или иной предметной области.
- 16. Понятие «учебный план», «программа курса», основные составляющие структуры.
- 17. Методика подготовки и проведения ,учебного занятия по народному художественному творчеству в разных возрастных группах
- 18. Формы и методы проведения учебных занятий в коллективах любительского творчества.
- 19. Понятие «Руководство» и функции руководителя коллектива.
- 20. Организация и организационная деятельность в художественно-творческом коллективе