15. Влияние христ культуры на народн сознание и его отражение в нхк.
Крещение Руси – введение христианства в Греко-православной форме начато Владимиром Свтославовичем «Кросно Солнышко» в 988-989 гг. Способствовало развитию культуры, созданию памятников письменности, искусства архитектуры.
Стремясь укрепить непрочное государство Владимир обосновался в Киеве, откуда и управляет государством, а также начинает сплочение союзных славянских племен с помощью единой религии. Этот процесс не был быстротечным и сопровождался гонениями и насилиями над язычниками (уничтожение языческих капищ, насильственное крещение).
С принятием христианство языческие верования постепенно теряли свое значение, но внешние формы древних праздников оказались необычайно устойчивыми, и обрядовый фольклор продолжал жить как бы вне связи с породившим его язычеством. При том Христианская церковь весьма негативно относилась к традиционным народным песням и пляскам, считая их проявлением греховности, дьявольского прельщения. Негативно Церковь относилась и к фольклору, рожденному в недрах тн. «смеховой», или «карнавальной» культуры Древней Руси. Шумные народные гульбища с элементами театрального действа, с участием музыки (которые берут истоки в древних языческих обрядах), принципиально отличались от храмовых праздников. «Смеховая» культура была «кривым зеркалом» действительности, где все было наоборот, все менялось местами – добро и зло, низ и верх, реальность и фантазия, Для этих праздников характерно выворачивание наизнанку одежды, использование для ряжения рогожи, мочала, соломы, бересты, лыка и др.
Постепенно вливаясь в культуру народа, христианство стало укладом жизни русского народа, его духовной опорой. Так, языческий ящер (божество) уживается в христианской традиции, но только уже в ином толковании, как змей – знак дьявольской хитрости, искушения, греха.
Важным индикатором смешения традиций можно назвать жезлы. Древнейшие жезлы, атрибут Перуна, в язычестве завершались головой человека. С введением христианства на их месте появились головы орлов, уток, собак, лосей, а на рубеже 17-18 вв. жезлы завершаются лишь крупным шаром с геометрической нарезкой.
Христ культура прочно входит в народное сознание, сливаясь с языческой, отразившись в народной художественной культуре в виде духовного стиха, в появлении новых идеалов и героев. То же самое происходит и с народным календарем (появление святцев – Иван Купало + Иоанн Предтече).
Христ-во стало системообразующ фактором русской культуры. Единобожие, важность Воскресения Господне, доминанта жизни после смерти (влияло на к-ру - можно обеспечить жизнь после смерти), появл новые жанры – икона, знач золотого цвета – свет, лики святых в быту (вышивание), духовные песни.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Раздел 1.
- 1. Функции народной художественной культуры.
- 2. Сущность, структура нхк.
- 3. Понятие «Этногенез». Теория этногенеза л.Н.Гумилева.
- 4. Понятие ценности в системе нхк.
- 5. Исходные понятия теории нхк: культура, художественная культура, нхк.
- 6. Связь теории нхк с др. Науками. Понятия: этнология, антропология, этнография, этнопсихология, фольклористика.
- 7. Менталитет, нац. Хар-р, нац. Самосоз.-как явл. Народного мышления
- 8. Изучение нхк в контексте хк: акад.Школы и научные направления.
- 9. Нхк как система мифологического сознания.
- 10. Основные виды мифов и история их изучения.
- 11. Мифы и верования древних славян и их отражение в народном творчестве.
- 12. Роль реформ Петра 1 в развитии нхк.
- 13. Мифология древних славян в творчестве писателей и композиторов.
- 14. Многообразие и самобытность традиций художественных культур народов Росси.
- 15. Влияние христ культуры на народн сознание и его отражение в нхк.
- 16. Явления народного творчества в период формирования городской культуры
- 17. Становление и развитие отечественной фольклористики.
- 18. Фольклор как устное нх и как совок. Всех видов нт.
- 19. Понятия традиций в нхк.
- 20. Соотношение понятий «нхк», «нхт», «фольклор».
- Раздел 2 Основные виды и жанры нхк
- 1. Худож-образная система крестьянск жилища и домашняя утварь.
- 2. Традиц. Крестьян одежда, виды её украшения как форма нар. Иск-ва.
- 3. Народный землед календарь в системе художественной культуры.
- 4. Семейно-быт обряды и празд. Рожд и имянареч. Похорон-помин обряд
- 5. Русская свадебная обрядность. Худож своеобразие свадебных плачей.
- 6. Художественные традиции в строительстве русских городов.
- 7. Художественное своеобразие Русской народной инструмен музыки.
- 8. Худож особен народн календ празд-в и обрядов на городской площади.
- 9. Фольклорный театр и его художественные традиции
- 10. Явления площадной культуры. Синтез и самобытность.
- 11. Истоки культового зодчества. Строительство храмов.
- 12. Особенности детского обрядового фольклора и фольклора пестования
- 13. Игровой фольклор. Художественно своеобразие игрового фольклора.
- 15. Эпическая традиция народных сказителей.
- 16. Явления позднетрадиционного фольклора в нхк
- 17. Фольклор периода вов.
- 18. Народное танцевальное творчество.
- 19. Народное декоративно-прикладное творчество
- 20. Региональные традиции певческих стилей.
- Раздел 3.
- 1. Педагогика нхт в этнокультурном пространстве.
- 2. Роль этнических художественных традиций в современном образовании и воспитании.
- 3. Понятие «коллектив». Учение Макаренко а.С. О коллективе.
- 4. Функции художественной самодеятельности.
- 5. Сфера досуга в деятельности любительских коллективов.
- 6. Особенности творчества в авторских коллективах.
- 7. Воспитательные традиции народов мира.
- 8. Творчество - как основная функция художественной деятельности.
- 9. Методика подготовки и проведения праздников, фестивалей, конкурсов, выставок нхт)
- 10. Клубная художественная самодеятельность
- 11. Значение деятельности профессиональных коллективов для коллективов художественной самодеятельности.
- 12. Значение социализации в педагогике нхт и её связь с этническими особенностями.
- 13. Народное творчество в педагогических системах выдающихся новаторов педагогики.
- 14. Государственный стандарт как требования к подготовке учащихся по той или иной предметной области.
- 16. Понятие «учебный план», «программа курса», основные составляющие структуры.
- 17. Методика подготовки и проведения ,учебного занятия по народному художественному творчеству в разных возрастных группах
- 18. Формы и методы проведения учебных занятий в коллективах любительского творчества.
- 19. Понятие «Руководство» и функции руководителя коллектива.
- 20. Организация и организационная деятельность в художественно-творческом коллективе