6. Художественные традиции в строительстве русских городов.
1е города на Руси более 1000 лет назад. Накануне монг-татарского нашествия на Руси не мен 400. В Сев Европе Русь наз-ли «Гардарика» - страна городов.
«Город»- «городить» (средневек город был огорож деревян или камен укрепл).
Возникали вокр укреплен замка феодала; вокруг местного торга; из сельского поселения. Имели укрепления – стены с башнями, вал и ров; обширные торгово-ремесленные поселения – посад; рыночную площадь – торг.
Укрепленный центр города в Новгороде называли – детинцем, во Пскове – кром, В Москве – кремль (резиденция князя- главный городской собор и двор архиерея). Крепость - на крутом берегу реки или озера. - Реки снабжали город водой, служили транспортными путями.
Города возникшие на перекрестке торговых путей быстро росли (Новгород, Киев, Смоленск, Витебск, Ладога – «из варяг в греки»).
Русский средневековый город во многом отличался от западноевропейского. Не был тесен (строили просторно), Москва по размерам больше Лондона и Парижа - обширн дворы, сады и огороды, пустыри – характерно (делало похожим на большую деревню). Чаще 1этажные постройки (кроме боярских и купеческих палат). Строили из дерева (стены, башни крепостей, храмы, жилища, бани, амбары, мосты, изгороди, мостили улицы и площади). Каменными - немногие храмы и палаты. 1й каменный жил дом в Москве – палаты митрополита (сер. 15в.). Преимущ-ва деревянных построек: быстрота строит; дешевизна; гигиеничн. Недост: угроза пожаров (быстро отстраив).
Больш часть города составляли посады – поселения торгово-ремесленного люда. Посады сост. из слобод –жили люди, занимавшиеся определенным ремеслом (кузнецы, гончары, ткачи, хлебники пушкари, стрельцы), они на какое-то время освобождались властями от феодальной повинности, отсюда и название «слобода», т.е. «свобода». В 17 в. в Москве 150 слобод. Посад и слободы пересекали улицы, переулки, проходы и тупики. В Москве главные улицы шли от центра города к окраинам. В местах пересечения улиц строили башни с проездными воротами. Улицы - узкими и кривыми (не шире 6 м. –разъехаться 2м встречным повозк), весной, осенью, в дождь превращ в непролазное болото. Не было уличного освещения (появилось в 18в.), с наступлением сумерек передвижения по улицам прекращались, улицы запирали решетки. Караульные били в колотушки, отпугивая грабителей.
На своем дворе рядовой горожанин ставил деревянный дом в 3 окошка по фасаду (2х и 3х-этажные палаты). Городской дом в глубине двора, за ним постройки для скота – хлев, конюшня, –сад и огород. Горожане содержали хозяйство – скот, огород и сад (но не выращивали хлеб как крестьяне).
Центр среднев города – торговая площадь– торг, с многочисленными лавками.
В городе было множ храмов. В центре–собор (больш с пышным убранством).
Для украшений домов использовали резьбу. Каждый хозяин пытался украсить свой дом и двор, расписывая свои строения.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Раздел 1.
- 1. Функции народной художественной культуры.
- 2. Сущность, структура нхк.
- 3. Понятие «Этногенез». Теория этногенеза л.Н.Гумилева.
- 4. Понятие ценности в системе нхк.
- 5. Исходные понятия теории нхк: культура, художественная культура, нхк.
- 6. Связь теории нхк с др. Науками. Понятия: этнология, антропология, этнография, этнопсихология, фольклористика.
- 7. Менталитет, нац. Хар-р, нац. Самосоз.-как явл. Народного мышления
- 8. Изучение нхк в контексте хк: акад.Школы и научные направления.
- 9. Нхк как система мифологического сознания.
- 10. Основные виды мифов и история их изучения.
- 11. Мифы и верования древних славян и их отражение в народном творчестве.
- 12. Роль реформ Петра 1 в развитии нхк.
- 13. Мифология древних славян в творчестве писателей и композиторов.
- 14. Многообразие и самобытность традиций художественных культур народов Росси.
- 15. Влияние христ культуры на народн сознание и его отражение в нхк.
- 16. Явления народного творчества в период формирования городской культуры
- 17. Становление и развитие отечественной фольклористики.
- 18. Фольклор как устное нх и как совок. Всех видов нт.
- 19. Понятия традиций в нхк.
- 20. Соотношение понятий «нхк», «нхт», «фольклор».
- Раздел 2 Основные виды и жанры нхк
- 1. Худож-образная система крестьянск жилища и домашняя утварь.
- 2. Традиц. Крестьян одежда, виды её украшения как форма нар. Иск-ва.
- 3. Народный землед календарь в системе художественной культуры.
- 4. Семейно-быт обряды и празд. Рожд и имянареч. Похорон-помин обряд
- 5. Русская свадебная обрядность. Худож своеобразие свадебных плачей.
- 6. Художественные традиции в строительстве русских городов.
- 7. Художественное своеобразие Русской народной инструмен музыки.
- 8. Худож особен народн календ празд-в и обрядов на городской площади.
- 9. Фольклорный театр и его художественные традиции
- 10. Явления площадной культуры. Синтез и самобытность.
- 11. Истоки культового зодчества. Строительство храмов.
- 12. Особенности детского обрядового фольклора и фольклора пестования
- 13. Игровой фольклор. Художественно своеобразие игрового фольклора.
- 15. Эпическая традиция народных сказителей.
- 16. Явления позднетрадиционного фольклора в нхк
- 17. Фольклор периода вов.
- 18. Народное танцевальное творчество.
- 19. Народное декоративно-прикладное творчество
- 20. Региональные традиции певческих стилей.
- Раздел 3.
- 1. Педагогика нхт в этнокультурном пространстве.
- 2. Роль этнических художественных традиций в современном образовании и воспитании.
- 3. Понятие «коллектив». Учение Макаренко а.С. О коллективе.
- 4. Функции художественной самодеятельности.
- 5. Сфера досуга в деятельности любительских коллективов.
- 6. Особенности творчества в авторских коллективах.
- 7. Воспитательные традиции народов мира.
- 8. Творчество - как основная функция художественной деятельности.
- 9. Методика подготовки и проведения праздников, фестивалей, конкурсов, выставок нхт)
- 10. Клубная художественная самодеятельность
- 11. Значение деятельности профессиональных коллективов для коллективов художественной самодеятельности.
- 12. Значение социализации в педагогике нхт и её связь с этническими особенностями.
- 13. Народное творчество в педагогических системах выдающихся новаторов педагогики.
- 14. Государственный стандарт как требования к подготовке учащихся по той или иной предметной области.
- 16. Понятие «учебный план», «программа курса», основные составляющие структуры.
- 17. Методика подготовки и проведения ,учебного занятия по народному художественному творчеству в разных возрастных группах
- 18. Формы и методы проведения учебных занятий в коллективах любительского творчества.
- 19. Понятие «Руководство» и функции руководителя коллектива.
- 20. Организация и организационная деятельность в художественно-творческом коллективе