12. Роль реформ Петра 1 в развитии нхк.
Цель деятельности Петра – создание новой могучей Российской империи, которая должна была стать одним из самых сильных, богатых и просвещенных государств в Европе.
В конце 17 в. начинает проведение крупных реформ во всех областях русской жизни, на опыте западноевропейских стран в развитии промышленности, торговли, культуры.
Бытовые изменения:
- запрещается носить бороды и старое русское платье;
- вводились новые обычаи – ассамблеи, питье кофе, ношение париков. Собрания-балы с участием женщин в домах российской знати, по заранее составленному календарю, на ассамблеи обязательно являлись «чиновные особы», дворяне, богатые купцы. Появились специальные помещения для курения, танцев, игр в шахматы и шашки.
Ускорился темп жизни
- ввод нового летоисчисления (Указ от 19-20 декабря 1699 г.) вместо 1 сентября – 1 января. Переход к исчислению лет с Рождества Христова (а не от Сотворения мира, как прежде);
- «реформой часа» 1706г. устанавливается: час – 60 мин, 12 делений циферблата; главный отсчет суток – полдень (12 ч. дня) и полночь (12 ч. ночи). Вместо принятых ранее на Руси (полное время измерялось от восхода до заката, которое в течение года, в зависимости от природных циклов изменялось: зимой день длился от 7 до 17 ч., циферблат состоял из 17 делений). Реформа была воспринята неоднозначно. Старообрядцы стали называть Петра человеком «у Бога 7 лет укравшем». Реформа отразилась и на земледельческом календаре, который соответствовал естественному природному циклу.
Новые формы общения, реформы культуры:
- развлечения, светские праздники, фейерверки, маскарады;
- появление первого публичного театра в 1702 г.;
- музицирование –на клавикорде, скрипке, флейте. Светская музыка на ассамблеях, торжественных празднествах, во время прогулок, в домах вельмож. Создание камерных ансамблей;
- появление крепостных театров;
- газеты, типографии;
Культурные преобразования 1-й четверти 18в. определили основное направление историко-культурного развития. Но культура этого времени представляла еще своеобразный сплав новаций и традиций: появление светской школы и сохранение патриархальных форм обучения. Развитие светских знаний и предоставление Синоду права цензуры, новое отношение к человеку и сохранение крепостной зависимости. Во многом черты переходного периода имели литература и искусство. Новая культура распространялась главным образом в кругах дворянства и купечества. Представители податных сословий, видевших в ней «чужую», «господскую культуру», по-прежнему придерживались патриархальной системы ценностей.
Петр I любил шумные гуляния, излюбленными зрелищами были фейерверки (часто принимал участие в их устройстве). 18 в. называют играющим веком, жизнь воспринималась сквозь призму игры (механизированные куклы, различные автоматв, заводные диковинки – музыкальные шкатулки, табакерки или часы).
С конца 17в. становятся популярными светские лубочные картинки (много и западноевропейских «потешных листов», русских лубков с изобр. Шутов, скоморохов, народных праздников и гуляний, сказочных героев).
Наплыв в страну в 18в. иностранцев (бродячих актеров и др.) способствовал знакомству населения с европейским ярмарочным искусством. Площадной фольклор вбирал в себя и традиционные народные зрелища (выступления кукольников, вожаков медведей, музыкантов и балагуров). Из года в год городская площадь впитывала, отбирала, перерабатывала весь разнообразный материал, приспосабливая его к требованиям своего основного носителя, формируя его вкусы и запросы. Это привело к возведению на ярмарочных площадях целых увеселительных городков, включавшие и старые и новые развлечения и зрелища.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Раздел 1.
- 1. Функции народной художественной культуры.
- 2. Сущность, структура нхк.
- 3. Понятие «Этногенез». Теория этногенеза л.Н.Гумилева.
- 4. Понятие ценности в системе нхк.
- 5. Исходные понятия теории нхк: культура, художественная культура, нхк.
- 6. Связь теории нхк с др. Науками. Понятия: этнология, антропология, этнография, этнопсихология, фольклористика.
- 7. Менталитет, нац. Хар-р, нац. Самосоз.-как явл. Народного мышления
- 8. Изучение нхк в контексте хк: акад.Школы и научные направления.
- 9. Нхк как система мифологического сознания.
- 10. Основные виды мифов и история их изучения.
- 11. Мифы и верования древних славян и их отражение в народном творчестве.
- 12. Роль реформ Петра 1 в развитии нхк.
- 13. Мифология древних славян в творчестве писателей и композиторов.
- 14. Многообразие и самобытность традиций художественных культур народов Росси.
- 15. Влияние христ культуры на народн сознание и его отражение в нхк.
- 16. Явления народного творчества в период формирования городской культуры
- 17. Становление и развитие отечественной фольклористики.
- 18. Фольклор как устное нх и как совок. Всех видов нт.
- 19. Понятия традиций в нхк.
- 20. Соотношение понятий «нхк», «нхт», «фольклор».
- Раздел 2 Основные виды и жанры нхк
- 1. Худож-образная система крестьянск жилища и домашняя утварь.
- 2. Традиц. Крестьян одежда, виды её украшения как форма нар. Иск-ва.
- 3. Народный землед календарь в системе художественной культуры.
- 4. Семейно-быт обряды и празд. Рожд и имянареч. Похорон-помин обряд
- 5. Русская свадебная обрядность. Худож своеобразие свадебных плачей.
- 6. Художественные традиции в строительстве русских городов.
- 7. Художественное своеобразие Русской народной инструмен музыки.
- 8. Худож особен народн календ празд-в и обрядов на городской площади.
- 9. Фольклорный театр и его художественные традиции
- 10. Явления площадной культуры. Синтез и самобытность.
- 11. Истоки культового зодчества. Строительство храмов.
- 12. Особенности детского обрядового фольклора и фольклора пестования
- 13. Игровой фольклор. Художественно своеобразие игрового фольклора.
- 15. Эпическая традиция народных сказителей.
- 16. Явления позднетрадиционного фольклора в нхк
- 17. Фольклор периода вов.
- 18. Народное танцевальное творчество.
- 19. Народное декоративно-прикладное творчество
- 20. Региональные традиции певческих стилей.
- Раздел 3.
- 1. Педагогика нхт в этнокультурном пространстве.
- 2. Роль этнических художественных традиций в современном образовании и воспитании.
- 3. Понятие «коллектив». Учение Макаренко а.С. О коллективе.
- 4. Функции художественной самодеятельности.
- 5. Сфера досуга в деятельности любительских коллективов.
- 6. Особенности творчества в авторских коллективах.
- 7. Воспитательные традиции народов мира.
- 8. Творчество - как основная функция художественной деятельности.
- 9. Методика подготовки и проведения праздников, фестивалей, конкурсов, выставок нхт)
- 10. Клубная художественная самодеятельность
- 11. Значение деятельности профессиональных коллективов для коллективов художественной самодеятельности.
- 12. Значение социализации в педагогике нхт и её связь с этническими особенностями.
- 13. Народное творчество в педагогических системах выдающихся новаторов педагогики.
- 14. Государственный стандарт как требования к подготовке учащихся по той или иной предметной области.
- 16. Понятие «учебный план», «программа курса», основные составляющие структуры.
- 17. Методика подготовки и проведения ,учебного занятия по народному художественному творчеству в разных возрастных группах
- 18. Формы и методы проведения учебных занятий в коллективах любительского творчества.
- 19. Понятие «Руководство» и функции руководителя коллектива.
- 20. Организация и организационная деятельность в художественно-творческом коллективе