8. Изучение нхк в контексте хк: акад.Школы и научные направления.
Начало акад.шк. в ЗапЕвр., применяли их методы к рус, славянск. материалу.
Мифологич. шк. В Зап.Евр. в нач.19в.. Братья В.и Я.Гримм - воссоздать нем. мифол-ю, изучали фолькл. и язык др. германцев. Связь корней нац. культуры с древн. народными веров-ми – язычеством. В сер.19в. А.Кун (реконстр. древн. «арийских» мифов), В.Шварц (мифы - осмысление небесных - солярных явлений), М.Мюллер (мифология - своеобразная «болезнь языка). Результаты: связь языка, мифологии и фольклора; миф - результат коллективн. тв-ва, ядро, из кот., развив-сь все жанры фольклора. Цель - реконструкция единой мифологии древних индоевропейцев.
Русская мифол. шк. в 1840-50гг. (Ф.И.Буслаев - связь фольклора, языка и мифологии, - коллективн. принцип природы худож. тв-ва народа, мифологич. анализ к словесному мат-лу). Исслед-я мифов с изучением языка, фольклора, традиционной НК, древнерусской лит. Наука не располагала аутентичными записями древних славянских мифов; для их изучения воссоздавали на основании фольклора и др. косв. источников. Разновидности миф. шк.:
Метеорологическая («грозовая») - происхождение мифов с атмосф.и явл-ми. (Афанасьев сравнивал славянск с мифами др. нар-в - сказки индоевроп-х народов созд-сь на основе воззрений арийского народа на природу, ее истоки разнесли разделив-ся племена по сторонам, - сход-во сюж-в и образов).
Неосимволическая –50-60г.20в. в Зап.Евр.и Амер. Теория К.Юнга «Учение об архетипе» (человеч первообразы), хранящег. у кажд. чел-ка в обл. бессознат. Бессознат-е –подпочва психики, с мифологич. мотивами и образами (осадки, накоплен в теч. многотыс. опыта). Реконструк-я мифол-и и др. фольклора.
Заимствования (миграцион-я) (50-70г.19в.). Сходство мн-х фольклорных пр-й у народов Зап и Вост - прямое или косв. заимств-ие, из 1 или неск-х очагов. Нем.востоковед – Бенфей (1859)- сход-во сказочных сюжетов в мировом фольк., (на прим. сборн «Панча Тантра» (5книжие). В.Г.Белинский – сказки: богатырск, сатирич. (Западн.–рыцарск. хар-р, Вост. – фантастич). А.Н. Пыпчи - связь русск. словесн. к-ры с Вост.иЗапад. Стасов – сюж. рус. былин, образы богатырей заимств. с Вост. А.Н.Веселовский –общие основы, или заимств-но.
Историч. (к.19-н.20в.). Фольк. неотделим от истор., произ-я фольк. обусловл. породившим их временем. Некот. жанры отраж-т историч-е предст-я нар. Калайдович–1818 (Садко12в.– Каменная церк). Дашкевич–1883г. (Алеша Попович – Калинская битва 1223г.). В.Ф.Миллер (90е.19в.)-исследов-ль былин долж.ответить на 4 вопр.: Где?Когда?С какими событ?Какие поэтич источн?
В.Ф.Миллер, Н.С.Тихонравов, Б.МиЮ.М.Соколовы, - нар.поэтич-е пр-я (былины и истор. песни) – отраж-е историч реалии. Локальное и историч. приурочение (с выявлением «параллелей» в письмх памятн. - сходство имен, географич. назв., бытов. деталей, историческ. событий). Систематизировала сюжетный состав и создала историческую географию народного эпоса.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Раздел 1.
- 1. Функции народной художественной культуры.
- 2. Сущность, структура нхк.
- 3. Понятие «Этногенез». Теория этногенеза л.Н.Гумилева.
- 4. Понятие ценности в системе нхк.
- 5. Исходные понятия теории нхк: культура, художественная культура, нхк.
- 6. Связь теории нхк с др. Науками. Понятия: этнология, антропология, этнография, этнопсихология, фольклористика.
- 7. Менталитет, нац. Хар-р, нац. Самосоз.-как явл. Народного мышления
- 8. Изучение нхк в контексте хк: акад.Школы и научные направления.
- 9. Нхк как система мифологического сознания.
- 10. Основные виды мифов и история их изучения.
- 11. Мифы и верования древних славян и их отражение в народном творчестве.
- 12. Роль реформ Петра 1 в развитии нхк.
- 13. Мифология древних славян в творчестве писателей и композиторов.
- 14. Многообразие и самобытность традиций художественных культур народов Росси.
- 15. Влияние христ культуры на народн сознание и его отражение в нхк.
- 16. Явления народного творчества в период формирования городской культуры
- 17. Становление и развитие отечественной фольклористики.
- 18. Фольклор как устное нх и как совок. Всех видов нт.
- 19. Понятия традиций в нхк.
- 20. Соотношение понятий «нхк», «нхт», «фольклор».
- Раздел 2 Основные виды и жанры нхк
- 1. Худож-образная система крестьянск жилища и домашняя утварь.
- 2. Традиц. Крестьян одежда, виды её украшения как форма нар. Иск-ва.
- 3. Народный землед календарь в системе художественной культуры.
- 4. Семейно-быт обряды и празд. Рожд и имянареч. Похорон-помин обряд
- 5. Русская свадебная обрядность. Худож своеобразие свадебных плачей.
- 6. Художественные традиции в строительстве русских городов.
- 7. Художественное своеобразие Русской народной инструмен музыки.
- 8. Худож особен народн календ празд-в и обрядов на городской площади.
- 9. Фольклорный театр и его художественные традиции
- 10. Явления площадной культуры. Синтез и самобытность.
- 11. Истоки культового зодчества. Строительство храмов.
- 12. Особенности детского обрядового фольклора и фольклора пестования
- 13. Игровой фольклор. Художественно своеобразие игрового фольклора.
- 15. Эпическая традиция народных сказителей.
- 16. Явления позднетрадиционного фольклора в нхк
- 17. Фольклор периода вов.
- 18. Народное танцевальное творчество.
- 19. Народное декоративно-прикладное творчество
- 20. Региональные традиции певческих стилей.
- Раздел 3.
- 1. Педагогика нхт в этнокультурном пространстве.
- 2. Роль этнических художественных традиций в современном образовании и воспитании.
- 3. Понятие «коллектив». Учение Макаренко а.С. О коллективе.
- 4. Функции художественной самодеятельности.
- 5. Сфера досуга в деятельности любительских коллективов.
- 6. Особенности творчества в авторских коллективах.
- 7. Воспитательные традиции народов мира.
- 8. Творчество - как основная функция художественной деятельности.
- 9. Методика подготовки и проведения праздников, фестивалей, конкурсов, выставок нхт)
- 10. Клубная художественная самодеятельность
- 11. Значение деятельности профессиональных коллективов для коллективов художественной самодеятельности.
- 12. Значение социализации в педагогике нхт и её связь с этническими особенностями.
- 13. Народное творчество в педагогических системах выдающихся новаторов педагогики.
- 14. Государственный стандарт как требования к подготовке учащихся по той или иной предметной области.
- 16. Понятие «учебный план», «программа курса», основные составляющие структуры.
- 17. Методика подготовки и проведения ,учебного занятия по народному художественному творчеству в разных возрастных группах
- 18. Формы и методы проведения учебных занятий в коллективах любительского творчества.
- 19. Понятие «Руководство» и функции руководителя коллектива.
- 20. Организация и организационная деятельность в художественно-творческом коллективе