11. Истоки культового зодчества. Строительство храмов.
Истоки культ зодч-ва в языческих веров и традиц славян – 1е следы арх-ры, языческие святилища. Следы почит славянами своих древн бож обнаружены на всей тер славянского мира (от Одера до Оки) – курганные некрополи, обширные «поля погребений», разнообразные святилища, древние городища.
Исследования древнеслав-х святилищ опир-ся на особен-ти славянск языч. Признаки культов пам-в слав: особая круглая форма капищ, распростран их в труднодоступн территориях (верш гор, острова, болота, леса); отсутствие культурного слоя; долговременное использование ритуальных костров.
Типы языческих святилищ (из известных на сегодня):
кругл площадки – капища, с идолом в центре, ограничен рвом или ямой;
малые городища – святилища, кругл площадк, огорож рвом и невыс вал;
храмы – деревянные постройки, внутри которых находились идолы;
городища – убежища, на которых располагались святилища;
больш культ центры, со всеми тип святилищ и почит отд природ объект.
Истоки дерев культ зодч в Рос: византийс традиции храмов строит-ва; архитект-строит приемы, возведения крестьянск жилища, крепостей и хором; отгол языческ культов сооруж; традиц представл и ценностные ориентиры народа, уходящие корнями в дохрист. времена.
Классификация культовых построек:
по назнач–часовни; церкви; отдельно стоящ колокольни;
по общему объемному решению – клетские, ярусные;
Часовни –не имели алтаря (не совершалась литургия); распр были на Севере.
Виды:
- часовня-амбар – маленьк срубик на столбе, предназ для хран культов предм;
- часовня-навес – сооружалась над предметами религиозного поклонения;
- часовня-храм - сруб с двухскатной крышей, главкой, иногда с небольшой звонницей на крыше или с приставленной колоколенкой;
- часовня-гробница – заупокойный храм.
Церкви:
- клетские (повсеместно). Сруб (клеть) с 2скатной крышей и главкой на ней; иногда пристраивалась колокольня (в Карелии крыши - невысокими, в Костромск., Волог, Владимрск – высокие, заостренные, клиновидные крыши, с широкими галереями-гульбищами, окруж-х церковь);
- ярусные (в средней полосе Рос) – пирамидка из нескольких срубов, поставленных друг на друга (8рик на 4рике);
- шатровые –покрытие шатер (на Сев; в Заонежье «8рик на 4рике с повалами» - бревенчатыми карнизами вверху срубов; в Арханг, Новг, Волог – «8рик до основания» и шатер над крестообразной в плане постройкой; в Мезенск и Пенежск крае – «шатер на крещатых бочках» - 2скатные крыши «бочкой» образовыв крест; на Сев-Зап Арханг и Вост Карелии – многошатров храмы с неск-ми шатровыми главами – 3-5 шатров);
- многоглавые – 5, 9 и более главок на одном объеме (венчали крышу одного сруба); а также на основе ярусной конструкции;
- кубоватые – основное здание имело покрытие «кубом», форма куба была более всего приближена к куполу (17-18 вв.);
К церквям пристраивались трапезные – помещ для празднич трапезы.
Художественно-образная система храма.
Нар мастера мыслили едиными ансамблев категориями. Ансамбль храма и дома роднит глубинная мечта о светлом идеальном мире. Стремл возвысить Божий дом над земным, приукрасить его вело к освоению новых архитект приемов, форм, как заложен в народном жилище, так и из каменного зодч-ва.
Образ храма –образ мира с его 3ичной структурой, и небо на земле, и тело Христ, и дом Божий. Устр-во храма восх в ветхоз трад (через византийское зодчество): алтарь, средняя часть и притвор (храм ориентирован на восток!). Крестово-купольн сист храма - в плане крест. Часто храм был похож в плане на корабль (символ Ноев ковчег). Центр сист в виде круга (в дерев храме – «8рика») - вечность церкви Христовой. Центричная и крестово-купольная система - в ДрРуси. В дерев церкви все объемы по горизонт усиливаются к центру, а по верт – убывающ массами стремятся вверх и слив-ся в кресте. Внутрен объем деревян церквей был намного меньше внешнего (шатровых и ярусных). Внутри дерев храма свод дерев купола – «небо» - центр композ.
8мерик сам по себе символизир церковь (8угольник – звезда, путеводная).
2 главы церкви символ 2 природы Христа, 3 – Святую Троицу, 5 – Иисуса Христа и 4-х Евангелистов, 7 – 7 Вселенских Соборов, 9 – 9 чинов ангельских, 13 – Иисуса Христа и 12 Апостолов.
Худож-образн реш храма - иконы, росписи свода, церковн утварь. Резьба украшала, в осн, иконостас. В резн столбах трапезной - солярная символика. Внешн декор –сдержан. Главную образн нагрузка - конструкция и объем.
Храм Софии в Киеве (11 в.). По велен Яросл Мудр на месте сраж рус войска с печенег (победа над враг в 1036г). Больш 5нефный храм с 3 стор окруж 2мя галереями, с 2мя башнями по углам западн стороны (с винтов лестниц на 2й ярус внутри них). Храм украси 12 разновелик купола, образовав пирамидальн композ-ю, вокруг центральн – 13-го. Выста храма ок 30 м. Внутр убр: высокие своды, просторн хоры и галереи, мозаики и фрески (сплошь покрывав храм изнутри). Хранились государств докум, имелась древн на Руси библиот, мастерская рукописн книг. При нем 1 из 1ых на Руси школ.
Храм Софии в Новгороде (11 в.). Залож в сер. 11в. сыном Яросл, новгорм кн Владимир, на тер-и древнего детинца (крепости). Была 5-главная. Главы покрыты шлемовидн куполами на мощных барабанах, 6я глава поставлена над лестничной башней, ведущ на 2й ярус галереи, окруж-й храм с 4х стор. Снаружи нет украшений, строг, монументален. Стена имела впад и выступы. Позже новгородцы стали белить свои постр, но своеобр стр-ра стены сохр-сь.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Раздел 1.
- 1. Функции народной художественной культуры.
- 2. Сущность, структура нхк.
- 3. Понятие «Этногенез». Теория этногенеза л.Н.Гумилева.
- 4. Понятие ценности в системе нхк.
- 5. Исходные понятия теории нхк: культура, художественная культура, нхк.
- 6. Связь теории нхк с др. Науками. Понятия: этнология, антропология, этнография, этнопсихология, фольклористика.
- 7. Менталитет, нац. Хар-р, нац. Самосоз.-как явл. Народного мышления
- 8. Изучение нхк в контексте хк: акад.Школы и научные направления.
- 9. Нхк как система мифологического сознания.
- 10. Основные виды мифов и история их изучения.
- 11. Мифы и верования древних славян и их отражение в народном творчестве.
- 12. Роль реформ Петра 1 в развитии нхк.
- 13. Мифология древних славян в творчестве писателей и композиторов.
- 14. Многообразие и самобытность традиций художественных культур народов Росси.
- 15. Влияние христ культуры на народн сознание и его отражение в нхк.
- 16. Явления народного творчества в период формирования городской культуры
- 17. Становление и развитие отечественной фольклористики.
- 18. Фольклор как устное нх и как совок. Всех видов нт.
- 19. Понятия традиций в нхк.
- 20. Соотношение понятий «нхк», «нхт», «фольклор».
- Раздел 2 Основные виды и жанры нхк
- 1. Худож-образная система крестьянск жилища и домашняя утварь.
- 2. Традиц. Крестьян одежда, виды её украшения как форма нар. Иск-ва.
- 3. Народный землед календарь в системе художественной культуры.
- 4. Семейно-быт обряды и празд. Рожд и имянареч. Похорон-помин обряд
- 5. Русская свадебная обрядность. Худож своеобразие свадебных плачей.
- 6. Художественные традиции в строительстве русских городов.
- 7. Художественное своеобразие Русской народной инструмен музыки.
- 8. Худож особен народн календ празд-в и обрядов на городской площади.
- 9. Фольклорный театр и его художественные традиции
- 10. Явления площадной культуры. Синтез и самобытность.
- 11. Истоки культового зодчества. Строительство храмов.
- 12. Особенности детского обрядового фольклора и фольклора пестования
- 13. Игровой фольклор. Художественно своеобразие игрового фольклора.
- 15. Эпическая традиция народных сказителей.
- 16. Явления позднетрадиционного фольклора в нхк
- 17. Фольклор периода вов.
- 18. Народное танцевальное творчество.
- 19. Народное декоративно-прикладное творчество
- 20. Региональные традиции певческих стилей.
- Раздел 3.
- 1. Педагогика нхт в этнокультурном пространстве.
- 2. Роль этнических художественных традиций в современном образовании и воспитании.
- 3. Понятие «коллектив». Учение Макаренко а.С. О коллективе.
- 4. Функции художественной самодеятельности.
- 5. Сфера досуга в деятельности любительских коллективов.
- 6. Особенности творчества в авторских коллективах.
- 7. Воспитательные традиции народов мира.
- 8. Творчество - как основная функция художественной деятельности.
- 9. Методика подготовки и проведения праздников, фестивалей, конкурсов, выставок нхт)
- 10. Клубная художественная самодеятельность
- 11. Значение деятельности профессиональных коллективов для коллективов художественной самодеятельности.
- 12. Значение социализации в педагогике нхт и её связь с этническими особенностями.
- 13. Народное творчество в педагогических системах выдающихся новаторов педагогики.
- 14. Государственный стандарт как требования к подготовке учащихся по той или иной предметной области.
- 16. Понятие «учебный план», «программа курса», основные составляющие структуры.
- 17. Методика подготовки и проведения ,учебного занятия по народному художественному творчеству в разных возрастных группах
- 18. Формы и методы проведения учебных занятий в коллективах любительского творчества.
- 19. Понятие «Руководство» и функции руководителя коллектива.
- 20. Организация и организационная деятельность в художественно-творческом коллективе