logo
методичка ГАК

2. Технология целеполагания, конструирования и планирования педагогического процесса в учреждениях начального профессионального образования

Целеполагание понимается как обоснование в соответствии с законом целей, закрепление из в официальные выражения педагогической политики государства, придания им государственного статуса, нормативных установок.

Выделяются пусковые, моделирующие, мировоззренческие функции цели. Соотношение цели и результата обозначают как целеполагание, рассматриваемое как процесс появления и развития в сознании человека системы целей, несводимых к теоретической работе сознания. Его формирование происходит в опоре на логическое мышление, чувства, эмоции и волю. Различаются разумное и рассудочное целеполагание. Разумное – вычленяет текущую ситуацию, рассудочное – ориентируется на чувства, конкретную ситуацию, на выгоду в данное время.

В педагогике под целью воспитания традиционно было принято понимать конечный результат формирования личности. Но такое определение весьма условно, т.к. человек формируется на протяжении всей своей жизни в зависимости от объективных и субъективных условий его онтогенеза, поэтому правомерно говорить об относительно конечных результатах обученности и воспитанности, достигаемых личностью на различных ступенях педагогической системы (дошкольная, школьная и послешкольная). Цель воспитания подрастающих поколений – прерогатива государства. Оно обязана контролировать, узаконить обеспечение экономических, правовых и организационных условий достижения декларируемых воспитательных целей. Содержательная часть цели воспитания, как свидетельствует мировая и отечественная история образования, отражает уровни цивилизации общества, его демократических характеристик, экономических возможностей, компетентности правительства, служб прогнозирования и расчета реальных условий развития педагогических систем.

Специфика цели гуманистического воспитания выражается в следующем: создание условий для саморазвития и самореализации личности в гармонии с самим собой и обществом.

В мире сложилась определенная логика педагогического целеполагания. Государство формирует социальный заказ в общем виде в государственных документах. Для осуществления поставленной им цели организуется педагогическая система. Таким образом, цель выступает в роли системообразующего фактора, а не элемента педагогической системы. Способами (механизмами) функционирования педагогической системы в педагогическом процессе являются обучение и воспитание.

В реальной педагогической деятельности в результате взаимодействия педагогов и воспитанников возникают разнообразные ситуации. Наличие целей в педагогической ситуации придает взаимодействию целенаправленность.

Движение педагогического процесса, а следовательно, и продвижение к намеченным целям, можно проследить при переходе от решения одной задачи к другой. Стратегические задачи вытекают из общей цели образования, они формируются в виде некоторых представлений о базовой культуре человека, которая выступает предметом педагогических задач. Они задаются извне и определяют исходные цели и конечные результаты педагогической деятельности. Тактические задачи, сохраняя свою направленность на итоговый результат образования, приурочены к тому или иному этапу решения стратегических задач. Они задаются извне и определяют исходные цели и конечные результаты педагогической деятельности на определенных этапах обучения. Оперативные задачи – это задачи текущие, ближайшие, встающие перед педагогом в каждый отдельно взятый момент его практической деятельности.

Технология конструирования и планирования педагогического процесса

Существенное влияние на успешное протекание педагогического процесса оказывает его конструирование, которое включает в себя анализ, диагностику, определение прогноза и разработку проекта деятельности.

Технология конструирования педагогического процесса не сводится только к обдумыванию действий педагога, содержания и возможностей использования педагогических средств, она включает также предположительно конструирование действий учащихся.

Осознание педагогической задачи – эта непременное условие ее продуктивного решения, которое предопределяется анализом ее исходных данных и постановкой диагноза. Анализ исходных данных должен быть направлен на определение места сложившейся ситуации в целостном педагогическом процессе, на уяснение состояния его основных компонентов: воспитателей, воспитанников и характера сложившихся между ними отношений, содержания образования, наличных средств и условий, в которых педагогический процесс осуществляется.

Анализ исходных данных конкретной ситуации составляет основу для постановки педагогического диагноза. «Диагноз в практической педагогике – это оценка общего состояния педагогического процесса или его отдельных компонентов в тот или иной момент его функционирования на основе всестороннего, целостного обследования».

Психодиагностическое обследование может охватывать индивидуальность учащегося в целом или отдельные ее компоненты, оно может быть оперативным или долговременным. Оперативная диагностика строится на анализе устных и письменных ответов учащихся, отдельных поступков, психического состояния ученика и коллектива. Долговременная диагностика принимает во внимание недостатки и отклонения в учебной деятельности и поведении учащихся, а также отдельные черты психической индивидуальности школьника и коллектива в целом.

Следующим этапом конструирования педагогического процесса является прогнозирование, по существу сводящееся к педагогическому целеполаганию. Педагогическое прогнозирование обычно определяется как процесс получения опережающей информации об объекте (класс, ученик, знания, отношения и т.п.), опирающийся на научно обоснованные положения и разнообразные методы (моделирование, выдвижение гипотез, мысленный эксперимент, экстраполяция и др.).

Соответственно видам педагогических задач по временному признаку различают стратегическое, тактическое и оперативное прогнозирование.

Педагогическое проектирование заключается в содержательном, организационно–методическом, материально–техническом и социально-психологическом оформлении замысла реализации целостного решения педагогической задачи. Учебный материал можно рассматривать как педагогически целесообразную систему познавательных задач. Следовательно, построение системы учебных задач является стержнем действий учителя по проектированию учебного материала и разработке дидактического материала.

Логическим итогом конструирования образовательного процесса является план, план-конспект или конспект. Для успешной реализации проектов руководства как учебно-познавательной, так и другими видами деятельности школьников во вне учебное время, необходимо учитывать данные педагогической диагностики относительно уровня развития коллектива и готовности воспитанников к коллективной творческой деятельности, уровня обученности и подготовленности к восприятию новой информации, общего развития и воспитанности учащихся. В планах также необходимо учесть интересы и потребности учащихся и их соотнесенность с общественными интересами.

Планы учебно-воспитательной работы должны отвечать ряду требований:

целеустремленность и конкретность образовательных задач;

краткость плана, его компактность;

разнообразие содержания, форм и методов, оптимальное сочетание просвещения и организации деятельности детей;

сочетание перспективности и актуальности намеченных видов работы;

единство педагогического руководства и активности воспитанников;

реальность, учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, уровня их подготовленности и условий жизни; связь внутриклассной работы с работой вне школы;

согласованность плана с деятельностью школы и детских общественных организаций;

гибкость и вариативность планирования.

Наиболее часто встречающаяся в практике структура плана работы классного руководителя имеет следующий вид:

1. Краткая характеристика и анализ состояния воспитательной работы.

2. Воспитательные задачи.

3. Основные направления и формы деятельности классного руководителя.

4. Координация воспитательной деятельности учителей, работающих в классе.

5. Работа с родителями и общественностью.

При подготовке конкретного воспитательного мероприятия классный руководитель разрабатывает план или план – конспект, в котором отмечает: тему и форму организации работы; цель и задачи ее проведения; время проведения; место проведения; кому поручается подготовка и проведение (распределение поручений); оборудование и оформление; форму учета результатов проведенной работы. В заключении следует отметить, что тщательно продуманный план конкретного мероприятия – одно из важных условий его качественного выполнения, достижения предметного и воспитательного результатов.