4. Методика формирования благоприятного психологического климата в коллективе учащихся
Под психологическим климатом принято понимать эмоционально-психологический настрой коллектива, в котором на эмоциональном уровне отражаются личные и деловые отношения членов коллектива, определяемые их ценностными ориентациями, моральными нормами и интересами.
Психологический климат – явление объективное. Создается он под влиянием двух факторов: социально-психологической атмосферы общества в целом и микро социальных условий (специфики функций данного коллектива, географических и климатических условий, возрастного и полового состава, степени изолированности от внешней среды и т.д.).
В качестве основных характеристик коллектива взрослых психологи выделяют следующие показатели:
- удовлетворенность членов коллектива взаимоотношениями, процессом труда, руководством;
- преобладающее настроение;
- взаимопонимание и авторитетность руководителей и подчиненных;
- степень участия членов коллектива в самоуправлении и управлении;
- сплоченность;
- сознательная дисциплина;
- продуктивность работы.
Эти показатели могут характеризовать психологический климат в любом коллективе, в том числе и детском.
Еще одно явление, непосредственно связанное с понятием психологического климата первичного коллектива – психологическая совместимость его членов.
Психологическая совместимость – это эффект сочетания людей, который дает максимальный результат при минимальных психологических затратах взаимодействующих лиц. Совместимость не бывает абсолютной. Она касается всегда какой-либо сферы взаимодействия или конкретной деятельности. Существуют высокие и низкие уровни совместимости: первые оказывают влияние на вторые (например, сходство ценностей может сдерживать конфликтность на уровне несовпадения частных вкусов, двигательных реакций и т.д.).
Факторы, обусловливающие психологическую совместимость в коллективе:
- общность взглядов (идей);
- доверие друг к другу;
- оптимальные психофизиологические качества каждого;
- загруженность целенаправленной деятельностью;
- разнополярность индивидуально-психологических особенностей;
- возможная степень уединения каждого;
- критичность к себе и терпимость к окружающим (интеллигентность);
- определенность стоящей задачи.
Безусловно, психологический климат детских коллективов имеет свою специфику. Одной из таких специфических черт следует считать «мажорный тон» (термин А.С. Макаренко), основным признаками которого являются:
- проявление внутреннего, уверенного спокойствия, постоянная бодрость, готовность к действию; наличие чувства собственного достоинства у каждого члена коллектива, гордость за свой коллектив;
- единство коллектива, дружеское единение его членов;
- защищенность всех членов коллектива; ни один воспитанник, как бы он ни был слабосилен, не должен чувствовать своего обособления или беззащитности;
- разумная и полезная активность всех членов коллектива;
- сдержанность в движениях и словах.
В коллективе существует сложная система отношений между девочками и мальчиками, между активом и другой частью класса, между успевающими и слабоуспевающими, между дружескими микрогруппами, лидерами и т.д. Учащийся вступает в контакты со всем коллективом, с отдельными его членами, привнося собственные ценностные ориентации и присваивая в той или иной степени ценности коллектива. На процесс социального развития ребенка в коллективе оказывают влияние не только содержание деятельности, но и характер ее организации, а также индивидуальная позиция школьника.
Но как бы многообразны ни были отношения, существующие в классе, условно их можно разделить на две группы: а) отношения ответственной зависимости (деловые); б) эмоционально-психологические отношения.
Помимо формальной, любому коллективу присуща и неформальная структура. В процессе совместной деятельности, а также свободного общения между школьниками возникает целая система связей и отношений эмоционально-психологического характера. Среди них наиболее исследованными являются избирательные, межличностные связи и отношения, а также связи и отношения, объединяющие всех входящих в коллектив как членов социально-психологической общности.
Межличностные связи и отношения приводят к образованию дружеских, приятельских микрогрупп, куда входят ребята, испытывающие чувства взаимной заинтересованности, симпатии. Причем один и тот же учащийся может быть членом не одной, а нескольких групп. Вместе с тем, не все члены коллектива входят в такие микрогруппы. Одни могут иметь дружеские и приятельские связи вне класса, другие не имею таких связей.
Избирательные отношения в коллективе возникают в значительной степени стихийно, независимо от педагога и являются частью отношений, связывающих в той или иной степени всех учащихся класса. Поэтому развивая деловую структуру, не стоит, и даже вредно разрушать сложившуюся в классе структуру эмоционально-психологических связей, и более того, их стоит сознательно укреплять.
Складывающиеся отношения, в зависимости от сплоченности коллектива, его ценностных ориентаций, могут носить как гуманистический, так и нейтральный, а порой и асоциальный характер. Для сплоченного коллектива характерен гуманистический характер отношений. Однако гуманизм в детском коллективе не возникает сам собой. Он должен специально культивироваться через создание специальных ситуаций, побуждающих ребят к взаимопомощи, рождающих у них внимание к внутреннему миру одноклассников.
Коллектив лишь тогда является средой, благотворной для развития ребенка, когда его положение в коллективе благоприятно, когда его статус достаточно высок, кода другие видят в нем яркую, оригинальную, интересную личность. Если же ребенок не вписывается в систему отношений, либо занимает в ней искусственную, вынужденную позицию, то коллектив перестает быть для него полноценным инструментом воспитания.
Создание коллектива – не разовый акт. Педагог имеет дело с постоянно изменяющимся детским объединением. Значит, надо знать, что в нем происходит, вносить необходимые коррективы в процесс его формирования.
Ученический коллектив – явление динамическое. Возникнув в рамках заданной педагогами структуры, на базе организованных с их помощью деятельности и общения, он непрерывно меняется, поскольку меняются дети, взаимоотношения между ними. Складывание коллектива – педагогически управляемый процесс. Вместе с тем, одно из важных свойств коллектива – его способность к саморазвитию. Руководитель детского коллектива должен быть своеобразным дирижером, управлять процессом становления коллектива, его формированием. Он не в состоянии механически «подогнать» людей друг к другу, заставить их дружить, но он может и обязан помочь каждому своему воспитаннику раскрыть его лучшие стороны. Воспитатель должен создать такие условия, при которых для ребят станут необходимыми, обязательными взаимопомощь, взаимопонимание, сотрудничество.
В качестве показателей сформированности коллектива выделяются следующие характеристики:
- сплоченность, под которой понимают ценностно-ориентационное единство группы, то есть степень совпадения мнений и оценок (целей, людей, событий), наиболее значимых для группы;
- самоопределение (коллективистское) – следование члена группы идеалам, ценностям, целям группы, даже если она вдруг оказывается «против»; умение противостоять групповому давлению в отстаивании групповых ценностей;
- эмоциональная идентификация личности с коллективом (отождествление, сопереживание другим членам группы, эмоциональная поддержка) и обособление в нем (самореализация, самоутверждение, признание индивидуальности каждого члена коллектива);
- эталонность восприятия членов группы – оценка своего коллектива как «самого хорошего», эталонного; удовлетворенность своей группой.
Уровни развития коллектива: 1) группа-конгломерат (номинальная группа); 2) группа-ассоциация; 3) группа-кооперация; 4) группа-автономия; 5) группа-коллектив.
Главное условие развития коллектива – умелое руководство им. Успех его зависит от общих представлений о детском коллективе, о его воспитательных возможностях, от знания педагогом особенностей той конкретной детской общности, с которой он работает, от правильного прогнозирования ее развития и профессионального владения методами адекватного педагогического воздействия.
Основная сложность управления детским коллективом как инструментом воспитания состоит в том, что реализация педагогических воздействий и развитие коллектива – процессы не синхронные, хоты и взаимосвязанные и взаимообусловленные. Первый из них дискретен, имеет вид определенных импульсов. Бывают даже периоды, когда коллектив не функционирует вовсе (каникулы, выходные дни, часы, когда дети включены в жизни других коллективов или предоставлены сами себе). Развитие же коллектива – процесс непрерывный, оно совершается не только путем оказываемых на него воздействий, но и за счет самоорганизации, саморегуляции. Даже в те моменты, когда коллектив практически не функционирует, он продолжает сохраняться как социально-психологическая общность.
Дискретные педагогические воздействия должны вызвать процесс непрерывного развития коллектива. Непрерывность же эта зависит от целесообразной, содержательной, педагогически правильной инструментовки педагогических воздействий. Другая проблема в управлении ученическим коллективом – создание в нем атмосферы, благоприятной для развития каждого, выход на уровень отношений в детской среде. Нужна такая корректировка и регулировка отношений, которая помогла бы каждому школьнику найти свое место в коллективе, ощутить себя значимой личностью.
Для того, чтобы умело управлять детским коллективом нужно: а) правильно определить этап его развития; б) выбрать наиболее адекватный стиль взаимодействия с ним; в) определить наиболее точную позицию классного руководителя по отношению к нему.
Для тех, кто работает с классами, находящимися на разных уровнях развития коллектива А.Н. Лутошкин предлагает следующее:
На этапе «Песчаная рассыпь» (группа-конгломерат) предпочтительнее может оказаться стиль «Разящие стрелы» - настаивающий, требующий, приказывающий (подчеркнем, стиль предпочтительный, а не единственный) здесь будет преобладать единоначалие, четкость в определении задач, подробный инструктаж, жесткий контроль.
В группах «Мягкая глина» (группа-ассоциация) стиль «Разящие стрелы» еще преобладает, но все активнее вводятся элементы стиля «Возвращающийся бумеранг» (коллегиального, советующегося, консультирующего и требующего): создание актива и опора на него, привлечение ребят к обсуждению вопросов совместной жизни и работы; активу предоставляется возможность принятия самостоятельных решений, классный же руководитель оказывает ему необходимую помощь.
В группах «Мерцающий маяк» (группа-кооперация) эффективно сочетание стилей «Возвращающийся бумеранг» и «Разящие стрелы», поскольку на этой ступени органы самоуправления класса уже имеют достаточно большой вес, и классный руководитель может активно использовать общественное мнение; в целях создания положительного эмоционального климата в классе в качестве вспомогательных могут быть использованы стили «Снующий челнок» и «Плывущий плот» (нужно уметь быть уступчивым и при необходимости идти на компромисс).
На ступени «Алый парус» (группа-автономия) основным способом становится руководство коллективом через органы самоуправления, ведущий стиль – «Возвращающийся бумеранг», когда в основе взаимоотношений класса и его классного руководителя – взаимное доверие, отсутствие необходимости во всякого рода нотациях, напоминаниях, проверках, и чаще всего классный руководитель и актив выполняют роль («мозгового центра», подающего идеи, помогающего в их разработке и воплощении.
В основе управления коллективом на этапе «Горящий факел» (группа-коллектив) – опора на коллектив в целом, основное внимание уделяется расширению сферы его деятельности, установлению связей с другими, формирование активной позиции на уровне общешкольного коллектива; к общим делам и руководству в разной форме привлекаются все члены коллектива.
Стиль педагогического руководства определяется, таким образом, прежде всего тем, на какой стадии находится детский коллектив, а также перспективами его развития. Другими факторами, влияющими на выбор стиля, являются:
а) конкретные цели и характер деятельности (там, где требуется быстрое и оперативное принятие решений, а также на этапе организации деятельности порой бывает необходимо использовать элементы авторитарного стиля);
б) предшествующий опыт общения детей, а также стиль, преобладающий в данном педагогическом коллективе (если школьники привыкли авторитарному стилю руководства, они будут ждать от классного руководителя четких и ясных указаний, а их отсутствие будет вызывать психологический дискомфорт, и наоборот, дети, ранее общавшиеся с демократическими педагогами, не любят чрезмерной опеки и лучше чувствуют себя тогда, когда есть свобода действий);
в) авторитет классного руководителя (авторитет хорош до тех пор, пока не начинает парализовывать самостоятельность, инициативу и активность детей);
г) личность самого классного руководителя (избранный стиль руководства должен соответствовать характерологическим, внешним и другим особенностям самого педагога).
В жизни детского коллектива происходит множество событий, которые могут дать как положительный, так и отрицательный результат. Педагогу важно уметь использовать их, не только корректируя сложившиеся отношения, но и сознательно формируя их, накапливая и обогащая опыт отношений. Кроме того, учителю в воспитательных целях самому приходится создавать педагогические ситуации. Назовем наиболее типичные из них.
1) Ситуации узнавания. Отношения в коллективе часто складываются неблагополучно потому, что ребята плохо знают друг друга, даже проучившись вместе несколько лет. Поэтому нужно создать ситуацию, в которой ребенок сможет продемонстрировать собственную уникальность, своеобразие, талант, интересы.
2) Ситуации эмоционально-психологического единства. Соотнесение своего коллектива с другими побуждает школьников к сплочению, преодолению противоречий, конфликтов. В таких случаях возникает своеобразный (часто кратковременный) скачок в развитии коллектива. Однако, не всегда соревнование несет на себе положительный педагогический заряд, т. к. в условиях постоянного, бесконтрольного включения коллектива в острые соревновательные ситуации с другими коллективами может формироваться групповой эгоизм, атмосфера круговой поруки, противопоставление интересов класса общешкольным и т.д.
3) Ситуации взаимодействия каждого члена коллектива с одноклассниками в позиции подчинения и руководства.
4) Ситуации сопереживания, заботы, взаимопомощи.
5) Ситуации нравственного выбора.
6) Ситуации непринужденной принудительности. Ребенок, группа, коллектив в силу созданных педагогом обстоятельств должны действовать определенным, достаточно регламентированным способом.
7) Ситуации успеха, позволяющие детям раскрыться, преодолеть неуверенность.
Организуя в классе какую-либо постоянную деятельность (театр, выпуск литературного журнала и т.д.) педагог как правило предполагает, кто будет ее организатором. Эта деятельность может быть рассчитана как на утверждение, так и на создание новых лидеров. На основе такой деятельности в коллективе закрепляются определенные ценности, лидер же становится их носителем, образцом. Поэтому так важно, кто из детей занимает лидерские позиции. Если лидер обладает качествами, которые для данного коллектива привлекательны, то обеспечив лидерские позиции детям с наиболее высокими интеллектуальными и нравственными ценностями, педагог тем самым делает эти ценности важными для всего класса.
Лидера выдвигает ситуация. Анализ специально организованных ситуаций, в результате которых произошла смена лидеров или лидирующих группировок, показывает, что этому способствует использование педагогом следующих приемов:
- организация деятельности, рассчитанной на выдвижение детей, у которых имеются средства (знания, умения) для данной деятельности;
- организация ситуаций, способствующих закреплению за лидерами на некоторый период ведущих официальных ролей. Важно, чтобы период этот не был слишком длительным, так как практика показывает, что если школьник слишком долго занимает «руководящие» позиции, это плохо отражается на его моральных качествах.
Таким образом, целенаправленная организация психологического климата в детском коллективе заключается в изменении характера взаимосвязи официальной и неофициальной структур на различных стадиях развития коллектива:
- на I и II стадиях педагог добивается, чтобы группировки класса, обладающие самыми содержательными интересами, стали самыми авторитетными, лидирующими, что достигается путем организации соответствующей деятельности;
- на III стадии школьники, оказывающие развивающее влияние на одноклассников, закрепляются в выборном официальном активе;
- на IV стадии в классе создается сильный реальный актив при систематической сменности актива официального;
- на V стадии иерархия группировок заменяется их рядоположенностью, развитие коллектива (а следовательно, и его психологический климат) достигает такого уровня, когда все группировки по своему авторитетны, каждая в своем виде деятельности. Авторитетность коллектива и доброжелательность обстановки дает каждому школьнику возможность побывать на лидерских позициях.
Исследователи, занимающиеся изучением проблем детского коллектива, выделяют следующие условия гармонизации межличностных отношений:
1. Психологический комфорт личности в коллективе. Включенная в различные виды (познавательную, трудовую, спортивную, творческую) и формы деятельности (организаторскую и исполнительскую), утвердившись в одном из видов деятельности, добившись признания, личность может уверенно чувствовать себя среди других членов коллектива.
2. Удовлетворение потребности школьников в общении. Классный коллектив создает основу для одновозрастного общения, а включенность его в общешкольный коллектив помогает организовать и межвозрастное общение (межвозрастные уроки, разновозрастные отряды, туристические группы, общешкольные праздники и т.д.).
3. Осуществление принципа личностного подхода в обучении и воспитании. Личностный подход включает в себя, во-первых, взгляд на каждого ученика как на особенную, своеобразную личность во всей совокупности ее черт и качеств, а во-вторых, предполагает взаимоотношения личности ученика и личности учителя. Создание ситуации успеха, взгляд на человека «с положительной гипотезой», работа на уровне событийной педагогики, целеполагание при организации любого дела на 2-х уровнях – коллективном и личностном, дела, специально организованные «под личность» - элементы той технологии, которая создает гармонию межличностных отношений в классе.
4. Существование детского коллектива как открытой системы дает возможность коррекции взаимоотношений ученика с другими членами коллектива, с учителями, изменения неблагоприятного статуса личности не только на уровне классного, но и общешкольного коллектива, помогает предотвратить конфликты и возникновение психологического дискомфорта в стремлении реализовать желание лидерства.
- Как правильно готовиться к экзаменам (или вместо введения)
- Содержание Тема лекции: «Общая характеристика педагогической деятельности»
- 2. Стили педагогической деятельности
- 3. Профессиональное становление педагога: особенности, условия, факторы
- Инновационная направленность педагогической деятельности
- Вопросы для самоконтроля
- Рекомендуемая литература
- 1. Исторические аспекты возникновения и развития профессиональной педагогики как самостоятельной отрасли знания.
- 2. Основные тенденции развития системы начального профессионального образования.
- 3. Методы исследований профессиональной педагогики.
- 2. Основные тенденции развития системы начального профессионального образования
- Непрерывность образования
- Интегративность образования
- Стандартизация образования
- Демократизация и плюрализация образования
- 3. Методы исследований в профессиональной педагогике
- Вопросы для самоконтроля
- 1. Определение понятия «педагогический процесс».
- 2. Функции педагогического процесса.
- 3. Принципы профессионального обучения.
- 2. Функции педагогического процесса
- 3. Принципы профессионального обучения
- Вопросы для самоконтроля
- Рекомендуемая литература
- Тема лекции: «Содержание профессионального обучения»
- 1. Понятие и сущность содержания образования.
- 2.Государственный стандарт профессионального образования.
- 4. Общие подходы к отбору содержания обучения.
- 1. Понятие и сущность содержания образования
- 2. Государственный стандарт профессионального образования
- 3. Общие подходы к отбору содержания обучения
- 2. Методы теоретического обучения
- Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности учащихся Словесные методы
- 3. Методы производственного обучения
- 4. Выбор методов обучения
- 5. Формы и методы контроля знаний, умений и навыков учащихся профессиональных учебных заведений
- Вопросы для самоконтроля
- Рекомендуемая литература
- Тема лекции: «Характеристика форм профессионального обучения»
- 2. Основные формы организации производственного обучения
- 3. Развитие классно-урочной системы организации обучения
- Вопросы для самоконтроля
- 1. Средства обучения как категория дидактики.
- 2. Характеристика современных средств обучения.
- 3. Учебно-производственные средства обучения.
- 3. Учебно-производственные средства обучения
- Вопросы для самоконтроля
- 2. Технология целеполагания, конструирования и планирования педагогического процесса в учреждениях начального профессионального образования
- 3. Технология осуществления педагогического процесса в системе нпо
- Виды деятельности детей и общие технологические требования к их организации
- Технология организации учебно-познавательной деятельности учащихся
- Ценностно-ориентационная деятельность и ее связь с другими видами развивающей деятельности
- Технология организации развивающих видов деятельности учащихся
- 4. Технология решения педагогических задач
- Вопросы для самоконтроля
- 2. Основные принципы и методы гуманистического воспитания
- Методы формирования сознания личности
- Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности
- Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности
- Методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании
- 3. Методы педагогического воздействия на учащихся
- Наказание как метод педагогического воздействия
- Внушение в педагогическом процессе
- Убеждение как основной способ воздействия учителя на учащихся
- Подражание и пример в педагогическом процессе
- 4. Особенности организации воспитательного процесса в профессиональном учебном заведении
- Вопросы для самоконтроля
- Рекомендуемая литература
- Тема лекции: «Методика воспитательной работы в профессиональном учебном заведении»
- 1. Система воспитательной работы учреждений начального профессионального образования
- Воспитательная работа классного руководителя
- 2. Методика планирования воспитательной работы
- 3. Сущность и содержание работы педагога-воспитателя с родителями учащихся
- Основные функции работы педагогов с родителями
- 4. Методика формирования благоприятного психологического климата в коллективе учащихся
- 5. Социально-педагогическая деятельность с детьми девиантного поведения
- В науке и практике получили распространение две основные технологии работы с подростками девиантного и деликвентного поведения – профилактическая и реабилитационная.
- Вопросы для самоконтроля
- 2. Цели профессионально-педагогического общения
- 3. Содержание и средства профессионально-педагогического общения
- 4. Стили педагогического общения
- 5. Технология педагогического общения
- Вопросы для самоконтроля
- Рекомендуемая литература
- Сущность и специфика педагогической задачи. Технология решения педагогических задач.
- §3 Педагогическая задача и процесс ее решения.
- 305000, Г. Курск, ул. Радищева, 33