logo
методичка ГАК

Технология организации учебно-познавательной деятельности учащихся

Учебно-познавательная деятельность это специально орга­низуемое самим обучаемым или извне познание с целью овладений богатствами культуры, накопленной человечеством. Ее предметным результатом являются научные знания, умения, навыки, фор­мы поведения и виды деятельности, которыми овладевает обуча­емый.

Воспитательно-развивающий результат состоит в интеллекту­ально-нравственном развитии личности, приобретении опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-волевого и цен­ностного отношения к окружающему миру, формировании по­требности в знаниях и познании как деятельности.

Содержанием учебно-познавательной деятельности является опыт, накопленный предшествующими поколениями, а местом преимущественного осуществления – образовательное учреждение.

Учение как познавательная (гностическая) деятельность про­текает в двух основных формах: внешней и внутренней. К внешней (практической) гностической деятельности относятся такие ее виды, как манипулирование предметами, их механическая об­работка, сборка и разборка, взвешивание, измерение, взаимное перемещение и т. п. Это может быть перцептивная деятельность – рассматривание, слушание, наблюдение, а также символическая деятельность, например изображение, называние, обозначение, словесное описание, высказывание, повторение слов и высказываний и т.п. Внутренняя познавательная деятельность ненаблюдаема, хотя и требует для ее осуществления таких умственных действий, как анализ и синтез, отож­дествление и различение, абстрагирование и обобщение, ориентировка и селекция, классификация, кодирование и перекодирование. Основной орга­низационной формой, в которой протекает организованное уче­ние, является урок.

Атрибутика учебно-познавательной деятельности предполага­ет наличие учебников, учебно-наглядных пособий, техническихи других средств, помогающих освоению содержания образования.

Специфика учебно-познавательной деятельности состоит в том, [что своим обязательным предметным результатом она имеет подчиняющиеся жестким критериям научные знания в форме понятий, суждений и умозаключений, а также умения, навыки и общее интеллектуальное развитие. Другими словами, она требует научения знаниям, умениям и мышлению.

Психолого-педагогические условия организации учебно-познавательной деятельности учащихся зависят от того, какую по­зицию учащиеся занимают в педагогической ситуации. Эти пози­ции могут быть:

- пассивного восприятия и освоения преподносимой извне информации;

- активного самостоятельного поиска, обнаружения и использования информации;

- организуемого извне направленного поиска, обнаружения и использования информации.

Успешность организации учебно-познавательной деятельности определяется целостностью или, напротив, разрозненностью представлений педагога о своем предмете, его целях, системе знаний, навыков и отношений, которые с помощью предмета можно сформировать у учащихся.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4