3. Сущность и содержание работы педагога-воспитателя с родителями учащихся
Важным звеном в построении воспитательной работы является взаимодействие педагога с родителями учащегося. Семья – та естественная среда жизни и развития ребенка, в которой закладываются основы личности.
Функции семьи:
регулирование физического и эмоционального развития;
влияние на развитие психологического пола;
влияние на умственное развитие;
ознакомление ребенка с социальными нормами;
формирование ценностных ориентации;
социальная поддержка.
Выполнению этих функций способствуют климат семейных отношений, режим семейной жизни (уровень требований в семье друг к другу), содержание деятельности, присущее различным поколениям членов семьи.
Современные семьи развиваются в условиях качественно новой и противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению и повышению ее значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются процессы, приводящие к обострению семейных проблем. Это, прежде всего, падение материального уровня большинства семей, рост числа разводов, отрицательно влияющих на психику детей, увеличение числа неполных и имеющих одного ребенка семей. Значительная часть подростков отдаляется от родителей.
Следовательно, в сложных современных условиях семье требуется квалифицированная помощь со стороны педагогов. Только в процессе взаимодействия педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности учащегося.
Первым и решающим условием положительного взаимодействия являются доверительные отношения между педагогами и родителями. Необходимо, чтобы у родителей возник интерес к процессу воспитания, уверенность в своих силах.
Доверие – главная цель в педагогическом общении с родителями. Его можно достичь с помощью определенных методических приемов. Прежде всего, педагог должен «транслировать» родителям положительный образ ребенка. Повседневное общение в семье часто лишает возможности замечать какие-то стороны личности или не дает им проявиться. Педагог видит ребенка в разнообразных ситуациях учебной и другой деятельности, в среде сверстников и может предоставить родителям эту информацию. Кроме того, важно, чтобы родители увидели позитивное отношение педагога к их ребенку, и могли быть уверены в том, что педагог действует именно в интересах ребенка. Важен диалог между родителями и педагогом, обмен мнениями, поиск совместных решений, общие усилия, необходимые для развития ребенка.
Однако взаимодействия с семьями воспитанников складываются по-разному. Выяснить воспитательные возможности семьи помогает педагогическая диагностика.
Назначение работы школы с родителями учащихся.
Для выработки единого взгляда на сущность воспитания как процесса организации жизнедеятельности ребенка (подростка) с целью создания в школе и дома оптимальных условий для развития и самоактуализации личности ребенка, выработки единых принципов воспитания.
Для правильного определения (с учетом конкретной социально-педагогической и психологической ситуации развития ребенка) цели и задач воспитания. Возможностей их реализации.
Для наиболее эффективной и рациональной расстановки сил по разностороннему, гармоничному развитию ребенка (подростка), для организации педагогической поддержки ему (что может школа и внешкольные учреждения дополнительного образования, а что — родители и их окружение).
Для наилучшего изучения ребенка (подростка) с разных позиций, под разным углом зрения: эмоционально-чувственного – со стороны родителей, и общественно-гражданского, трудового, интеллектуально-познавательного, нравственного... — со стороны педагогов, чтобы рационально организовать учебно-воспитательный процесс и в школе, и дома.
Для выработки общей методики и техники, стиля и тона необходимых воспитательных воздействий на ребенка (подростка), для координации и корректировки этих воздействий в различных жизненных ситуациях.
Для установления эмоционально-положительных взаимоотношений классного руководителя, учащихся и родителей (общечеловеческий аспект). Ведь хорошо известно, что воспитательный процесс протекает успешно в доброжелательной, радостной атмосфере взаимопонимания и расположенности к взаимоприятным контактам — формальным и неформальным. Отсюда понятны роль и назначение работы школы, классного руководителя, заключающиеся в том, чтобы вызвать к жизни позитивные факторы семейного и школь воспитания, организовать их взаимодополнение, положительное взаимовлияние, взаимопроникновение.
Изучение семьи позволяет педагогу ближе познакомиться с ребенком, понять стиль жизни семьи, его уклад, взаимоотношения между домочадцами, их духовные ценности. При этом педагог использует комплекс традиционных методов психолого-педагогической диагностики.
Педагогическая диагностика семьи лежит в основе условной сгруппированности семей по принципу возможности использования их нравственного потенциала для воспитания своего ребенка, детей класса. В связи с этим семьи делятся на 5 типов.
Семьи с высоким уровнем нравственных отношений. В них здоровая моральная атмосфера, дети получают возможность для развития своих способностей. Частое вмешательство педагога здесь не нужно, хотя отдельные советы и предостережения, связанные с особенностями воспитания в определенном возрасте, не исключаются.
Семьи, характеризующиеся нормальными отношениями между родителями, но при этом не обеспечивающие положительную направленность в воспитании детей. Дети могут быть в центре «особых» забот родителей, в связи с чем у ребенка развиваются эгоистические тенденции, что, безусловно, требует внимания педагога.
Конфликтные семьи. В таких условиях родителям не до детей, они сами не могут разобраться в своих отношениях. Ни о каком разумном воспитании нет и речи, все пущено на самотек. Нужно активное педагогическое воздействие, чтобы изменить микроклимат в семье, не потерять растущего в ней человека.
Внешне благополучные семьи, в которых процветает бездуховность, отсутствуют истинные нравственные ценности, эмоциональная связь поколений часто нарушена. Некоторые дети хоро шо усваивают семейную психологию внешнего благополучия, поэтому воспитательная работа с такими семьями особенно трудна.
Неблагополучные семьи, для которых характерны грубость, скандалы, аморальное поведение. Такие семьи требуют постоянного внимания педагога, общественности, а иногда и активного вмешательства, чтобы защитить интересы детей.
Целесообразно знать указанные типы семей и учитывать их особенности в работе с родителями.
- Как правильно готовиться к экзаменам (или вместо введения)
- Содержание Тема лекции: «Общая характеристика педагогической деятельности»
- 2. Стили педагогической деятельности
- 3. Профессиональное становление педагога: особенности, условия, факторы
- Инновационная направленность педагогической деятельности
- Вопросы для самоконтроля
- Рекомендуемая литература
- 1. Исторические аспекты возникновения и развития профессиональной педагогики как самостоятельной отрасли знания.
- 2. Основные тенденции развития системы начального профессионального образования.
- 3. Методы исследований профессиональной педагогики.
- 2. Основные тенденции развития системы начального профессионального образования
- Непрерывность образования
- Интегративность образования
- Стандартизация образования
- Демократизация и плюрализация образования
- 3. Методы исследований в профессиональной педагогике
- Вопросы для самоконтроля
- 1. Определение понятия «педагогический процесс».
- 2. Функции педагогического процесса.
- 3. Принципы профессионального обучения.
- 2. Функции педагогического процесса
- 3. Принципы профессионального обучения
- Вопросы для самоконтроля
- Рекомендуемая литература
- Тема лекции: «Содержание профессионального обучения»
- 1. Понятие и сущность содержания образования.
- 2.Государственный стандарт профессионального образования.
- 4. Общие подходы к отбору содержания обучения.
- 1. Понятие и сущность содержания образования
- 2. Государственный стандарт профессионального образования
- 3. Общие подходы к отбору содержания обучения
- 2. Методы теоретического обучения
- Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности учащихся Словесные методы
- 3. Методы производственного обучения
- 4. Выбор методов обучения
- 5. Формы и методы контроля знаний, умений и навыков учащихся профессиональных учебных заведений
- Вопросы для самоконтроля
- Рекомендуемая литература
- Тема лекции: «Характеристика форм профессионального обучения»
- 2. Основные формы организации производственного обучения
- 3. Развитие классно-урочной системы организации обучения
- Вопросы для самоконтроля
- 1. Средства обучения как категория дидактики.
- 2. Характеристика современных средств обучения.
- 3. Учебно-производственные средства обучения.
- 3. Учебно-производственные средства обучения
- Вопросы для самоконтроля
- 2. Технология целеполагания, конструирования и планирования педагогического процесса в учреждениях начального профессионального образования
- 3. Технология осуществления педагогического процесса в системе нпо
- Виды деятельности детей и общие технологические требования к их организации
- Технология организации учебно-познавательной деятельности учащихся
- Ценностно-ориентационная деятельность и ее связь с другими видами развивающей деятельности
- Технология организации развивающих видов деятельности учащихся
- 4. Технология решения педагогических задач
- Вопросы для самоконтроля
- 2. Основные принципы и методы гуманистического воспитания
- Методы формирования сознания личности
- Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности
- Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности
- Методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании
- 3. Методы педагогического воздействия на учащихся
- Наказание как метод педагогического воздействия
- Внушение в педагогическом процессе
- Убеждение как основной способ воздействия учителя на учащихся
- Подражание и пример в педагогическом процессе
- 4. Особенности организации воспитательного процесса в профессиональном учебном заведении
- Вопросы для самоконтроля
- Рекомендуемая литература
- Тема лекции: «Методика воспитательной работы в профессиональном учебном заведении»
- 1. Система воспитательной работы учреждений начального профессионального образования
- Воспитательная работа классного руководителя
- 2. Методика планирования воспитательной работы
- 3. Сущность и содержание работы педагога-воспитателя с родителями учащихся
- Основные функции работы педагогов с родителями
- 4. Методика формирования благоприятного психологического климата в коллективе учащихся
- 5. Социально-педагогическая деятельность с детьми девиантного поведения
- В науке и практике получили распространение две основные технологии работы с подростками девиантного и деликвентного поведения – профилактическая и реабилитационная.
- Вопросы для самоконтроля
- 2. Цели профессионально-педагогического общения
- 3. Содержание и средства профессионально-педагогического общения
- 4. Стили педагогического общения
- 5. Технология педагогического общения
- Вопросы для самоконтроля
- Рекомендуемая литература
- Сущность и специфика педагогической задачи. Технология решения педагогических задач.
- §3 Педагогическая задача и процесс ее решения.
- 305000, Г. Курск, ул. Радищева, 33