logo
методичка ГАК

В науке и практике получили распространение две основные технологии работы с подростками девиантного и деликвентного поведения – профилактическая и реабилитационная.

Профилактика – это совокупность государственных, общественных, социально-медицинских и организационно-воспитательных мероприятий, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих различного рода социальные отклонения в поведении подростков.

Основные направления профилактической работы:

Сам термин «профилактика» обычно ассоциируется с запланированным предупреждением какого-то неблагоприятного события, т. е. с установлением причин, способных вызвать нежелательные последствия.

Так как социальные отклонения могут быть вызваны разными причинами и обстоятельствами, можно выделить несколько типов профилактических мероприятий:

-нейтрализующие;

Условия, обеспечивающие эффективность профилактических мероприятий:

В профилактических технологиях выделяется прежде всего информационный подход. Основным направлением работы должно стать информирование несовершеннолетних об их правах и обязанностях, о требованиях, предъявляемым государством и обществом к выполнению установленных для данной возрастной группы социальных норм. Это можно осуществить через СМИ (печать, радио, телевидение), кино, театр, художественную литературу и др. произведения культуры.

Социально-профилактический подход в качестве основной цели рассматривает выявление, устранение и нейтрализацию причин и условий, вызывающих различного рода негативные явления. Сущностью такого подхода является система социально-экономических, общественно-политических, организационных, правовых и воспитательных мероприятий, которые проводятся государством, обществом, конкретным социально-педагогическим учреждением, социальным педагогом для устранения или минимизации причин девиантного поведения. Например за употребление наркотиков – уголовная ответственность.

Медико-биологический подход. Его сущность состоит в предупреждении возможных отклонений от социальных норм целенаправленными мерами лечебно-профилактического характера по отношению к лицам, страдающих различными психическими аномалиями, т. е. патологией на биологическом уровне. Очень важно вовремя распознать у подростка различные патологические нарушения психики, которые могут привести его к совершению необдуманных поступков. Он должен быть обследован психиатром с соответствующим медицинским лечением, дополненным определенным воспитательным воздействием со стороны социального педагога.

Социально-педагогический подход заключается в восстановлении или коррекции качеств личности подростка с девиантным поведением, особенно его нравственных и волевых качеств личности.

Воспитание положительных качеств у подростка следует начинать с формирования правильного представления о воле. Этот процесс включает ряд этапов:

  1. Раскрытие сущности отдельных волевых качеств, правильная их иллюстрация примерами.

  2. Выработка обобщенных представлений о воле и волевом облике подростка, установление соотношения между смелостью и наглостью, настойчивостью и упрямством, самостоятельностью и неуважением к чужому мнению.

  3. Планомерное самовоспитание, поиск своих недостатков, путей их исправления. На этом этапе социальный педагог должен помочь подростку в формировании правильной самооценки.

  4. Зрелое самовоспитание, т. е. реализация потребности в самосовершенствовании.

Другой технологией работы социального педагога с дезадаптированными подростками является их реабилитация.

Реабилитация – это система мер, имеющих своей целью возвращение ребенка к активной жизни в обществе и общественно-полезному труду. Этот процесс является непрерывным, хотя и ограничен временными рамками.

Виды реабилитации:

Медицинская направлена на полное или частичное восстановление или компенсацию той или иной утраченной функции организма ребенка или на возможное замедление прогрессирующего заболевания.

Психологическая реабилитация направлена на психическую сферу подростка и имеет своей целью преодоление в сознании подростка с девиантным поведением представления о его ненужности и никчемности как личности.

Педагогическая – это система мер воспитательного характера, натравленная на формирование личностных качеств, значимых для жизнедеятельности ребенка, активной жизненной позиции ребенка, способствующих адаптацию его в обществе; на овладение необходимыми умениями и навыками по самообслуживанию, положительным социальными ролями, правилами поведения в обществе; на получение необходимого образования.

Социально-экономическая реабилитация – это комплекс мероприятий, направленных на обеспечение подростка причитающимися ему денежными выплатами, защиту его законных интересов и прав.

Профессиональная предусматривает обучение или переобучение подростка доступным для него формам труда, поиск для него рабочего места и с облегченными условиями труда и сокращенным рабочим днем.

Бытовая реабилитация имеет в виду предоставление нормальных условий жизни подростка.

Социально-педагогическая реабилитация подростков с девиантным поведением реализуется в специализированных учреждениях, которые называют реабилитационными центрами.

Задачи таких учреждений:

В этих учреждениях социально-педагогическая реабилитация включает 3 этапа:

1. Диагностики;

2. Создания и реализации реабилитационной программы;

3. Постреабилитационной защиты ребенка.

Основные положения реабилитационной программы с подростками:

  1. Опора на положительные качества несовершеннолетнего подростка. Необходимо следовать путем создания для подростка ситуации успеха, уметь найти положительное в поведении подростка, стоить согласно этому деятельность социального педагога.

  2. Формирование будущих жизненных устремлений. Для такого подростка важной найти дальнейшее профессиональное самоопределение, соответствующего интересам и возможностям подростка.

  3. Помимо деятельности, связанной с его дальнейшей трудовой судьбой, необходимо включение несовершеннолетнего, склонного к девиантному поведению, в значимую для него и общественно-полезную деятельность, а не чтение ему моралей, нотаций, нравоучений, наставлений.

  4. Глубокая доверительность и уважение во взаимоотношениях с подростком.

В процессе реабилитационной социально-педагогической деятельности специалист выполняет следующие функции:

При построении реабилитационных программ следует учитывать, в каком состоянии находится подросток. Это может быть предкризисное состояние, обусловленное социальной запущенностью вследствие конфликтов в семье или со сверстниками; побегами из дома, непосещение образовательного учреждения. Социальный педагог должен владеть приемами экстренной диагностики ситуации, в которую попал данный ребенок, выявления причин возникновения социально-личностно-эмоциональных нарушений.

Основные виды деятельности: индивидуальное консультирование; включение подростков в тренинговые группы с целью коррекции негативных эмоционально значимых ситуаций; индивидуальная работа с системой ценностей ребенка; обучение специальным навыкам, способам эффективного общения, конструктивному поведению в конфликтных ситуациях.

Кроме этого необходима работа с семьей с целью установления значимых взаимоотношений между ребенком и родителями.

Других подходов требует ребенок, который находится в кризисном состоянии, обусловленном агрессивным поведением подростка. В работе с данной категорией детей используется: экстренная диагностика эмоционального состояния, выявление причин данной проблемы, обучение навыкам решения возникающих проблем, умениям управлять своими эмоциями, работа над формированием позитивной Я-концепции.

Работа с бездомными детьми осуществляется в 2-х направлениях:

Другие направление связано с подростками, экспериментирующими с психоактивными веществами. Чаще всего это подростки, имеющие низкую самооценку, низкую удовлетворенность своими поступками, повышенную потребность в социальном одобрении, высокую тревожность.

Основной метод работы – патронаж, основная форма работы – организация социально-психологического тренинга, направленного на формирование позитивной Я-концепции.