logo
методичка ГАК

3. Развитие классно-урочной системы организации обучения

Сегодня можно констатировать, что классно-урочная система оказалась наиболее устойчивой системой организации обучения, выдержавшей испытание временем. Однако это не означает, что у нее нет недостатков. О некоторых из них писали ученые-педагоги и практики (ориентация на среднего учащегося, преобладание фронтальной формы обучения и т.д.) и раньше. Между тем, в современных условиях классно-урочная система стала все явственнее обнаруживать свои принципиальные недостатки и приходить в противоречие с новыми условиями и задачами обучения в профессиональной школе.

Во-первых, при такой организации обучения усвоение учебной дисциплины растягивается на длительное время. Есть факты, когда предметы, рассчитанные на 10-20 часов, изучаются в течение целого полугодия – уроки по ним включаются в расписание не более одного раза в неделю. Следует подчеркнуть, что в последние годы тенденция увеличения в учебном плане профессиональных училищ и лицеев так называемых «карликовых» курсов стала усиливаться. И связано это с введением в учебные планы все новых и новых предметов за счет сокращения объема часов на другие дисциплины. Подобная организация обучения приводит к забыванию материала, поскольку противоречит психологическим закономерностям запоминания информации.

Во-вторых, при традиционной организационной структуре обучения учащиеся в течение дня изучают от 5 до 8 разнородных, разнохарактерных предметов. Кроме того, во второй половине дня они вынуждены готовиться к урокам на следующий день – а это еще столько же дисциплин. Постоянный калейдоскоп предметов не позволяет учащимся не в один из них погрузиться полностью, не дает возможности остановиться на чем-то, задуматься поглубже над заинтересовавшим вопросом, предметом. Каждый урок – это новая доминанта для них, а значит, и необходимость соответствующим образом настраиваться. Частая смена доминант, их неустойчивость, невозможность сосредоточиться на чем-то одном, постоянная смена кабинетов, педагогов приводит в итоге к тому, что училище, вслед за школой, несколько лет подряд неустанно и насильственно, по определенному алгоритму, заложенному в расписании, рассеивает внимание учащихся, служит одной из главных причин их повышенной нервозности, быстрой утомляемости, низкой эффективности учебного труда.

В-третьих, существенный недостаток сложившейся организации учебного процесса состоит в том, что она не в состоянии учитывать закономерности динамики работоспособности педагогов и учащихся в течение дня, недели – мешает многообразие одновременно изучаемых дисциплин, стремление каждого преподавателя, независимо от места урока в расписании дня, недели, максимально активизировать учебную деятельность и т.д.

Задаче максимального сближения учебного процесса с естественными психологическими особенностями восприятия, переработки и усвоения информации человеком отвечает концентрированное обучение – особая технология организации учебного процесса, при которой осуществляется концентрация энергии и рабочего времени учащихся и педагогов на более глубоком изучении предмета за счет объединения уроков в блоки, сокращения числа параллельно изучаемых дисциплин в течение дня и недели. Цель концентрированного обучения заключается в повышении качества обучения и воспитания учащихся через преодоление много предметности учебного дня, калейдоскопичности ощущений и впечатлений при формировании знаний и умений, раздробленности процесса познания.

Основной учебно-организационной единицей при таком обучении становится не урок, а учебный блок. Учебный блок – это занятие, включающее, как правило, четыре урока, объединенных общей целью. Он представляет собой совокупность взаимосвязанных форм организации обучения, в которых последовательно и единовременно осуществляется сознательное усвоение учащимися учебного материала, формирование в единстве знаний и умений учащихся, развитие их творческих способностей.

Инвариантная структура учебного блока включает следующую последовательность форм: лекция – самостоятельная работа – зачет. На лекции учащиеся знакомятся с целью и планом всего учебного блока и самой лекции. Этот материал, а также основное содержание лекции и последующих организационных форм обучения готовится заранее и оформляется в виде опорного конспекта, схемы и т.п. После ориентировки учащихся в предстоящей деятельности излагается, в соответствии с планом, материал лекции. После первого предъявления следует более сжатое второе, а в конце лекции – третье, еще более концентрированное изложение основных вопросов лекции. Изложение и объяснение материала сопровождается применением приемов активизации и поддержания внимания учащихся: сочетание слова и наглядности, постановка проблемных вопросов и создание проблемных ситуаций, предложение небольших практических заданий и т.п.

На лекции происходит первое знакомство учащихся с новым знанием, его восприятие и первичное осмысление. Но, в отличие от традиционного подхода, воспринятый учащимися материал – это не раздробленные сведения, а целостный блок знаний по логически завершенной теме, предъявляемый концентрированно.

На следующем занятии – самостоятельной работе – педагогом ставится задача проработать материал учебника (указываются параграфы) так, чтобы учащиеся смогли ответить на контрольные вопросы. Самостоятельная работа может быть индивидуальной или в парах. Педагог в это время выполняет функцию консультанта. По окончании самостоятельной работы учащиеся отвечают на контрольные вопросы.

На этом занятии в результате само погружения учащихся в изучение предмета осуществляется более углубленное усвоение лекционного материала, его осмысление. Важно также, что формируются самообразовательные навыки и умения: работа с книгой, умение выделять главное в прочитанном, составлять планы, устанавливать причинно-следственные связи и т.д.

Третий структурный элемент учебного блока – практическое занятие. Его цель – формирование умений применять новые знания на практике. В результате самостоятельного, а также совместного (с педагогом и другими учащимися) выполнения заданий на применение знаний осуществляется этап закрепления знаний в памяти. Происходит это не отсрочено во времени, когда большая часть знаний у учащихся забывается, а непосредственно после их восприятия и осмысления.

На зачете – последнем занятии блока – проверяется степень усвоения основных понятий и ведущих идей, сформированность навыков работы, общих учебных и специальных умений и т.д. Зачет проводится, как правило, с применением тестирования, результаты которого учащиеся сами могут оценить по определенным преподавателем критериям. Здесь активно применяется взаимоконтроль, самоконтроль и самооценка.

В зависимости от единицы укрупнения (учебный предмет, учебный день, учебная неделя), определяющей степень концентрации можно выделить три модели концентрированного обучения.

Первая модель предполагает изучение в течение определенного времени одного основного предмета. Продолжительность погружения в предмет определяется при этом особенностями содержания и логики его усвоения учащимися, общим числом отводимых на его изучение часов, наличием материально-технической и учебно-методической базы. После изучения одного предмета учащиеся переходят к другому в определенной последовательности, которая строится исходя из принципов преемственности, взаимосвязи общего и профессионального образования.

Вторая модель предполагает укрупнение одной организационной единицы – учебного дня, количества изучаемых предметов в котором сокращается до одного – двух. В рамках же учебной недели число дисциплин сохраняется в соответствии с учебным планом и графиком его прохождения.

Третья модель предполагает укрупнение учебной недели. Количество предметов, запланированных на семестр (год), не меняется и соответствует учебному плану, но меняется структура учебной недели, в течение которой изучается не более двух – трех дисциплин.

Исследования позволяют говорить о следующих несомненных достоинствах системы концентрированного обучения:

- устранение много предметности и разбросанности расписания снимает нервное напряжение учащихся и педагогов, благотворно сказывается на их физическом состоянии и здоровье;

- укрупнение организационных форм процесса обучения способствует целостности (по крайней мере. снимает раздробленность) в развитии мотивационной сферы (нет постоянной смены мотивов учения), интеллектуальной (концентрируется внимание на относительно завершенном блоке учебного материала, успешно формируются способы умственных действий, плодотворно развиваются познавательные и учебные умения, системно и основательно усваиваются знания) и других сфер;

- концентрация обучения дает значительную экономию учебного времени.

Однако эта технология имеет свои границы применения.

Концентрированное обучение требует от учащихся и педагогов большой напряженности, которая при неправильной постановке обучения может порождать утомляемость. Могут быть затруднения при увязке и объединении предметов – иногда они могут быть объединены чисто механически.