logo
методичка ГАК

2. Методика планирования воспитательной работы

Планирование воспитательной работы не должно ограничивать­ся составлением плана, как это часто, к сожалению, практикует­ся в школе. Планирование – творческий процесс, не прекращаю­щийся на протяжении всей работы с детьми. Планирование явля­ется составной частью профессиональной деятельности админист­рации школы и учителя и основывается на сотрудничестве педаго­гов, учащихся и родителей, осознавших цели и задачи совместной деятельности, и на желании сделать школьную жизнь интересной, полезной, творческой.

Практика показывает, что заместителю директора по воспита­тельной работе приходится сложнее всего: он должен «придумать» самые разные дела для всей школы, параллелей, постараться внести новое, учесть интересы взрослых и детей. Эту задачу можно успешно выполнить, если придерживаться некоторых организатор­ских истин.

  1. Не надо взваливать все лишь на свои плечи. Так, классные руководители, зная особенности своих учебных коллективов, ин­тересы ребят, могут предложить включить в общешкольный план самые разные дела, в которых будут участвовать и их классы.

  2. Дела должны быть разнообразны по содержанию. В план вно­сятся мероприятия, развивающие знания и способности ребят (ин­теллектуальные, духовно-нравственные, художественные, тру­довые, спортивные и др.), а также ряд развлечений, которые легко придумывают сами дети и с удовольствием берутся за их организацию. Следует предусмотреть различные формы работы по каж­дому из направлений.

  3. Сложившийся коллектив обязательно имеет традиции – это передаваемые обычаи, то, что позволяет школе, классу иметь свое лицо. Традиционные дела, как правило, привлекательны, к ним можно готовиться заранее.

  4. При составлении общешкольного плана полезно учитывать календарь знаменательных дат.

  5. В создании общешкольного плана работы поможет «мозговой штурм». Его участники – классные руководители, воспитатели, руководители методических объединений, учащиеся, организаторы детских клубов, кружков и т.п.

Классный руководитель должен учитывать совокупность прин­ципов в планировании: целенаправленность; учет возрастных осо­бенностей учащихся, ведущих интересов в классном коллектив преемственность, систематичность, последовательность запланированных дел; реальность; разнообразие форм и методов; творческий характер планирования.

Скоординировав свои предложения с предложениями детей и родителей, классный руководитель оформляет план воспитатель­ной работы.

Структура плана воспитательной работы.

1. Характеристика классного коллектива:

• связь классного коллектива с общешкольным коллективом, с социумом (выходит ли коллектив в организации своих дел за рамки класса, организует ли дела для младших школьников, для школы в целом, вносит ли предложения для улучшения жизни класса, школы).

  1. Воспитательные задачи.

  2. Жизнедеятельность классного коллектива.

  3. Работа с родителями учащихся.

  4. Индивидуальная работа с учащимися.

При составлении плана важно учиты­вать особенности образовательного учреждения, соответствие содержания, форм и методов поставленным воспитательным зада­чам, уровень воспитанности школьников и развития коллектива. Продуманный неформальный план воспитательной работы окажет несомненную помощь в организации воспитывающей дея­тельности в школе и классе, координации усилий педагогов, ро­дителей, детей в создании условий для развития и коллектива, и личности каждого учащегося.