logo
методичка ГАК

5. Технология педагогического общения

Педагогическое общение становится оптимальным, когда в процессе общения обеспечиваются наилучшие условия для творческой учебной деятельности, создается благоприятный психологический климат в детском коллективе, возможно максимально используются личностные особенности учителя.

Разумеется, вариативный, творческий характер педагогического общения обусловливает бесконечное множество приемов и способов разрешения педагогических задач. Однако знание его закономерностей и владение основами технологии общения облегчают педагогу установление контакта с учениками и позволяют преодолевать возможные трудности взаимодействия.

Остановимся на некоторых, на наш взгляд, ключевых моментах технологии педагогического общения.

В момент изначального контакта с аудиторией важную роль играет такой значимый психологический эффект, как проблема первого впечатления. В психологии общения есть понятие самопрезентации, или самоподачи. Известно, что любой из нас, вступая в контакт, определенным образом «подает» себя собеседнику, чтобы облегчить ему создание своего образа, моделирование своей личности. Именно на этой стадии формируется изначальный и нередко довольно устойчивый стереотип восприятия педагога. Причем иногда важную роль играют не только содержательные характеристики деятельности, но и такие, казалось бы, второстепенные аспекты, как внешний вид, манера поведения. И чем старше возраст воспитуемых, тем более значительное внимание уделяется этим вопросам. Педагог уже при первом знакомстве с классом должен, во-первых, показать диапазон своих возможностей (интеллектуальных, творческих, профессиональных) и, во-вторых, доказать детям, что он ориентируется в их интересах (мода, музыка, социальные претензии), найти точки соприкосновения своей деятельности с деятельностью детей. Ведь взаимный интерес – прекрасная основа для будущего творческого взаимодействия.

Необходимый для успешной педагогической деятельности является умение привлечь к себе внимание объекта общения. Конечно, само появление учителя в классе, как правило, привлекает внимание учеников, но для продуктивного и органичного общения учитель обязан сконцентрировать внимание на себе и рассматривать это как важную текущую коммуникативную задачу. Анализ многообразной педагогической деятельности позволяет выделить несколько вариантов организации этой стадии общения: речевой (вербальное обращение к учащимся); пауза (с активным внутренним общением – требованием внимания); двигательно-знаковый вариант (проход по классу, развешивание наглядных пособий, запись на доске темы урока и т.д.); смешанный вариант, включающий в себя элементы всех остальных (встречается чаще всего).

Чрезвычайно важен в педагогическом отношении и изначальный момент коммуникативной инициативы, когда осуществляется своеобразная «коммуникативная атака» педагога на класс и завоевывается коммуникативное преимущество. Существует ряд способов завоевания инициативы в общении: оперативность организации изначального контакта с классом и перехода от организационных процедур к деловому и личностному общению, отсутствие промежуточных зон между ними, достижение социально-психологического единства с классом; введение личностных аспектов во взаимодействие с детьми; преодоление негативных установок на отдельных учащихся и класс в целом; постановка задач и вопросов, которые в начальный момент способны мобилизовать учащихся, формулирование ярких, притягательных целей и показ путей их достижения; обеспечение внешнего коммуникативного вида учителя (опрятность, подтянутость, собранность, доброжелательность, обаяние и т.д.); реализация речевых и невербальных средств взаимодействия (мимика, пантомимика, контакт глазами и т.д.); «трансляция» в класс собственной расположенности к детям, дружественности, понимание и учет их ситуативной внутренней настроенности; достижение общего и ситуативного взаимодействия, формирующего у учащихся потребность во взаимодействии с учителем.

Однако завоевание инициативы – лишь первый шаг в организации взаимодействия. Следующей важной задачей является, во-первых, удержание этой инициативы, во-вторых, управление ею через систему приспособлений (термин К.С. Станиславского). Под приспособлением мы понимаем систему приемов (психологических, мимических, речевых, двигательных и т.п.), избираемую для организации структуры общения, адекватной задаче особенностям педагогической ситуации, оказания наиболее эффективного коммуникативного воздействия на школьников.

Коммуникативные приспособления в педагогическом общении чрезвычайно важны в технологическом и психологическом отношении, поскольку педагогические ситуации, как правило, стремительно развиваются, и эффективность управления педагогическим процессом зависит во многом от умения педагога находить приспособления для общения и использования их в меняющейся ситуации.

Среди приспособлений в общении ведущее место занимают «пристройки и достройки», т.е. «непроизвольное приспособлением человеком своего тела для воздействия на внешний объект с тем, чтобы приспособить этот объект к своим нуждам. Представление человека о качествах объекта диктуют характер, состав и порядок движений, в которых осуществляется пристройка». «Пристройки и достройки» в общении делают инструментовку педагогического общения более разнообразной, подкрепляют вербальную деятельность воспитателя.

Эффективным средством повышения результативность педагогического общения является жест. Жест усиливает словесное воздействие, формирует эмоциональное настроение в аудитории, является выражением отношения говорящего к излагаемому материалу и партнеру по общению. В обыденном общении по характеру жестикуляции нередко судят о человеке, его культуре. Особую весомость жест приобретает в системе профессионально общения. Жест информативен (некоторые исследователи, например, считают, что приблизительно 40% информации несут именно жесты и мимика); жест часто выступает в качестве семантических движений, заменяющих слово («да», «нет», «прошу вас», выйди» и т.д.); с помощью жеста вербальное общение получает серьезное эмоциональное подкрепление. Именно поэтому в системе профессионального общения невербальные средства должны быть осознаны, управляемы, а это, в свою очередь, требует высокой пластичности и выразительности тела, что достигается специальным тренингом.

К невербальным средствам общения относятся также направление взгляда, наличие или отсутствие физического контакта между общающимися, положение тела говорящего, взаимное положение общающихся в пространстве, расстояние между ними.

Общение может быть построено в горизонтальной или в вертикальной плоскостях. В первом случае педагог выше ученика, над ним, хотя возможет и обратный вариант, ученик выше учителя. Горизонтальное общение плодотворно, вертикальное всегда провоцирует ученика на сопротивление организуемому воздействию. Чтобы осуществить принцип «горизонтального общения», нужно, во-первых, мысленно ставить себя рядом с учеником, во-вторых, предметно пространственно обставлять эту идею, располагаясь по отношению к ребенку так, чтобы не возвышаться над ним, не смотреть сверху вниз.

Немаловажна в общении и дистанция, которую устанавливает педагог. Суть ее в том, чтобы не создавать у воспитанника впечатление безразличия педагога к его личности, но и не разрывать тот личностный круг, в котором воспитанник наедине с собой.

Дистанция – форма выражения отношения. Если учитель авторитарен, если он боится детей или не хочет установления с ними близких отношений, - он увеличивает дистанцию. И наоборот, учителя демократичные, склонные к диалоговому общению с детьми, устанавливают довольно близкие дистанции, стремятся к личному контакту (улыбка, взгляд, приветливое слово, мягкое касание, рукопожатие и т.д.).

Когда педагогу необходимо организовать какое-либо педагогическое воздействие (объяснить новый материал, сделать замечание и т.п.), он, во-первых, анализирует ситуацию, во-вторых, оперативно перебирает возможные варианты решения, избирает оптимальный метод, а потом организует воздействие. Но он еще должен найти адекватную избранному методу систему общения, через которую уже и организуется само педагогическое воздействие. Следовательно, после решения общей педагогической задачи как целевой и выбора метода воздействия мы должны образовать от них коммуникативную задачу в качестве инструментальной для организации непосредственного воздействия.

Важнейшим признаком профессионализма учителя является его способность, используя те или иные приемы технологии педагогического общения, воздействовать на учеников более тонко, обеспечивая при этом педагогическую и коммуникативную точность и эффективность. Процесс овладения этими приемами не прост и достаточно длителен. В начальный период профессиональной деятельности естественны сложные ситуации общения, психологические барьеры, трудности в установлении контакта с учащимися, но они могут и должны быть преодолены систематической работой над собой, если педагог стремится к созданию эффективной системы взаимоотношений с детьми, к сотрудничеству с ними в учебно-воспитательном процессе.