logo
методичка ГАК

1. Система воспитательной работы учреждений начального профессионального образования

Воспитательная работа это целенаправленная деятельность по организации совместной жизнедеятельности взрослых и детей, осуществляемая педагогическим коллективом либо отдельным пе­дагогом с целью наиболее полного их саморазвития и самореали­зации. Ее содержание, методика и технологии определяются сис­темой воспитательной работы того или иного образовательного учреждения.

Систему воспитательной работы в школе можно представить в виде взаимосвязанных блоков.

Как видно из рисунка, система воспитательной работы в школе или во внешкольном учреждении включает воспитание учащихся в процессе обучения и внеучебной деятельности, в ходе которых ре­шаются проблемы коллективного и индивидуального воспитания в школе, классе, группе. Организация воспитательной работы под­разумевает взаимодействие школы с социумом, сотрудничество с семьей с целью установления гуманистических отношений и бла­гоприятного морально-психологического климата.

Функции организаторов воспитательной работы различны, они изменяются в зависимости от занимаемой ими должности и осу­ществляемого воспитательного процесса.

Функции заместителя директора школы: админи­стративная (социальная, развивающая, образовательная, воспитательная); организаторская (аналитико-рефлексивная, корректиру­ющая, оценочно-результативная, стимулирующая); технологи­ческая (диагностическая, конструктивная, методическая, комму­никативная, организаторская, исследовательская).

Главные функции классного руководителя: системно-органи­зующая, диагностирующая, коммуникативная, воспитательная, проектирующая, организационно-деятельностная, развивающая, методическая, стимулирующая, оценивающая, охранно-защитная, корректирующая.

Основные направления воспитательной работы классного руководителя: организация разнообразной увле­кательной социально значимой коллективной деятельности через соуправление и самоуправление; организация общения детей для создания благоприятного морально-психологического климата в коллективе (атмосфера эмоционального сопереживания и взаимо­помощи, активная позиция каждого воспитанника в системе внутриколлективных отношений).

Структура системы деятельности педа­гога включает целеполагающую, прогностическую, диагностичес­кую, проектировочную, конструктивную, организаторскую, коррекционную и коммуникативную деятельность.

Целеполагающая деятельность – это определение близких и да­леких целей воспитания, развития коллектива и личности. При постановке це­лей воспитательной работы с детским коллективом педагог про­гнозирует изменения, которые должны произойти в отношениях между детьми, в ценностной ориентации коллектива и личности.

Прогностическая деятельность связана с прогнозированием целей, содержания, методов и результатов воспитательной работы. Прогнозирование осуществляется через диагностично сформули­рованные цели, позволяющие увидеть, каким будет детский кол­лектив и личность. Исходя из уровня актуального развития школь­ника, его возрастных, индивидуально-психологических осо­бенностей, уровня развития коллектива педагог определяет воз­можные достижения в ходе развития и саморазвития детей в кон­кретный временной период. Перспективы развития личности или детского коллектива отражаются в своеобразной «модели», или «видении», «образе» личности школьника или ученического кол­лектива.

Диагностическая деятельность – это оценочная практика, на­правленная на изучение коллектива и личности с целью определе­ния уровня воспитанности и оптимизации учебно-воспитательно­го процесса.

Проектировочная деятельность направлена на создание концеп­ций и программы развития системы воспитательной работы, это процесс прогнозирования дальнейшего развития ребенка, детского коллектива и определения стратегии воспитательной работы с ними.

Конструктивная деятельность предусматривает отбор опти­мальных видов и содержания воспитывающей деятельности, ее форм и их последовательности, вариативных технологий воспита­тельного процесса, эффективных методов педагогического взаи­модействия и воздействия, определяет основные направления планирования воспитательной работы.

Организаторская деятельность – это организация совместной деятельности педагога и учеников, направленная на реализацию воспитательных целей. Чем разнообразнее воспитывающая дея­тельность, тем больше возможностей создается для развития лич­ности, ее интересов и способностей.

Коррекционная деятельность, как правило, связана с внесением корректив в воспитательную работу и закреплением ценностной ориентации, позитивных качеств личности и коллектива, преодо­лением негативных явлений.

Рефлексивная деятельность – это аналитическая деятельность, направленная на анализ собственных действий и состояний. Само­рефлексия помогает осознать свои успехи и недостатки, стимули­рует совершенствование деятельности.

Коммуникативная деятельность способствует формированию демократического стиля общения, гуманистических отношений, созданию ситуации успеха, положительной мотивации.